Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:42, курс лекций

Описание

Прибыль в общем экономическом ее понимании – это основная часть дохода, получаемая предприятием в результате как хозяйственной, так и финансовой деятельности после вычитая всех расходов, связанных с этими видами деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации..docx

— 43.65 Кб (Скачать документ)

 

2.2.Методика анализа рентабельности по видам. 

     Рентабельность – это такой относительный показатель эффективности работы предприятия, фирмы, который отражает степень прибыльности и выражается в процентах.

     В современной практике различают 4 основных вида прибыли:

1. Рентабельность активов  (или имущества) (Ra).

     Ее  еще называют коэффициентом экономической  рентабельности

Расчет:

Пч- сумма  чистой прибыли

(ВА+ОА)- сумма внеоборотных и оборотных  активов.

В конкретной величине Ra отражается эффективность использования активов (или имущества) (двояко):

- Величина  этой рентабельности показывает, сколько копеек чистой прибыли  получает фирма с одного рубля  активов или стоимости имущества.

- По  конкретной величине рентабельности  можно определить срок окупаемости  активов (или имущества): все активы  принимаем = 100% и делим их на  уровень рентабельности. Чем выше  рентабельность, тем меньше сроки  окупаемости.

2. Рентабельность продаж (Rпр) или коэффициент коммерческой рентабельности.

     Он  отражает своей величиной сколько  копеек прибыли получает фирма с 1 рубля выручки от продаж.

Ппр –  прибыль от продаж;

V – выручка от продаж товаров, продукции, работ и услуг в оптово-отпускных ценах без НДС.

В результате этот вид рентабельности отражает эффективность  или степень прибыльности объема продаж всех видов.

3. Рентабельность текущих  затрат (R т.з.)

     Отражает  степень прибыльности затрат на производство и реализацию продукции, т.е. сколько  копеек прибыли получает фирма на 1 рубль текущих затрат:

Ср –  полная себестоимость проданных  товаров, продукции, работ и услуг

4.Рентабельность  отдельных видов  продукции (R изд.)

     Этот  вид рентабельности отражает степень  прибыльности затрат на каждый важнейший  вид продукции. Рассчитывается R изд. Как отношение прибыли от единицы продукции к полной себестоимости этого вида продукции, выраженное в процентах.

     Таким образом, три последних вида рентабельности показывают соотношение, степень прибыльности по отношению к затратам различных  видов.

      Все виды рентабельности рассчитываются способом цепных подстановок

Пример  анализа рентабельности отдельных видов изделий

Ризд = Пизд : Sизд = (Ц – Sизд) : Sизд, где

Ц –  цена реализации с НДС

Приведём  анализ факторов способом цепной подстановки  на основе данных таблицы

Оценка  рентабельности изделия  «А»

Таблица

№ п.п. Показатели Ед. изм. План Отчёт Абс.отк.
1 Полная  себестоимость изделия «А» Руб. 220 217 -3
2 Ценам реализации (с НДС)   292 294 +2
3 Сумма налога на добавленную себестоимость   28 29 +1
4 Прибыль изделия «А» (п2-п1-п3)   44 48 +4
5 Рентабельность  изделия «А» (п4:п1)*100% % 20.0 22.11 +2,11

 
  1. План  по прибыли от изделия «А»:

    Сверхплановая прибыль составила 4 руб. План перевыполнен на 109,1% ((48:44)*100).

    Проводим  анализ прибыли и рентабельности по факторам. На изменение прибыли  и рентабельности изделия влияет 3 фактора:

    Изменение себестоимости 

    Изменение цен реализации

    Изменение суммы налога на добавленную стоимость

  1. Проводим анализ прибыли по факторам:
  1. Снижение себестоимости на 3 руб. увеличило прибыль на 3 руб.
  1. Увеличение цены реализации на 2 руб. увеличило прибыль на 2 руб.
  2. Увеличение суммы налога на добавленную стоимость на 1 руб. снизило прибыль на 1 руб.
 

    Проверка: +3+2-1=+4 
     
     

  1. Проводим  анализ рентабельности по факторам, используя  способ цепной подстановки:
  1. Влиянии изменения себестоимости
    • определяем рентабельность по плановой, плановой цене НДС, но фактической себестоимости

      (2920-217) : 217 * 100 = 21,65%

    • влияние 21,65% - 20,00% = +1,65%
    1. влияние изменения оптовой цены
    • определяем рентабельность при фактической цене, плановой себестоимости и плановой сумме НДС (294-220-28):220 * 100 = 20,91%
    • влияние: 20,91% - 20,0% + 0,91%
    1. влияние изменения суммы налога на добавленную стоимость
      • определяем рентабельность при плановой цене, плановой себестоимости, по фактическом налоге на добавленную стоимость

      (292-220-9):220*100=19,55%

      • влияние: 19,55% - 20,0%=-0,45%

    Проверка

    +1,65+0,91-0,45 = +2,11% 

Выводы:

  1. Увеличение прибыли за счёт роста оптовой цены может произойти по 3-м причинам: инфляционных процессов выпуска данной продукции предприятием – монополистом, улучшения качества продукции за счёт этого – увеличение спроса на неё. Только после выяснения причин можно дать оценку этому фактору.
  2. Положительным фактором является снижение себестоимости изделия «А», что увеличило прибыль на 3 руб. (из 9,1% перевыполнения 7,5% падает на этот фактор ((3:4)*100)).

    Этот  же фактор в значительной степени  повлиял на рост рентабельности. 

 

2.3. Методика оценки  показателей финансового  состояния.

Аналитическое и логическое построение бухгалтерского баланса (форма№1)

Баланс – это такой особый бухгалтерский документ, в котором на строго определенную дату отражается, с одной стороны называемой активом стоимость имущества, всех средств при помощи которых предприятие осуществляет свою как хозяйственную, так и финансовую деятельность; с другой стороны, называемой пассивом, на такую же дату отражаются все источники формирования активных средств имущества.

Практически баланс (от итальянского «балансо») отражается равным имеющихся активных средств  и источников их образования.

Логика  баланса в целом заключается в следующем:

  1. отражаются данные по наличию имущества и источников на начало и конец периода.
  2. эти данные равны как и на начало, так и на конец между активом и пассивом.
  3. итоговые данные суммы актива и пассива равны между собой. Но не может быть равенство между итогами разделов актива и пассива так как, разделы актива формируются как из собственных, так и заемных источников.
  4. все равенства и иным баланса как равновесие обеспечиваются использованием системой двойной записи в корреспонденции счетов.

    АКТИВ

    Актив – это та сторона бухгалтерского баланса, где отражается стоимостная величина имущества или активных средств предприятия, при помощи которых осуществляется хозяйственная и финансовая деятельность.

    В активе различают 2 крупных раздела:

    - внеоборотные  активы;

    - обротные  активы.

    I Внеоборотные активы.

    Он  так называется потому, что крайне медленно участвует в обороте капитала.

    Здесь отражается практически величина основного  капитала, который складывается из 4-х статей:

  1. Нематериальные активы (НМА)

Это такие  активы средства предприятия, которые  не имеют материально-вещественные формы, но приносит фирме доход. Практически  это юридическое право собственности  на что-то:

- недвижимость;

- на  любые ноу-хау;

- на  торговую марку;

- товарный  знак.

    2. Основные  средства.

    3. Незавершенное  строительство

    4. доходы  и вложения в различного рода  материальные ценности.

    Логика  I раздела

Этот  раздел построен по принципу ликвидности  быстроте обращения каких-либо активов  в наличность, так быстрее всего  может продавать НМА.

II раздела Оборотные активы.

Отражается  здесь величина оборотного капитала. Название отражает. Что этот капитал  постоянно находится в обороте.

Этот  раздел имеет такие основные статьи:

  1. запасы: сырье, материалы, топливо и др.
  2. Незавершенное производство (НЗП)
  3. Готовая продукция
  4. Товары отгруженные (в пути)
  5. Дебиторская задолженность (дебиторы – это юридические лица (организации), если физические лица, которые должны данному предприятию)
  6. Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)
  7. Денежные средства

    Логика  построения – отражен процесс превращения по стадиям оборота денежных средств, затраченных на запасы, в денежные средства после продажи продукции.

    ПАССИВ

    В целом  здесь отражаются все источники  формирования активных средств, то есть имущества.

    Эти источники подразделяются на собственные  и заемные.

  1. Различного рода капитал (Уставный капитал, Добавочный капитал, Резервный капитал)
  2. Финансовые вложения других организаций в данную фирму
  3. Нераспределенная прибыль
 

    Логика 

Информация о работе Методика анализа показателей финансовых результатов и финансового состояния организации