Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Коллектив компании ООО «РоСАТ-ЦЕНТР» около двадцати лет занимается разработкой и внедрением светодиодной продукции в различные сферы применения. С уверенностью можно сказать, что многие светодиодные разработки, которые окружают нас сейчас, имеют корни в тех временах и были, так или иначе, произведены коллективом этой компанией. О том, каковы перспективы развития, каких инноваций ожидать потребителям, главному редактору нашего издания Сергею Никифорову рассказал генеральный директор компании Валерий Кузнецов.
Компания ООО «РоСАТ-ЦЕНТР» — полупроводниковый локомотив отечественного светодиодного движения.
Коллектив компании ООО «РоСАТ-ЦЕНТР» около двадцати лет занимается разработкой и внедрением светодиодной продукции в различные сферы применения. С уверенностью можно сказать, что многие светодиодные разработки, которые окружают нас сейчас, имеют корни в тех временах и были, так или иначе, произведены коллективом этой компанией. О том, каковы перспективы развития, каких инноваций ожидать потребителям, главному редактору нашего издания Сергею Никифорову рассказал генеральный директор компании Валерий Кузнецов.
Сергей Никифоров: Ваша компания имеет довольно богатую историю в полупроводниковой светотехнике, она дала начало и воспитало целое поколение специалистов в этой области, а изделия, разработанные в ООО «РоСАТ ЦЕНТР», востребованы и применяются по сей день. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, с чего все начиналось и как развивалось.
Валерий Кузнецов: Началось всё с компании ООО «Корвет-Лайтс», которая была организована в 1998 г. как отдельная фирма, занимающаяся разработкой, постановкой на производство и внедрением светодиодной продукции. Сейчас практически во всех сферах применяются традиционные лампы накаливания, популярны декоративные подсветки, светодиодное освещение в широком спектре, есть специализированные источники света, рекламные табло. Мы начинали с разработки светодиода собственной конструкции, отличающего от всего, тем что в тот момент было представлено на рынке. До сих пор компания владеет этим конструктивом, и наши светодиоды, которых была разработана целая линейка, применяются как в освещении (подсветке), так и в специализированных направлениях — к примеру, в автомобилестроении, железнодорожном транспорте, военной и навигационной технике. Тогда же и начал складываться коллектив разработчиков.
СН: Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что эти разработки стали неким прообразом современного отечественного «светодиодостроения», несмотря на то, что в последнее время появились такие крупные производители, как, например, Оптоган. Если я правильно понимаю, «козырем» вашей компании стал собственный конструктив. Интересно, как себя чувствует эта разработка сейчас? Получила ли она развитие — я имею в виду собственно светодиод, предназначенный для применения в светофорах и т. д.
ВК: Я думаю, что справедливо начать наш разговор с рассказа о людях, которые начинали этот проект, на плечах и идеях которых компания «Корвет Лайтс» смогла успешно заниматься научной и производственной деятельностью. В начале организации бизнеса в компании работало более пятидесяти сотрудников, стоит упомянуть лишь некоторых, чтобы отразить потенциал компании, это – Абрамов В.С., Щербаков Н.В., Аникин П.П., Долин Е.В., Сушков В.П., Сощин Н.П.,Туркин А… уверен, что многие занимающиеся полупроводниковой техникой знают этих людей, консультировались с ними, читали их публикации. За плечами этих людей не один десяток запатентованных разработок и научных трудов – это «золотой фонд» и фундамент компании.
Сейчас наш штат сократился до 15 человек, остались основные научные потенциальные единицы. Юридический статус компании за 20 лет менялся неоднократно, сейчас коллектив трудится в проекте ООО «РоСАТ ЦЕНТР» проект связан с разработкой светотехнических светодиодных изделий для нужд РЖД. Те изделия, которые за этот период были изобретены, — как сами светодиоды, так и готовые продукты — безусловно нашли свое применение, и мы можем их видеть на улицах практически любого города. К примеру один из реализованных проектов, разработка и поставка совместно с компанией ООО «Лай-Тек+» светодиодного дополнительного сигнала торможения (ДСТ). В течение трех лет наша продукция ставилась на конвейере «АвтоВАЗом» на 10-й, а потом и для 14-й серии «Жигулей».
Широкое применение нашел уникальный светодиод, который был разработан для железнодорожной светосигнальной техники. Это узконаправленный СИД, который позволяет без вторичной оптики формировать световой поток удовлетворяющий требованиям ГОСТ, применяемому на железнодорожном транспорте. Параметры светодиода остаются стабильными в диапазоне рабочих температур от минус 60 гр Ц, до плюс 60 гр. Ц. Аналогов нет!!! Светофоры на основе этой разработки Вы можете видеть на российских железных дорогах фактически по всей стране.
Линейка самих светодиодов состоит более чем из пятидесяти наименований с различными типами линз и углов распределения. На основе наших светодиодов был выполнен ряд проектов вместе с правительством Москвы — к примеру, декоративная подсветка особняка Шехтеля Ф.О. на Садовом кольце, Электронные часы на здании «Багратион» на Кутузовском проспекте, Светомузыкальное оформление фонтанов в ЦПКиО им. Горького, световое оформление фонтанов «Похищение Европы» на площади Киевского вокзала новогоднее оформление столицы….. Компания-партнер из Санкт-Петербурга, использует нашу продукцию в электронных часах и информационных табло. К примеру, подъезжая к аэропорту Домодедово, вы можете видеть информационные указатели о наличии свободных мест на парковке. Они также выполнены на основе наших светодиодов.
СН: Таким образом, в России есть собственные светодиоды, которые применяются и в освещении, и в сигнальной технике. То есть, результат от разработанного и созданного «Корвет-Лайтс» продукта виден в буквальном смысле слова.
ВК: Да, именно так. Можно говорить о том, что в своё время компания ООО «Корвет-Лайтс» дала толчок многим направлениям развития светодиодов. Двадцать лет назад светодиод не воспринимался более чем индикаторный прибор, а про реализацию светодиодного освещения никто и не мог предположить. Несмотря на наличие крупных советских заводов, производивших светодиоды, мы и тогда, и сейчас гордимся своим инновационным подходом и потенциалом. Все изобретенные нами изделия внедряются - это самая высокая награда для разработчиков!
СН: Победное шествие светодиодов на отечественном рынке, очевидно, началось именно с компании ООО «Корвет-Лайтс». Но давайте вспомним о том, какова была конкуренция.
ВК: Конечно, на тот момент существовали и другие производители, но они повторяли зарубежный опыт. К примеру, на заводе «Протон» (г. Орел) выпускались 5-ммk индикаторные светодиоды. Мы же изначально сделали ставку на собственный конструктив, в который закладывали возможность расширения параметров, благодаря чему, делали и можем выпускать сейчас светодиоды с отличающимися от других характеристиками, с похожими конструкциями.
СН: Итак, принципиально другая, новая конструкция позволила применять эти светодиоды в тех местах, о которых мы уже сказали. Понятно, что уже существующие разработки нашли себя, а есть ли какие-то инновационные новые разработки на базе предыдущих или какие-либо принципиально новые решения для освещения, допустим, улиц? Каков вектор развития компании? Над чем сейчас работают специалисты ООО «РоСАТ ЦЕНТРа»?
ВК: Наверно, все компании, которые «варятся» в общем «котле» светодиодного бизнеса, связывают свою судьбу с наиболее перспективным и новомодным направлением — светодиодным освещением. Мы его делим для себя на три категории: общедоступное или общее внутреннее (всевозможные замены лампового освещения в офисах, служебных/дежурных помещениях, местах общественного пользования и все, что с этим связано); уличное освещение (отличается по условиям эксплуатации и требованиям, и, соответственно, имеет особые характеристики); освещение специальное, которое применяется в определенных отраслях или направлениях, в том числе и в ж/д транспорте (к примеру, есть ригельные светильники, есть специализированные, которые используются для освещения платформ, здесь требования опять же несколько иные, отличающиеся от требований к освещению, предположим, автомобильных дорог). Вот этими тремя основными направлениями компания сейчас и занимается, мы разрабатываем свой конструктив, свой тип и планируем выпускать законченные продукты.
СН: «РоСАТ ЦЕНТР» изначально и долгое время позиционировался именно разработчиком дискретных элементов с различной оптикой. Понятно, что выпуск законченного продукта в виде светильника или осветительного прибора более сложная задача. Есть ли у вас уже какие-то наработки в области создания интегрированных светодиодов?
ВК: С точки зрения комплектующих для светодиодов, база для организации и производства фактически одинакова и доступна всем производителям. Каждый, кто пожелает изготовить продукт и имеет на то технические и технологические возможности, может купить полупроводниковые чипы ведущих мировых производителей и различную химию применяемую для производства светодиодов, т.е., фактически мы (производители) изначально находимся в равных условиях. Далее самое важное — нужен разумный технологический подход, и здесь наша компания имеет на наш взгляд достаточный опыт, его мы не просто брали из учебников, а накапливали по мере работы. После того как создан сам светящийся объект, то есть полупроводниковый чип с многослойной химической структурой и люминофором, встает задача о распределении того света, который испускает светодиод, и задачу эту решает, безусловно, оптика. Здесь, если до того все находились более-менее в равных условиях, побеждает тот, у кого более правильный, разумный и гибкий подход к возможностям светораспределения и его КПД. Ведь понятно, что нет необходимости засвечивать территории, которые не участвуют в процессе движения или оформления какого-то объекта. Проще говоря, наша задача — направлять все то, что излучает сам чип, именно туда, куда указывает заказчик.
СН: Итак, чтобы гибко решить любую проблему, не надо ехать в Китай. В России имеется всё для того, чтобы произвести «правильный» продукт и технологически удовлетворить все требования заказчика. Тот светодиод, с которого мы начинали разговор (для ж/д светофоров и другие), как раз и является уникальным показателем работы, он живет уже давно. Но, несмотря на то, что существует такой светодиод со сложной оптикой Френеля, формирующей узкоградусную диаграмму, спектр оптики и ее применений оказался очень широким. Например, дополнительные сигналы торможения, о которых вы говорили, можно, наверно, назвать неким первым прообразом применения оптики для кристаллов, установленных в системе chip-on-board, не так ли? Это тоже один из моментов, который мы можем записать в актив компании, потому что сейчас технология chip-on-board становится все более популярной, за ней будущее. Поскольку это одно из важных направлений совершенствования осветительных приборов, поясните, пожалуйста, каковы особенности тех оптических элементов, которые разработаны и применяются в настоящее время. Ведь если вы используете излучающие кристаллы известных производителей, то преимущество достигается именно за счет оптики и конструктивных особенностей каких-то элементов.
ВК: Безусловно, да! Посещая всевозможные выставки, конференции, круглые столы как участники и как зрители, мы находимся в курсе всего, что происходит в нашей отрасли. У нас есть свое понимание того, как должен выглядеть светодиод, и, насколько мы видим по собственным измерениям и проверкам тех или иных параметров образцов, полученных в лабораторных условиях, это понимание пока безошибочно. Мы находимся на уровне мировых производителей, и наши продукты не уступают их последним разработкам. Компания приобрела достаточно опыта благодаря решению как собственных, так и заказных задач по расчету оптических систем, привязанных к определенным источникам света. Мы не берем здесь только светодиоды собственного производства, так как встречаются заказчики, которые просят под собственный источник (светодиод или светодиодная матрица) сделать им ту или иную оптическую систему. Одна из последних наших разработок, которой мы гордимся, поскольку она действительно удалась, — принципиально обновленный подход к уличному освещению, к освещению дорог. Нами был произведен расчет линзы, точнее, оптической системы, которая, на наш взгляд, отличается от всего, существующего сейчас на рынке. Получилась непростая оптическая система, и ее преимущество в том, что фактически вся энергия (порядка 94%), излучаемая полупроводниковыми чипами, попадает на исследуемый участок дороги. Неравномерность цветовой температуры на том же освещенном участке дороги изменяется в пределах 100 Кельвин. Мы проанализировали опыт основных мировых производителей, и даже они, как лидеры, дают разброс при покупке той или иной партии светодиодов в рамках 500 К. А нами достигнут показатель как для самого источника в рамках ±50 К, так и по оптимизации светового потока на исследуемый участок до 94%. Сейчас мы завершили эту разработку в части самой матрицы, как источника света, и занимаемся конструктивом самого светильника, то есть его механической оболочкой. Думаю, что к третьему кварталу текущего года мы сможем предложить нашим клиентам светильник с параметрами, которые будут несколько отличаться в качественную сторону от того, что сейчас существует.
СН: Вопрос о том, какими способами коллектив ООО «РоСАТ ЦЕНТРа» достигает бóльших успехов, чем другие производители, возник именно из-за ощущения, что все «карты» на руках одной компании. Используя тот или иной излучающий кристалл, вы сами формируете технологию нанесения люминофора, которая, естественно, связана с вашей же оптикой…
ВК: Безусловно, в процессе производства присутствует «чужая» химия — всевозможные гели с различными коэффициентами преломления от всех мировых производителей, но одним из «ноу-хау» компании является, безусловно, «собственный» люминофор. Мы пользуемся, конечно, общедоступными люминофорами мировых производителей, но у нас есть и такие работы, где по нашим заказам изготавливают химическую композицию не имеющую аналогов. То есть, у нас есть возможность участвовать в разработке новых люминофоров и поэтому можем влиять на результат. К сожалению, это происходит не в России, отечественное производство люминофоров остановилось в 90-е годы и наверное не скоро сможет подняться на мировой уровень. У нас есть партнеры в юго-восточной Азии с которыми мы активно совместно работаем. И точно закладывая исходные данные при производстве люминофора мы можем добиваться управления цветовой температурой при производстве светодиодов с высокой точностью.
СН: Это очень высокий показатель. Действительно, даже самые именитые производители светодиодов и светодиодов с интегрированной оптикой не получают таких результатов: у них большой разброс по пространственному распределению силы света, цветовых характеристик. Мы сейчас коснулись новой темы, она отпочковалась от основной, связанной с производством отдельных светодиодов. Светодиод изначально был больше приближен по своим параметрам благодаря всяким новациям в конструкциях к применению в сигнальной технике. Так каким же образом источники света сигнальной техники сейчас развиваются?
ВК: Как мы уже обсуждали ранее, наиболее перспективна, и никто этого не отрицает, технология chip-on-board. Поэтому, что касается светосигнального оборудования (светофоры и всевозможные указатели), тот конструктив, который нами был предложен изначально для ж/д светофоров, сейчас проходит стадию омологации. Мы создали подобный светофор по технологии chip-on-board и с несколько измененной оптикой. Предположительно в начале третьего квартала изделие будет внедрено. Изделие стало проще в изготовлении при сохранении параметров, при этом нам удалось устранить ряд недостатков, присущих предыдущей конструкции. Есть некоторые мысли по поводу дальнейшего развития этого же направления (светосигнальной техники), но о них сейчас говорить не стану, поскольку пока это лабораторные образцы, проходящие испытания, и приживутся они или нет, покажет время. Специалисты нашей компании участвовали в разработке светодиодного локомотивного прожектора; получилось уникальное изделие (осевая сила света около 1 млн. кд, в телесном угле 3-5 градусов, потребляемая мощность 200 Вт), к которому предъявляются очень высокие требования со стороны РЖД, так как именно от него зависит безопасность, как пассажиров, так и лиц, находящихся вблизи железнодорожных путей. Он должен быть хорошо заметен издалека, иметь определенный спектр и угол распределения светового потока, цветовую температуру и т.д. Нам удалось выполнить этот проект. Сейчас завод-заказчик приступает к серийному выпуску прожектора и реализации этого продукта для российских ж/д. Кроме того, что в некоторой степени удивительно, интерес к этому продукту выказали некоторые европейские и американские производителей локомотивов.