Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:42, курс лекций
Прибыль в общем экономическом ее понимании – это основная часть дохода, получаемая предприятием в результате как хозяйственной, так и финансовой деятельности после вычитая всех расходов, связанных с этими видами деятельности.
2.2.Методика
анализа рентабельности
по видам.
Рентабельность – это такой относительный показатель эффективности работы предприятия, фирмы, который отражает степень прибыльности и выражается в процентах.
В современной практике различают 4 основных вида прибыли:
1. Рентабельность активов (или имущества) (Ra).
Ее еще называют коэффициентом экономической рентабельности
Расчет:
Пч- сумма чистой прибыли
(ВА+ОА)-
сумма внеоборотных и
В конкретной величине Ra отражается эффективность использования активов (или имущества) (двояко):
- Величина
этой рентабельности
- По
конкретной величине
2. Рентабельность продаж (Rпр) или коэффициент коммерческой рентабельности.
Он отражает своей величиной сколько копеек прибыли получает фирма с 1 рубля выручки от продаж.
Ппр – прибыль от продаж;
V – выручка от продаж товаров, продукции, работ и услуг в оптово-отпускных ценах без НДС.
В результате этот вид рентабельности отражает эффективность или степень прибыльности объема продаж всех видов.
3. Рентабельность текущих затрат (R т.з.)
Отражает степень прибыльности затрат на производство и реализацию продукции, т.е. сколько копеек прибыли получает фирма на 1 рубль текущих затрат:
Ср – полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг
4.Рентабельность отдельных видов продукции (R изд.)
Этот вид рентабельности отражает степень прибыльности затрат на каждый важнейший вид продукции. Рассчитывается R изд. Как отношение прибыли от единицы продукции к полной себестоимости этого вида продукции, выраженное в процентах.
Таким образом, три последних вида рентабельности показывают соотношение, степень прибыльности по отношению к затратам различных видов.
Все
виды рентабельности рассчитываются способом
цепных подстановок.
Пример анализа рентабельности отдельных видов изделий
Ризд = Пизд : Sизд = (Ц – Sизд) : Sизд, где
Ц – цена реализации с НДС
Приведём анализ факторов способом цепной подстановки на основе данных таблицы
Оценка рентабельности изделия «А»
Таблица
№ п.п. | Показатели | Ед. изм. | План | Отчёт | Абс.отк. |
1 | Полная себестоимость изделия «А» | Руб. | 220 | 217 | -3 |
2 | Ценам реализации (с НДС) | 292 | 294 | +2 | |
3 | Сумма налога на добавленную себестоимость | 28 | 29 | +1 | |
4 | Прибыль изделия «А» (п2-п1-п3) | 44 | 48 | +4 | |
5 | Рентабельность изделия «А» (п4:п1)*100% | % | 20.0 | 22.11 | +2,11 |
Сверхплановая прибыль составила 4 руб. План перевыполнен на 109,1% ((48:44)*100).
Проводим анализ прибыли и рентабельности по факторам. На изменение прибыли и рентабельности изделия влияет 3 фактора:
Изменение себестоимости
Изменение цен реализации
Изменение суммы налога на добавленную стоимость
Проверка:
+3+2-1=+4
(2920-217) : 217 * 100 = 21,65%
(292-220-9):220*100=19,55%
Проверка
+1,65+0,91-0,45
= +2,11%
Выводы:
Этот
же фактор в значительной степени
повлиял на рост рентабельности.
2.3. Методика оценки показателей финансового состояния.
Аналитическое и логическое построение бухгалтерского баланса (форма№1)
Баланс – это такой особый бухгалтерский документ, в котором на строго определенную дату отражается, с одной стороны называемой активом стоимость имущества, всех средств при помощи которых предприятие осуществляет свою как хозяйственную, так и финансовую деятельность; с другой стороны, называемой пассивом, на такую же дату отражаются все источники формирования активных средств имущества.
Практически баланс (от итальянского «балансо») отражается равным имеющихся активных средств и источников их образования.
Логика баланса в целом заключается в следующем:
АКТИВ
Актив – это та сторона бухгалтерского баланса, где отражается стоимостная величина имущества или активных средств предприятия, при помощи которых осуществляется хозяйственная и финансовая деятельность.
В активе различают 2 крупных раздела:
- внеоборотные активы;
- обротные активы.
I Внеоборотные активы.
Он так называется потому, что крайне медленно участвует в обороте капитала.
Здесь отражается практически величина основного капитала, который складывается из 4-х статей:
Это такие
активы средства предприятия, которые
не имеют материально-вещественные
формы, но приносит фирме доход. Практически
это юридическое право
- недвижимость;
- на любые ноу-хау;
- на торговую марку;
- товарный знак.
2. Основные средства.
3. Незавершенное строительство
4. доходы и вложения в различного рода материальные ценности.
Логика I раздела
Этот раздел построен по принципу ликвидности быстроте обращения каких-либо активов в наличность, так быстрее всего может продавать НМА.
II раздела Оборотные активы.
Отражается здесь величина оборотного капитала. Название отражает. Что этот капитал постоянно находится в обороте.
Этот раздел имеет такие основные статьи:
Логика построения – отражен процесс превращения по стадиям оборота денежных средств, затраченных на запасы, в денежные средства после продажи продукции.
ПАССИВ
В целом здесь отражаются все источники формирования активных средств, то есть имущества.
Эти источники подразделяются на собственные и заемные.
Логика