Минский автомобильный завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:45, реферат

Описание

Направления хозяйственной деятельности, производственная структура, структура управления. Характеристика производственного процесса и выпускаемой продукции. Основные финансово–экономические показатели деятельности ОАО «МАЗ» и их анализ.

Работа состоит из  1 файл

раздел 1.docx

— 107.45 Кб (Скачать документ)

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

ОП 01.00 

 Разраб.

Воронина

  Провер.

Тур

 Консульт.

Тур

 Н. контр.

Тур

оровская 

 Утв. 

Общая характеристика ОАО «МАЗ»

Лит.

Листов

15

БГТУ 51512071,2011 

 1 Общая характеристика ОАО «МАЗ»

    1. Направления хозяйственной деятельности, производственная структура, структура управления

     Минский автомобильный завод – крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники, один из немногих в странах СНГ заводов, обеспечивающий выпуск как тягачей, так и прицепной техники к ним.

     Минский автомобильный завод (МАЗ) является открытым акционерным обществом  и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. «Минский автомобильный завод» входит в производственное объединение  «БелавтоМАЗ» и является головным предприятием объединения.

     В состав ПО «БелвтоМАЗ»  входят следующие предприятия:

          – Минский автомобильный завод (МАЗ);

          – Минский рессорный завод (МРЗ);

          – Кузнечный завод тяжелых штамповок (КЗТШ), г. Жодино;

           – Осиповичский завод автомобильных агрегатов (ОЗАА), г.                 Осиповичи,Могилевская область;

          – Могилевский автомобильный завод (МоАЗ);

          – Барановичский агрегатный завод (БААЗ), г. Барановичи;

          – Опытный завод «Литмаш», г. Минск;

          – Держинский эксперементально–механический завод, г. Держинск;

          – Трест «БелавтоМАЗремстроймонтаж», г. Минск;

          – Ремонтно-строительное управление «БелавтоМАЗреммонтаж», г. Минск;

          – Строительное управление «БелавтоМАЗремжилстрой», г. Минск.

     ОАО «МАЗ» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет  обособленное имущество, действует  на хозяйственном расчете, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в национальной и  другой валюте, печать со своим наименованием  и изображением Государственного герба  Республики Беларусь, штампы, товарные знаки, фирменный бланк и иные реквизиты, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 

     Минский автомобильный завод является крупнейшим производителем магистральных большегрузных  автопоездов, прицепного состава и  другой дизельной техники, выпускающий  более 150 наименований автотехники. В  последние годы   на заводе освоено  производство городских и туристических  автобусов на основе конструкции немецкой фирмы «Неоплан». По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ. 
 
 
 
 

     Юридический адрес предприятия:  Республика Беларусь, 220831 г. Минск, ул. Социалистическая, 2.

     История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.

     В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ–500 и МАЗ–503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ–200.

     Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей  МАЗ–500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ–5549 из нового семейства автомобилей МАЗ–5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ–5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ–6422.

     В настоящее время МАЗ – крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2–х моделей.

     Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов  для городских и междугородних  перевозок по лицензии немецкой фирмы «Неоплан».

     Наряду  с автомобильной техникой, завод  выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки  по межзаводской кооперации, специальное  технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает  услуги населению и сторонним  организациям.

     На  основную выпускаемую продукцию  имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень  и качество.

     Структура выпускаемой заводом автомобильной  техники, в основном, соответствует  структуре производства ведущих  автомобилестроительных фирм Европы (МАН, Ивеко, Мерседес, Рено и др.). По основным технико–эксплуатационным показателям и параметрам, таким как, грузоподъемность, снаряженная масса, мощность двигателей, безопасность, размерным и весовым параметрам, уровню комфортности автомобили соответствуют зарубежным аналогами и отличаются от них лучшей приспособленностью к эксплуатации в условиях СНГ и более низкой ценой.

     Таким образом, технической политикой  предприятия остается освоение и  производство новых видов автотехники  с учетом рыночного спроса и выполнение пожеланий конкретного покупателя, а также увеличение производства автобусов.

     Учитывая  эти обстоятельства, основной стратегической целью завода является повышение  конкурентоспособности продукции, завоевание рынков сбыта и, за счет этого, увеличение прибыли. Для реализации продукции необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта  МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.

     Полностью использовать внутренний потенциал  завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы  качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники. Внедрение системы обеспечения качества, эффективность которой подтверждена сертификатом соответствия, выданным международно признанной организацией по сертификации, дает уверенность заказчикам в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию, и это гарантировано тщательно отлаженной организацией производства, высоким уровнем квалификации персонала и профессиональной этики.

     В настоящее время Минский автомобильный  завод имеет высокий научно–технический задел в разработке новых моделей автобусов, способных удовлетворить внутреннюю потребность в общественном пассажирском транспорте и выйти на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья с высоко конкурентной, пользующейся большим спросом продукцией.

     Но, достигнутый сегодня предприятием успех в области автобусостроения может быть быстро потерян ввиду отсутствия свободных производственных площадей, что сдерживает внедрение высокоэффективных технологий при производстве автобусных комплектующих и не всегда обеспечивает требуемый уровень качества и увеличивает стоимость производимой продукции.

     С целью расширения производственных мощностей предприятия для увеличения выпуска автобусов требуются  значительные инвестиции, так как  собственных финансовых средств  необходимых для реализации программы, у завода недостаточно.

     «Минский  автомобильный завод», являясь производственным республиканским унитарным предприятием, самостоятельно определяет структуру  управления, устанавливает штатное  расписание, разрабатывает и реализует  научно–техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Осуществление функций управления подразделениями  производится в соответствии с положениями  о самостоятельных структурных  подразделениях завода, положениями  о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.

     Подчиненность подразделений завода определена организационной  структурой (Приложение А).

     Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий  путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно–технических условий  для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно–исследовательскую деятельность завода в зависимости  от конъюнктуры рынка.

     Управление  заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством  и Уставом завода на основе сочетания  прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

     Сочетание и согласованность интересов  трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через  Совет предприятия. Совет предприятия  решает отнесенные к его компетенции  вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.Совет предприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его членов.

     Руководителем завода является генеральный директор, который назначается на должность  и освобождается от должности  собственником имущества предприятия  или уполномоченным им органом и  подотчетен ему. Генеральный директор самостоятельно решает все вопросы  деятельности объединения, за исключением  отнесенных действующим законодательством Республики Беларусь к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия.

     Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных  собственником.

     Коммерческий  директор отвечает за организацию сбыта  продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и  анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает  долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.

     Технический директор проводит техническую политику, определяет основные направления в  области технической подготовки производства, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективные направления  развития объединения, координирует проведение работ по внедрению новой техники  и технологии.

     Финансовый  директор анализирует и планирует  экономическую и финансовую деятельность предприятия, координирует политику в  области ценообразования, учета  и снижения затрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новых изделий и техническое  перевооружение, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и улучшает систему стимулирования труда.

     Заместитель генерального директора по материально–техническому снабжению и комплектации отвечает за обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и  транспортом.

     Заместитель генерального директора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению  качества продукции, руководит развитием  и совершенствованием системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование системы качества.

Информация о работе Минский автомобильный завод