Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Содержание

1 вопрос. Инновации: сущность, признаки, классификация
2 вопрос. Жизненный цикл инновации и инновационная деятельность предприятия
3 вопрос. Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций
4 вопрос. Инвестиции и их классификация. Инвестиционная политика предприятия
5 вопрос. Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии
6 вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов

Работа состоит из  1 файл

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

     Жизненный цикл инновации и  инновационная деятельность предприятия. 

     Период  времени от зарождения идеи до практического  внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре этапа, последовательность которых представлена на рис. 

       
 

     Рис. Функциональная последовательность инновационного процесса 

     На  первом этапе осуществляются фундаментальные  исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

     Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

     На  третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

     Четвертый этап – коммерциализация новшества  – продолжался от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

     Жизненный цикл товара завершается исчезновением  этого товара с рынков сбыта. Зависимость  объема продаж от жизненного цикла  товара графически представлена на рис.

     Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий. 

       

     На  развитие инновационных процессов  влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. В группе экономических и технологических факторов влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

     Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:

  • научно-технические и инженерные кадры;
  • материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований, в том числе научное оборудование и установки и технику в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах и т.д.;
  • информационное обеспечение – отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;
  • систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

     Научно-технический  потенциал предприятия выступает  составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

     Научно-технический потенциал предприятия характеризуется следующими показателями:

  1. Кадровые – число научно-технических специалистов, их квалификация, творческие способности, опыт, эрудиция, стремление к дальнейшему повышению квалификации, готовность к разработке и внедрению нового и восприимчивость к нововведениям, приходящим в организацию извне.
  2. Материально-технические – величина затрат на НИОКР, уровень оснащенности сотрудников, занимающихся научными и техническими разработками, оборудованием, материалами, приборами, электронно-вычислительной и организационной техникой и т.п.
  3. Уровень развития и возможности системы научно-технической информации – количество и качество накопленных информационных фондов; возможности и качество работы органов распространения научно-технической информации; степень удовлетворения потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации.
  4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в сфере НИОКР – степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам; система мотивации и стимулирования персонала в осуществлении научно-технической и конструкторской деятельности и т.д.
  5. Инновационные – количество открытий и изобретений за период; число полученных патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, проданных, и приобретенных предприятием лицензий, в том числе за пределами страны; показатели патентной чистоты и патентной защиты новых изделий.

     6. Обобщающие – количество осуществленных за период научно-технических мероприятий; экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.

     В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал.

     Предприятие-инноватор  разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рис.

       

     Предприятие-инноватор  заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление  инновационных разработок. Инновационный  предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.

     Финансирование  инноваций осуществляется из тех  же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

     В последнее время в деловом  мире все более широкое распространение  получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управлении. Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых провесов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.

     Выделяют  два вида деятельности по реинжинирингу: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга  идут в том случае, предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации и необходимы решительные меры. Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами.

     В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

  • полный инновационный цикл (фундаментальные исследования — поисковые исследования — прикладные научно-исследовательские работы (НИР) — опытно-конструкторские работы (ОКР) — промышленное освоение — производство — сбыт);
  • поисковые исследования — прикладные НИР — ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;
  • прикладные НИР — ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;
  • ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;
  • только промышленное освоение;
  • только производство.

     Фундаментальные научные исследования – теоретическая  или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека. Результаты фундаментальных исследований не являются носителями стоимости. Превращение их в товар происходит лишь тогда, когда определено их прикладное значение и уже на этой основе – возможность использовать их в коммерческих целях.

     Поисковые научные исследования направлены на определение возможностей использования  новых теоретических знаний в  целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Именно с проведения поисковых исследований начинается непосредственная инновационная деятельность предприятий.

     Прикладные  научные исследования направлены преимущественно  на достижение практических целей и  решение конкретных задач и четко  ориентированы на удовлетворение определенных общественных потребностей. В значительной степени прикладные НИР являются продолжением поисковых исследований и предшествуют опытно-конструкторским работам (ОКР). Результатом выполнения прикладных НИР является количественное определение той или иной общественной потребности (нового продукта, процесса, новой техники). На основе этих характеристик составляется техническое задание на выполнение ОКР.

     Опытно-конструкторские  работы имеют целью создание новых  материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их дальнейшего совершенствования; выполнение ОКР базируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований. Выделяются следующие основные стадии выполнения ОКР:

  • разработка проекта;
  • эскизно-техническое проектирование;
  • разработка рабочей конструкторской и технологической документации на технологические процессы, опытные образцы, их изготовление и испытание;
  • корректировка технической документации в процессе освоения производства новой продукции.

     Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инновационного отличает:

  1. Относительно меньшая достоверность предварительной экономической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.
  2. Участие высококвалифицированных специалистов и использование уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщательной разработки отдельных этапов всего проекта.
  3. Возможность прекращения инновационного проекта без «физического связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.
  4. Вероятность получения представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.
 

     3 вопрос.

     Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций 

     Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:

  • стоимости проекта с учетом источников его финансирования;
  • чистой текущей стоимости;
  • уровня рентабельности капитала;
  • внутренней нормы рентабельности;
  • срока окупаемости капиталовложений.

     Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым.

     Любой риск может быть количественно охарактеризован  вероятностью наступления нежелательного исхода. Цена риска может быть выражена следующей формулой:

Информация о работе Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия