Контрольная работа по «Истории финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание

Цель работы – изучение и анализ налогой системы в СССР.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на основе анализа налоговой системы 1930-1932 годов сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3 стр.
Предпосылки к проведению налоговой реформы в СССР………4-5 стр.
Начало совершенствования налоговой системы СССР…………6-14 стр.
Заключение…………………………………………………………15 стр.
Список использованной литературы……………………………...16 стр.

Работа состоит из  1 файл

история финансов готово тома 32.docx

— 31.12 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ФГБОУ  ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ИШИМЕ

Контрольная работа по дисциплине «История финансов»

 

 

 

студента  2 курса

специальности «Экономика»

заочная форма обучения,

Кузнецов Антон Павлович

Проверил:

кандидат социологических  наук, доцент Л.Д. Зубкова


 

 

 

Ишим 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________201___

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………….3 стр.

Предпосылки к проведению налоговой реформы  в СССР………4-5 стр.

Начало  совершенствования налоговой системы  СССР…………6-14 стр.

Заключение…………………………………………………………15 стр.

Список  использованной литературы……………………………...16 стр.

 

 

Введение

 

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю  историю, как и само общество. Факт того, что налоги – наиболее древнее  явление, существующее как таковое  во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы  ни облекало бы его сознание, и какие  бы определения наука ни формулировала  понятию «налог». Налоги как социально  значимые явления никто персонально  не изобретал и не основывал. Они  возникли в результате естественноисторического развития общества как социально  значимого организма. Понятие «налог»  в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно  значимое явление, объективно необходимый  процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.

Объектом изучения в  работе выступает налоговая реформа 1930-1932 гг.,

Цель работы – изучение и анализ налогой системы в  СССР.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что на основе анализа налоговой системы 1930-1932 годов сделать выводы о том, какие  ошибки были допущены в системе, что  нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой  системы в последующие периоды  времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

 

 

Предпосылки к проведению налоговой  реформы в СССР

 

Сложившаяся к 1930 г. система  государственных доходов характеризовалась  множественностью отдельных видов  платежей, многократностью обложения  налогами одних и тех же товаров  на разных стадиях их производства и обращения. В ней отсутствовало  также полное, проведенное до конца  отграничение платежей предприятий  и организаций обобществленного хозяйства от платежей частных хозяйств.

Количество платежей предприятий  и организаций обобществленного хозяйства достигло 86.

Эта система платежей, оправдавшая  себя на первом этапе нэпа в качестве важного орудия косвенного планового  регулирования деятельности предприятий  и хозяйственных организаций, пришла в противоречие с новой обстановкой  и новыми задачами хозяйственного развития. Множественность платежей и многократность обложения торгово-промышленного  оборота в различных его звеньях  затрудняли проведение плановой политики цен, усложняли процесс взимания платежей и контроль за своевременной  их уплатой, увеличивали расходы  по их исчислению и взиманию, создавали  излишние затруднения для хозяйственных  организаций.

Обложение различных отраслей промышленности и различных предприятий  было неравномерным. Более высоко обложенными  оказывались в ряде случаев отрасли, производящие средства производства. Обложение не находилось в зависимости  и от размеров накоплений.

Множественность видов  изъятий и разнообразие методов  их взимания делали налоговую систему  чрезвычайно громоздкой, требовали  содержания почти в каждом предприятии  особых налоговых специалистов, знающих  огромное число инструкций, циркуляров, разъяснений по налоговой работе. В финансовых отделах имелись  многочисленные консультанты по отдельным  видам изъятий; узкая их специализация  обусловливалась изобилием действующих и постоянно меняющихся законоположений, циркуляров, инструкций и т. д. по каждому виду изъятий. Несомненно, что такая специализация, порождавшая громоздкий аппарат, сама по себе была немалым препятствием на пути рационализации налоговой системы.

Вопрос об унификации платежей предприятий и хозяйственных  организаций социалистического  сектора народного хозяйства  был поставлен ЦКК — РКИ  еще в 1928 г. В первую очередь предлагалось объединение промыслового налога с  акцизами и проведение принципа однократности  обложения.

В сентябре 1929 г. было введено  однократное взимание промыслового налога с мануфактуры, полуфабрикатов текстильной промышленности, табачных изделий, масла и сахара.

Однако частичные изменения  не устраняли отрицательных сторон сложившейся системы государственных  доходов. В постановлении «О реорганизации  управления промышленностью» (1929 г.) ЦК ВКП(б) указал, что создание единой хозрасчетной организации требует решительного упрощения системы обложения  промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало совершенствования налоговой  системы СССР

налоговая реформа

В ходе подготовки реформы  были выдвинуты два основных варианта реконструкции платежей социалистических предприятий и хозяйственных  организаций:

- введение единого платежа  («один канал изъятий») - организация  двух платежей социалистического  сектора («два канала

изъятий»).

Сторонники первого варианта формально ссылались на постановление  ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г., предложившее разработать систему обложения  госпромышленности по принципу единого  отчисления от прибылей. В качестве прибыли социалистических предприятий  они рассматривали всю разницу  между ценой и себестоимостью товаров социалистического сектора. Эта разница являлась общим источником средств для покрытия расходов по финансовому плану, часть ее подлежала  изъятию в бюджет. Наиболее существенным доводом против принятия таких проектов были указания на то, что такая система  нарушит сложившиеся представления  о рентабельности, породит бесхозяйственность, а переход к единому платежу, построенному по принципу изъятия из прибыли, создаст угрозу зависимости  доходов бюджета от качества и  результатов хозяйственной деятельности предприятий.

Второй основной вариант  реформы системы обложения предусматривал сочетание двух методов привлечения  накоплений социалистического сектора  народного хозяйства в бюджет: твердо фиксированной в форме  налога доли цены товаров, и изъятия  в виде отчисления от прибылей. Указывалось, что каждый из этих методов в отдельности  имеет свои преимущества и свои недостатки. Преимущество первого метода в том, что он в большей степени обеспечивает устойчивость доходов бюджета, создает меньшую зависимость бюджетных поступлений от результатов хозяйственной деятельности предприятий. Недостатки же первого метода в том, что при нем, даже при большой дифференциации изъятий, последние не могут быть приведены в полное соответствие с действительной доходностью предприятий. При втором методе размеры изъятий могут быть приведены в полное соответствие с действительной доходностью предприятия и его потребностями в затратах. Однако определение размера прибыли, подлежащей передаче в бюджет, с учетом всех результатов работы предприятия, не стимулирует снижения себестоимости и не обеспечивает в достаточной степени интересов бюджета.

Сочетание обоих методов  и должно было как раз дать такую  систему платежей социалистического  сектора народного хозяйства, которая  бы отвечала интересам хозяйственного развития. Это и было осуществлено налоговой реформой, постановление  о которой приняли ЦИК и  СНК СССР 2 сентября 1930 г.

Большое количество налогов  и неналоговых видов изъятий  средств в бюджет наряду со значительной сложностью их исчисления и взимания создает затруднения в регулировании  производства и обмена и, в частности, в проведении политики цен. Сложные  взаимоотношения обобществленной  промышленности и торговли с бюджетом затрудняют планирование отдельных  отраслей и всего народного хозяйства  в целом. Необходимость внести в  налоговую систему коренные изменения  стала еще острее в связи с  реорганизацией управления государственной  промышленностью и с проведением  кредитной реформы.

Налоговая реформа имела  целью устранить указанные недостатки, уничтожить множественность платежей и внести в систему государственных  доходов больше четкости, исходя из новых форм управления промышленностью, новых форм и методов хозяйственного руководства. Она унифицировала и упростила систему платежей предприятий и организаций социалистического хозяйства. Подавляющая их часть была объединена в два платежа: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации — налог с оборота и подоходный налог. Решающее значение среди платежей, унифицированных в налоге с оборота, имели акцизы и промысловый налог. Слияние этих двух видов изъятий и определило разработку вопроса о едином налоге. Остальные, более мелкие платежи были просто учтены при установлении ставок единого налога. В основу построения налога с оборота были положены следующие принципы: налог устанавливается в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обороту или валовой выручке от реализации товаров. Этот платеж составляет часть цены товара в виде определенной ее доли, причем размеры изъятия (или доля налога в цене товара) должны дифференцироваться в зависимости от экономической роли, значения товара и отрасли хозяйства. Взимание платежа по каждому товару должно производиться лишь один раз, и притом в одном месте, чем обеспечивается проведение в жизнь принципов однократности и однозвенности обложения. Эти принципы себя оправдали. Однако в практике их проведения в первое время были допущены ошибки и просчеты.

Осуществление принципов  однократности и однозвенности  обложения требует точного и  правильного определения товара как объекта обложения и плательщика  налога (облагаемого звена). При выборе объектов обложения выдвигались  три возможных варианта: 1) облагать лишь все сырье, освобождая от обложения  все стадии его переработки; 2) облагать только те годовые изделия, которые  идут непосредственно потребителю, освобождая от обложения изделия, идущие в дальнейшую переработку; 3) облагать каждый реализуемый или заготовляемый  товар независимо от того, каково его  дальнейшее использование.

На практике был осуществлен  третий вариант выбора объектов обложения. В дальнейшем, однако, появилась  необходимость внести коррективы, связанные  с различным использованием товаров, так как обложение товара, идущего  в переработку, наравне с товаром, идущим в непосредственное потребление, приводило к переобложению по отдельным изделиям. Для ликвидации этого были установлены либо дифференциации ставок налога с оборота в зависимости от направления товара (в тех случаях, когда это направление можно определить заранее), либо частичное (скидки) или полное освобождение от налога с оборота тех товаров, для изготовления которых используются в качестве сырья или полуфабрикатов уже обложенные налогом с оборота товары.

Обложению налогом с  оборота подлежали обороты социалистических предприятий и хозяйственных  организаций по реализации изготовляемых  или заготовленных ими изделий (продукции своего производства или  своей заготовки). Этот принцип позволял устранить многократность обложения  товаров в различных звеньях  его продвижения к потребителю: товар, обложенный при его реализации у его производителя или заготовителя, в дальнейшем обложению уже не подвергался. Однако в качестве плательщика  налога были приняты не отдельные  предприятия, изготовляющие или  заготовляющие данный товар, а их отраслевое объединение, сбывающее  товар. В 1931 г., например, объединения  союзного значения должны были уплатить свыше 93% всей суммы налога с оборота.

Такая чрезмерная централизация  взимания налога с оборота лишала финансовые органы возможности осуществлять действенный контроль за выполнением  предприятиями их обязательств перед  бюджетом, за финансовым положением и  хозяйственной деятельностью предприятий  и ослабляла заинтересованность финансовых органов в организации  такого контроля. Она отрицательно отражалась также на ходе поступлений  платежей в бюджет. Уже в 1931 г. была проведена децентрализация обложения по ряду объединений. В 1932 г. процесс децентрализации был в основном закончен. Налог стал взиматься не с объединений, а с трестов и автономных предприятий (хозяйственных организаций).

С излишней централизацией взимания налога с оборота было связано  применение обезличенных ставок налога. Ставки устанавливались в процентном отношении к обороту отраслевых объединений промышленности и заготовок в целом, а не по отдельным товарам или товарным группам. Каждое объединение имело, следовательно, одну, единую ставку налога. Предприятия, не входящие в объединение, должны были платить налог по ставкам, установленным для соответствующих отраслевых объединений.

Информация о работе Контрольная работа по «Истории финансов»