Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:25, реферат
В рамках анализа модели сетевого капитализма особую важность приобретает поиск ответа на вопрос, возможно ли сохранить преимущества кооперации внутри сети, одновременно избавившись от негативных последствий недоверия в отношениях между сетями? Конкретизировав его, мы получаем другую исследовательскую проблему: способно ли государство, обладая территориальной монополией на использование принуждения, играть ведущую роль в создании обезличенных, универсальных гарантий выполнения условий контрактов?
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
1.Роль государства в функционировании рынка…………………………..4 стр.
2. Этапы и движущие силы эволюции реального государства….............14 стр.
3. Методы эмпирического анализа государства………………………….19 стр.
4. Элементы политической экономии демократии……………………….22 стр.
Заключение…………………………………………………………………26 стр.
Список использованной литературы ……………………………………..27 стр.
Еще более информативны показатели налоговой дисциплины. Готовность платить налоги зависит от того, насколько разумными и справедливыми выглядят в глазах налогоплательщиков государственные расходы, от их доверия к государству в целом. Какими бы низкими ни были налоги, уход от уплаты налогов оказывается «культурно санкционируемой формой протеста против репрессивного и коррумпированного политического режима» .
Экономические субъекты готовы платить высокие налоги, если находят это справедливым и оправданным объемом и качеством услуг, предоставляемых государством. Как показывают исследования, среди тех, кто уклоняется от налогов, относительно велика доля обвиняющих государство в расточительстве и неэффективной бюджетной политике . По всей вероятности, обещания сократить налоги выглядят привлекательными преимущественно в условиях низкого доверия к государству. Напротив, если уровень 7V высок, то на первый план выходит вопрос не величины налогов, а вариантов использования бюджетных средств.
4 . Элементы политической экономии демократии.
Эволюция государства к демократическому устройству является лишь одним из возможных вариантов развития событий. Становление демократии обусловлено особыми институциональными условиями, как внутри страны, так и в сфере международных отношений. Данный тезис требует пересмотра распространенного убеждения в том, что процессы построения рынка и демократии всегда параллельны и тесно взаимосвязаны. Чили и в меньшей степени Перу являются примером развития рыночной экономики, сопровождающегося усилением авторитарного государства. Напротив, в Бразилии, Мексике и ряде других латиноамериканских стран политические реформы предшествовали рыночным.
Некоторые элементы институциональной среды влияют и на характер государства, и на соотношение управленческих структур в экономике. Прежде всего, это касается уровня обобщенного доверия Tg
. Обусловленность развития и демократии, и некоторых управленческих структур в экономике рядом общих факторов приводит, с одной стороны, к использованию демократических принципов в организации производства и, с другой стороны, к появлению аналогов экономических управленческих структур в политике. Попытки построить «производственную демократию», в которой наемный работник имел бы право не только на гарантированный заработок, но и на участие в управлении предприятием и распределении прибыли, имеют длительную историю, начинающую свой отсчет еще с XIX в. В странах с высоким уровнем Tg
интерес к производственной демократии, как на теоретическом, так и на практическом уровне не угас и сегодня. «Демократия на рабочем месте является неотъемлемой составляющей демократизации общества в целом: человек должен иметь опыт самоуправления в своей повседневной жизни, если он хочет научиться осмысленному участию в демократическом управлении гражданским обществом». Наряду с самоуправлением как наиболее полной формой производственной демократии, могут развиваться и ее отдельные элементы. Так, получение работником на конвейерном производстве права самостоятельно останавливать конвейер в случае необходимости невозможно без существования высокого уровня Tg
В свою очередь, многое говорится о необходимости развития конкуренции и снижения трансакционных издержек на «политическом рынке». В итоге появляется потребность в возрождении политической экономии, но уже с использованием последних достижений в экономической теории и других социальных наук.
Политическая экономия демократии — это направление в политической экономии, изучающее взаимное влияние управленческих структур в экономике и демократических институтов в политике. Выделяя направления такого влияния, мы одновременно подводим итоги сказанному ранее.
Во-первых, демократические институты призваны решить проблему навязанной власти. Они обеспечивают экономических субъектов механизмом обратной связи с представителями государственной власти, причем не персонифицированным, а универсальным, доступным для любого.
Во-вторых, существование демократии позволяет гарантировать справедливость принимаемых государством решений по распределению прав собственности. Представительская демократия, а «демократия возможна, только когда она является представительской», создает предпосылки для выражения всей совокупности возможных подходов к определению справедливости. Перед лицом этого множества подчас взаимоисключающих критериев демократическое государство вынуждено искать компромисс на основе разграничения сфер, в которых значим тот или иной критерий. Демократическое государство становится «метагарантом», препятствующим экспансии, или «империализму», любой из сфер повседневной деятельности граждан.
В-третьих, демократия стимулирует терпимость и, таким образом, снижает издержки выражения этических и идеологических убеждений. А чем ниже такие издержки, тем значимее мораль в качестве детерминанта человеческого поведения.
В-четвертых, цена услуг демократического государства, принимающая форму налогов, стремится к издержкам их производства. Стимулы к перераспределению доходов с помощью налогов сверх величины, покрывающей издержки, минимальны. Большинство, получающее доходы на рынке и влияющее на решения в условиях демократии, не может улучшить свое благосостояние за счет распределения.
Достижение всех перечисленных выше позитивных эффектов в экономике возможно лишь в условиях совершенной демократии в политике. О существовании совершенной, или полной, демократии говорят лишь при наличии следующих предпосылок:
1. Свободные выборы делают правительство подотчетным избирателям либо напрямую, либо посредством представительных органов. Проигравшая выборы сторона подчиняется волеизъявлению избирателей и покидает офис.
2. Верховенство закона означает «отсутствие властного произвола со стороны контролирующей власть группы, подчинение всех граждан одним и тем же законам, стабильные и надежные законы». Принцип верховенства закона позволяет гражданам защитить свои базовые права и свободы.
3. Гражданское общество: совокупность независимых от государства объединений граждан, служащих последующим звеном между повседневной жизнью и государственными органами. Только предварительно объединившись, граждане могут заставить государство считаться со своим мнением.
Возможна различная комбинация этих элементов демократического устройства . Так, в либеральном государстве акцент делается на верховенстве закона и защите гражданских прав, но остальные два элемента тоже присутствуют. Чаще всего в качестве такого элемента выступают свободные выборы, ибо процедуры легче всего подвержены изменению, в том числе при осуществлении институционального импорта.
Преобладание исключительно «минималистского» понимания демократии не в одной, а в ряде стран — участников одной и той же «сети» способно привести к их негативной конвергенции, когда распространяются и имитируются худшие институты. Негативная конвергенция «затрагивает наиболее серьезные проблемы ее сторон, в результате априорно эффективные экономические процессы, институты и методы регулирования начинают приводить к плачевным результатам, а заведомо ошибочные институты и методы регулирования неожиданно обеспечивают удовлетворительный итог». Если страны — участницы международной сети обращают внимание на соблюдение новыми ее членами, лишь «минималистских» критериев демократии, то это вполне может негативно сказаться и на них собственной эволюции, «Реалистическая» демократия может восторжествовать и в той стране, которая соглашается с ее достаточностью для страны-клиента.
Заключение
Среди множества функций, которые может выполнять государство, особое внимание было уделено его роли в справедливом распределении прав собственности. Учет соображений справедливости требует более точной формулировки теоремы Коуза: для того, чтобы она оказалась верна, требуется согласие экономических субъектов относительно критерия справедливости. Учитывая существование множества критериев справедливости, государство должно не столько выбирать и навязывать экономическим субъектам один из них, сколько четко разграничивать сферы применимости каждого из критериев. Чтобы действия реального государства расценивались как справедливые, оно должно существовать в определенной институциональной среде. В частности, его граждане должны обладать примерно равным потенциалом насилия, а оно само — действовать на основе «социального контракта». Известен ряд эмпирических параметров, позволяющих судить о близости реального государства к эталону справедливого (уровень институционального доверия, налоговая дисциплина, объемы вывоза из страны капитала).
Список использованной литературы
1.Аузан Александр (1987), Социалистическое самоуправление в экономике: политэкономический аспект, Москва: Политиздат.
2.Блауг Марк (1994), Экономическая мысль в ретроспективе, Москва: Дело.
3.Бузгалин Александр (1988), Противоречия самоуправления, централизма и самостоятельности в плановом хозяйстве, Москва: Изд-во МГУ.
4.Ванберг В. ,(1995), «Теория порядка и конституционная экономика», Вопросы экономики, № 12.
5.Гвоздева Евгения, Каштуров Александр, Олейник Антон, Патрушев Сергей (2000), «Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России», Вопросы экономики, № 2.
6. Олейник Антон (1998), «Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход», Мировая экономика и международные отношения, № 12, 1997, № 1, ;1998,
7.Олейник Антон (2002а), «Дефицит права: к критике политической экономии частной защиты», Вопросы экономики, № 5.
8.Олейник Антон (2002б), Институциональная экономика, Москва: ИНФРА-М, 2-е издание.
9.Радаев Вадим (2001), «Новый институциональный подход и деформали-зация правил в российской экономике», working paper WP 1/2001/01, Москва: ГУ-ВШЭ.
3