Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 02:04, курсовая работа
Любой метод - это совокупность определенных логических операций количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности:
выявление причинно-следственных связей между процессами и явлениями;
определение силы влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизведение механизма формирования изучаемого процесса или объекта.
Группировка -- неотъемлемая часть
почти любого экономического исследования.
Она позволяет изучить те или
иные экономические явления в
их взаимосвязи и
Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах влияющих на показатели. С помощью экономического анализа устанавливаются причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, основные причины и факторы и лишь после этого характер их влияния на основе построения групповых таблиц. Нельзя строить групповую таблицу для выявления второстепенного фактора.
Группировка как способ анализа может широко применяться в концернах, акционерных обществах, товариществах с ограниченной ответственностью и других ассоциациях.
Ассоциации, особенно однотипных предприятий, являющихся качественно однородными совокупностями, располагают возможностью широкого применения типологических, структурных и аналитических группировок. При этом объектами изучения могут выступать как сами предприятия или их внутренние подразделения, так и однотипные хозяйственные операции. Например, в системе тракторного и сельскохозяйственного машиностроения осуществлялись типологические группировки и анализ по однородным предприятиям в целом и видам производства (переделам). С помощью группировок и сравнительного анализа изучались литейное производство (с выделением серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), кузнечное производство, холодная штамповка, термообработка, механическая обработка, сварка, сборка, защитные покрытия; инструментальное, складское, ремонтное и транспортное хозяйства.
Структурные группировки используются, как показывает их название, при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассортименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, что, естественно, раздвигает границы экономического анализа.
Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй - как результат влияния первого. При этом следует иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться (факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот).
Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные группировки).
В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же выборочная совокупность. В первом случае используются, преимущественно материалы общегосударственных или региональных переписей; во втором -- типологическая выборка.
Последняя конструируется по формуле случайной безвозвратной выборки
N t2?s2
n =
N ?x2 + t2?x2
где n -- необходимый объем выборки;
t-- коэффициент доверия;
?s2 - общая выборочная дисперсия;
N- объем генеральной
?x2 - предельны ошибся выборочной средней.
3. Использование абсолютных, относительных и средних величин.
Абсолютные величины - это числа, определяющие единицу измерения объекта (в натуральных, стоимостных, трудовых единицах измерения), используются как база для исчисления относительных и средних показателей.
Относительные величины - это соотношение двух абсолютных показателей.
Их виды:
- относительные показатели
- относительные показатели
-относительные показатели
- относительные показатели уровня экономического развития;
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они являются основным измерителем, то в анализе они используются большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Количественная определенность показателей, в том числе и тех, которые сравниваются, выражается в абсолютных и относительных величинах. Относительные показатели по отношению к базе сравнения получают путем деления одной величины на другую. Исчисляются они в долях единицы, в коэффициентах, если основание равно 1; в процентах (%), если основание равно 100; в промилле (‰), если за базу сравнения берется 1000; в продецимилле (‰ 0), если база составляет 10 000.
Содержание, задачи и познавательное значение количественных соотношении определяют виды относительных показателей: бизнес-плана и его выполнения, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности и др. Надо отметить высокую аналитичность относительных величин при характеристике интенсивности использования ресурсов, изучении показателей структурного порядка и координации. Относительные показатели координации отражают, во сколько раз какая-либо часть совокупности больше другой. Такими показателями являются, например, леверидж (отношение заемного капитала к собственному), сила воздействия операционного рычага (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации), имеющие исключительно большое познавательное значение.
Экономический анализ начинается по
своей сути с исчисления величины
относительной. Если, например, бизнес-планом
предусматривалось выпустить
Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются при этом только через величины относительные. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).
Аналитичность относительных величин
хорошо проявляется и при изучении
показателей структурного порядка.
Отражая отношение части
Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск промышленной продукции на 100 руб. авансированных средств, выход сельскохозяйственной продукции на 100 га пашни, сумма розничного товарооборота на 1 м торговой площади).
В экономическом анализе часто применяются средние величины, которые представляют собой обобщающую характеристику качественно однородных, но количественно отличных друг от друга величин. Исходные данные и содержание исчисляемого показателе. Предопределяют вид используемой средней: арифметическая, хронологическая моментного ряда, геометрическая, квадратическая, каждая в форме простой и взвешенной. К структурным средним относятся мода и медиана. Наиболее часто в аналитических расчетах используется средняя арифметическая, простая и взвешенная, а также среднегеометрическая. Напомним алгоритмы некоторых из них.
Средняя арифметическая взвешенная:
?x f
X =
?f
где ?x f -- сумма произведений величины признаков на их частоты (веса);
?f -- общая численность единиц совокупности.
Если частоты (веса) представлены не абсолютными величинами, а относительными, например, в долях единицы, в коэффициентах, то алгоритм будет такой:
X = ? x d
где d -- частотность.
Средняя геометрическая:
x k = n x1 ? x2 ? x3 ? … ? xn = n П ? x
где n -число вариантов;
x - варианты признака x;
П - знак произведения.
Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов изменения в рядах динамики. Обоснованное использование средних величин в экономическом анализе, их смысловая нагрузка определяются группировкой исходной для расчетов информации. Это связано с делением значительного числа объектов и их информационных характеристик на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.
Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного -- к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.
В аналитических расчетах применяют
исходя из необходимости различные
формы средних: средняя арифметическая,
средняя гармоническая взвешенн
С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно, как указывалось выше, определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.
4. Сравнение - это аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений и процессов, а также степень эффективности использования ресурсов. Сравнение базируется на использование относительных и средних показателе. Использование этого метода предполагает сопоставимость показателей.
Виды сравнения:
- средних фактических данных с плановыми;
- средние показатели динамики;
- средних показателей со
В экономических исследованиях широкое распространение получил способ сравнения. Он представляет собой оценку и анализ исследуемого объекта через аналогичные объекты (логически сопоставимые но разнородные по экономическому содержанию, например, прибыль: активы), поскольку цифровые значения показателей обретают особый смысл только при их сопоставлении с другими показателями. Важным условием сравнения показателей является их сопоставимость. В качестве базы для сравнения могут использоваться: показатели прошлых лет; бизнес -плановые и нормативные значения; достижения науки и передового опыта; уровни показателей ближайших конкурентов; средние показатели объектов исследования в территориальном разрезе; варианты управленческих решений; теоретически максимально возможные, потенциальные и прогнозируемые показатели.
Весьма содержательными
Интересны многомерные сравнения в анализе, когда сопоставляются несколько показателей (подчас широкий их круг) по нескольким объектам. Многомерные сравнения используются для комплексной оценки результатов деятельности при конкурентных сопоставлениях с целью установления финансовых рисков. Для таких сравнений разработаны и используются на практике специальные алгоритмы (некоторые из них рассматриваются ниже).
Роль сравнений в
Сравнение - наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, т. е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в их общее и различное Выступающее в результате анализа общее синтезирует обобщаемые явления. Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления, понятия, соотношения применяется во многих учебных дисциплинах. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлым, лучшим, средними данными.
Основную группу расчетных методов, дающих возможность анализировать одно явление в сопоставлении с другими, рождает прием сравнения. Различают временное, динамическое, структурное, пространственное, базисное и рейтинговое сравнение, оперирующее абсолютными, относительными передними числами.
1. Временной метод дает
показателей за определенный период времени.
2. Динамический - позволяет сравнивать
показатели текущего и