Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:42, курс лекций

Описание

Прибыль в общем экономическом ее понимании – это основная часть дохода, получаемая предприятием в результате как хозяйственной, так и финансовой деятельности после вычитая всех расходов, связанных с этими видами деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации..docx

— 43.65 Кб (Скачать документ)

2. Методика анализа  показателей финансовых  результатов и  финансового состояния  организации.

 

2.1. Методика анализа  прибыли по видам.

Прибыль в общем экономическом ее понимании – это основная часть дохода, получаемая предприятием в результате как хозяйственной, так и финансовой деятельности после вычитая всех расходов, связанных с этими видами деятельности.

Различают следующие виды прибыли:

  1. Валовая (маржинальная) прибыль – она определяется как разница между выручкой от продаж товаров продукции, работ и услуг в оптовых ценах без НДС и неполной себестоимостью (без управленческих и коммерческих расходов). (Форма №2)
  2. Прибыль от продаж (от реализации)- она является результатом хозяйственной деятельности предприятия. Ее сумма равна: выручки от продаж товаров продукции, работ и услуг в оптовых ценах без НДС и полной себестоимостью продукции товаров, работ и услуг.
  3. Прибыль до налогообложения – она является результатом не только хозяйственной, но и частично финансовой деятельности.

Она складывается из 3-х частей:

     - прибыль от продаж

     - прочие доходы

     - прочие расходы

Сумма прибыли до налогообложения равна: прибыль от продаж + прочие доходы –  прочие расходы

  1. Налогооблагаемая прибыль (или прибыль, которая принадлежит обложению налогом по закону).

Ее размер определяется не бухгалтерским, а налоговым  учетом. 

Она складывается из 4-х частей:

     - прибыль от продаж

     - прочие доходы

     - прочие расходы

     - льготная часть прибыли, т.е.  та часть прибыли, которая по  Налоговому кодексу либо совсем  освобождается от налога на  прибыль, либо на какой-то срок, либо частично.

Сумма налогооблагаемой прибыли равна  прибыль до налогообложения –  льготную часть прибыли.

  1. Чистая прибыль – она складывается из 7 составных частей:

    - прибыль от продаж

   - прочие доходы

   - прочие расходы

   - льготная часть прибыли, т.е.  та часть прибыли, которая по  Налоговому кодексу либо совсем  освобождается от налога на  прибыль, либо на какой-то срок, либо частично.

   -отложенные  налоговые активы (+)

   -отложенные  налоговые обязательства (-)

   -текущий  налог на прибыль (-)

Сумма чистой прибыли = налогооблагаемой прибыли + отложенные налоговые активы –  отложенные налоговые обязательства  – текущий налог на прибыль.

  1. Прибыль, отстающая в распоряжении предприятия.

Она равна  чистой прибыли, если отсутствуют штрафные санкции, которые по закону должны выплачиваться  из чистой прибыли.

Например, санкции:

     - превышение льготы за кредит  против установленным средней  ставки;

     - превышение против наркотиков: представительских  расходов, расходов на рекламу;

     - оплата за учебу;

     - оплата ФОТ непромышленным персоналом. Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, распределяется в  3 фонда:

     - фонд накопления (капитализированная  прибыль);

     - резервный фонд

     - фонд потребления (на различные  социальные нужды). 

Содержание  формы №2 годового учета «Отчет о  прибылях и убытках».

Эта форма  в целом отражает в бухгалтерском  учете состав различного рода доходов  и расходов, как от хозяйственной  так и от финансовой деятельности организации, предприятия.

I Раздел. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Отражает  результаты от хозяйственной деятельности.

Доходы

- выручка  от продаж

-валовая  прибыль

- прибыль  от продаж

Расходы

- неполная  себестоимость

- коммерческие  расходы

- управленческие  расходы

II Раздел. Прочие доходы и расходы.

Отражает  результаты не только от хозяйственной, но и финансовой деятельности.

Доходы

- прибыль  от продаж 

- проценты  к получению

- доходы  от участия в других организациях

- прочие  доходы

- отложенные  налоговые активы 

Расходы

- полная  себестоимость

- проценты  к уплате

- прочие  расходы

- отложенные  налоговые обязательства

- текущий  налог на прибыль

И так, в форме №2 практически отражается 4 вида прибыли  и не все расходы, так как часть вида прибыли  и расходов отражаются через налоговый  учет (налогооблагаемая и остающаяся прибыль).

 

  Пример  анализа прибыли  от реализации продукции  по

  основным  факторам способом разниц и цепных подстановок

В ходе анализа используется приведённая  выше методика влияния факторов. Данные для анализа берутся из формы  №2 по ОКУД «Отчёт о прибылях и убытках», сведения оперативного внутрифирменного планового и бухгалтерского учёта  и отчётности.

Таблица

№ п.п. Показатели Ед. изм. База: отчёт прошлого года База,пересч на объём продаж отчё -тного года Факт  отчётного года Темп  роста (спада) Абсол. отклонение
1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов  и др. обязательных платежей Тыс. руб. 36760 37293 37275 101,4 +515,0
2 С/с  реализации товаров, продук ции,работ,услуг   29250 29597 29538 100,98 +288,0
3 Управленческие  расходы   1250 1330 1327 106,2 +77,0
4 Производств. с/с   30500 30927 30865 101,2 +365,0
5 Коммерческие  расходы   1800 1825 1830 101,7 +30,0
 
6
Производств.с/с реализованной продукции(п.3+п.4   32300 32752 32695 101,2 +395,0
7 Прибыль,убытоот  реализации товаров, продук ции иуслуг(п.6п.5)   +4460 - +4580 102,7 +120,0
8 Доля, удельный вес управ. Расходов в произв. с/с (п.2:п.3)*100 % 4,098 - 4,299 - +0,201

Последовательность  анализа

  1. Базовое задание по прибыли от реализации по темпу роста 102,7%, абсолютное отклонение прибыли составляет 120 тыс. руб.
  2. База по объёму продаж: план выполнен на 101,4%, перевыполнен на 1,4% (101,4 – 100).
  3. Определяем степень влияния на абсолютное отклонение прибыли от продаж основных факторов, используя приведённую выше методику и данные аналитической таблицы
    • Влияние изменения физического объёма реализации- чтобы определить степень влияния этого фактора нужно плановую сумму прибыли умножить на процент пере- или недовыполнения плана по объему продаж и результат разделить на 100.

      4460 * (+1,4) : 100 = +62,44 тыс. руб.

    • Изменения производственной себестоимости- для расчета влияния этого фактора нужно из фактической производственной себестоимости вычесть базу, пересчитанную на фактический объем продаж

      30865 – 30927 = -62,0 тыс. руб. (на прибыль  влияние обратное)

                                    +62,0 тыс. руб.

    • Изменения сумм коммерческих расходов
      1. Определяем скорректированный план по этим расходам

        1800 * 1,014 = 1825 тыс. руб.

      1. Влияние: 1830 – 1825 = +5 тыс. руб., а для прибыли это -5 тыс. руб.
    • Изменения оптово-отпускных (договорных) цен- чтобы определить влияние этого фактора нужно из фактического объема продаж по фактическим ценам вычесть фактический объем, но по плановым ценам

      37275 – 37293 = -18 тыс. руб.

  При этом следует учитывать, что на данный фактор в свою очередь влияет качество продукции, рынка сбыта и повышение  цен в связи с инфляцией.

  1. Примечание: под этой себестоимостью в форме №2 подразумевается производственная себестоимость за минусом управленческих расходов.
    • Изменения структуры реализованной продукции
      1. Рассчитываем влияние четырёх предыдущих факторов

        +62,44+62,0-5,0-18,0 = +101,44 тыс. руб.

      1. Влияние:  120,0 – 101,44 = +18,56 тыс. руб.

Проверка: 62,44 + 62,0 – 5,0 - 18,0 + 18,56 = 120 тыс. руб. 
 
 
 
 

 

Выводы: Свод факторов

Таблица   - А   (тыс.руб.)

№ п.п. Факторы Сумма влияния Примечания
1 Увеличение  физического объёма реализации +62,44 Повысило  прибыль
2 Снижение  производственной себестоимости +62,0 Повысило  прибыль
3 Увеличение  коммерческих расходов -5,0 Снизили сумму прибыли
4 Структурный сдвиг в сторону более рентабельной продукции +18,56 Увеличение  прибыли
5 Снижение  оптово-отпускных (договорных) цен -18,0 Снизили прибыль
ВСЕГО: +120,0

 

  Предложения: провести подробный анализ причин увеличения управленческих расходов (это может  быть вызвано необоснованным повышением оплаты труда, излишней численностью управленческого  персонала и т.д.), а также причин снижения оптово-отпускных цен (продукция  не пользовалась спросом, плохое качество и т.д.); проверить причины роста  коммерческих расходов.

  Наибольший  удельный вес и массу прибыли  от реализации товаров, продукции работ  и услуг составляет прибыль, получаемая от объёма реализации. 

Информация о работе Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации