Методы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 02:04, курсовая работа

Описание

Любой метод - это совокупность определенных логических операций количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности:
выявление причинно-следственных связей между процессами и явлениями;
определение силы влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизведение механизма формирования изучаемого процесса или объекта.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2012.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

Метод мозгового штурма - генерирование  новых идей специалистами разного профиля. На первом этапе выдвигается 400-500 идей за 40 минут разными специалистами. Затем из них выбираются оптимальные.

Метод контрольных вопросов - это  метод наводящих вопросов, которые  можно привести к решению данной задачи. Включаются 9 вопросов, например:

-что можно преобразовать в  объекте?

- что можно улучшить? и т.д.

Метод коллективного блокнота - это  самостоятельное накопление идей каждым участником. После чего происходит систематизация этих идей совместного  обсуждения.

Морфологический метод - изучает структурные взаимосвязи объекта анализа. Предусматривает построение морфологических матриц.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

1. Метод экономического  анализа и его сущность. Традиционная  классификация приемов и методов  экономического анализа

2. Краткая характеристика традиционных способов обработки информации

3. Способы детерминированного  факторного анализа

4. Способы измерения  влияния факторов в стохастическом  анализе

Заключение

Список литературы

Введение

Анализом хозяйственной  деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования. Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия. Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное. Оценка финансового положения предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

Характерными  особенностями метода экономического анализа являются: использование  системы показателей, изучение причин ( факторов ) изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи  между ними в целях повышения эффективности.

Также необходимо изучение причин, вызвавших изменение  тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления  обусловлены причинной связью и  причинной зависимостью, то задача анализа - раскрытие и изучение этих причин. На хозяйственную деятельность организации, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Выявить и изучить действие абсолютно всех причин весьма затруднительно, к тому же не всегда это практически целесообразно.

В процессе экономического анализа, аналитической обработки  экономической информации применяется  ряд специфических способов и  приемов. В них в большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системность, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обуславливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук.

Данная работа является актуальной, поскольку только комплексный анализ деятельности организации, учет всех взаимосвязанных факторов с помощью приемов и методов экономического анализа, делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.

Цель данной работы - изучить существующие приемы и методы экономического анализа.

Задачи:

1. Рассмотреть  классификацию приемов и способов экономического анализа.

2.Подробно рассмотреть  логические способы, способы детерминированного  факторного анализа и способы  стохастического анализа.

1. Метод  экономического анализа и его  сущность. Традиционная классификация  приемов и методов экономического анализа

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования[4].

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными  особенностями метода экономического анализа являются:

· определение  системы показателей, всесторонне  характеризующих хозяйственную  деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

· выявление  формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов  и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность  приемов и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

В качестве важнейшего элемента методики выступают технические  приемы и способы анализа (рис. 1).

Рис. 1 Способы  анализа хозяйственной деятельности предприятия

Классификацию методов экономического анализа  можно построить, сформировав из них три группы:

1. Традиционные  логические способы обработки  информации:

а) сравнение;

б) расчет относительных  и средних величин;

в) графический;

г) группировки;

д) балансовый.

2. Способы детерминированного  факторного анализа:

а) цепные подстановки;

б) индексный  метод;

в) абсолютные разницы;

г) относительные  разницы;

д) интегральный способ;

е) пропорциональное деление;

ж) логарифмирование.

3. Способы стохастического  факторного анализа:

а) корреляционный;

б) дисперсионный;

в) компонентный;

г) многомерный  факторный.

Применение  тех или иных способов зависит  от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. [4]

2. Краткая  характеристика традиционных способов  обработки информации

Традиционные  логические способы широко применяются  и в других дисциплинах для  обработки и изучения информации.

Достаточно часто в экономическом анализе используется способ сравнения, который представляет собой оценку и анализ исследуемого явления, процесса через аналогичные явления, процессы, поскольку цифровые значения показателей обретают особый смысл только при их сопоставлении с другими показателями. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей.

В качестве базы для сравнения могут использоваться:

· плановые показатели -- для контроля и анализа выполнения предприятием планов;

· нормативные  показатели -- для изучения и выявления возможностей экономического и социального развития предприятия;

· фактические  данные за прошлые периоды деятельности -- для анализа динамики закономерностей и темпов развития предприятия;

· среднеотраслевые показатели -- для определения места предприятия в отрасли;

· показатели деятельности ведущих предприятий -- для выявления возможностей и резервов улучшения хозяйственной деятельности;

· показатели деятельности конкурентов -- для оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется  для определения абсолютных и  относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  от базового; вертикальный сравнительный  анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Особая роль сравнений в экономическом анализе  определяется тем, что этот способ анализа позволяет достичь ряда важных целевых установок, таких как оценка результатов текущего и перспективного планирования, выбор оптимальных вариантов управленческих решений и т.п[3]

Использование относительных и средних величин в анализе деятельности предприятия. Экономический анализ тех или иных явлений, процессов, ситуаций начинается с абсолютных величин, без которых обойтись невозможно, но используются они, как правило, в качестве базы для исчисления средних и относительных величин (показателей).

Относительные показатели показывают соотношение  величины изучаемого явления с величиной  какого-либо другого явления или  с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому  объекту. Их получают в результате деления  одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Проценты применяются при изучении степени выполнения плановых заданий, динамики хозяйствования, уровней доходности, рентабельности и т.п. Коэффициенты определяются отношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу.

В процессе осуществления  экономического анализа могут использоваться разные относительные величины.

Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана -- отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного периода, выраженное в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах.

Относительные величины динамики могут быть базисными  и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным периодом, а в другом -- уровень показателя следующего периода относится к предыдущему.

Показатель  структуры -- это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах.

Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, собственного и заемного капитала, основных и оборотных средств т.д.

Относительными  величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на одного рабочего и др. [4]

Средние показатели определяются на основе массовых, качественно однородных данных и служат для обобщения соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов, позволяя определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. В аналитических расчетах в ходе экономического анализа применяются по необходимости различные виды средних показателей:

· средняя арифметическая (простая и взвешенная);

· средняя гармоническая;

· средняя хронологическая;

· средняя геометрическая;

· мода;

· медиана.

Способы табличного представления аналитических  данных. Изложение результатов анализа в виде таблиц наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. Также в анализе применяется графический способ отображения информации. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Основные формы графиков, используемые в анализе, - диаграммы. Они по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д. [3]

Широкое применение в экономическом анализе находит группировка информации - деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Чаще всего  в ходе экономического анализа используются следующие виды группировки:

Информация о работе Методы экономического анализа