Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа
На любом предприятии главным ресурсом является человеческий. Ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства – все это ведет к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Мотивация же является актуальным элементом этого процесса, который обеспечивает взаимность интересов работодателя и персонала и гарантирует эффективность деятельности организации.
Мотивация – это комплекс мотивов, побуждающих или не побуждающих к определенным поступкам, это создание системы стимулов, необходимых для достижения цели организации.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации
1.1 Мотивация как функция менеджмента
1.2 Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3 Материальные и нематериальные мотиваторы
Глава 2. Мотивация труда в управлении персоналом на предприятия общественного питания ООО Городок «Печки – Лавочки»
2.1 Общая характеристика и организационная структура предприятия общественного питания ООО Городок «Печки –Лавочки»
2.2 Исследование системы управления персоналом
2.3 Анализ эффективности мотивации труда
Глава 3. Направления по совершенствованию системы мотивации и управлением персонала на предприятии общественного питания ООО Городок «Печки – Лавочки»
3.1 Определение ценностей ориентации работников
3.2 Определение направленности мотивации и мероприятия по их совершенствованию
Заключение
Список использованных источников
Основным выводом данной теории является утверждение: если люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно и так будет до тех пор, пока они не начнут считать, что получают справедливое вознаграждение. Кроме того, люди, считающие, что им переплачивают, менее склонны изменять свое поведение и улучшать показатели труда.
Следующая процессуальная теория, предложенная к рассмотрению, так называемая, комплексная процессуальная теория мотивации, более известная как модель Портера – Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожидания и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Как отмечалось ранее результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и личных качеств (4), а также от осознания своей роли в процессе труда (5). В свою очередь, уровень затрачиваемых усилий зависит от степени ценности вознаграждения (1) и веры человека в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение результатов (6) способно повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворенность от выполненной работы, самоуважение) (7) и внешние вознаграждения (похвала руководства, премия, продвижение по службе) (8).
Пунктирная линия от результативности к внешнему вознаграждению означает возможность существования связи между ними.
Л. Портер и Э.
Лоулер ввели три фактора, которые
влияют на размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание
своей роли в процессе труда. Модель
Портера – Лоулера представлена на рисунке
1.3.
Рисунок 1.3 – Модель Портера-Лоулера [24, с. 277]
Для того чтобы показать, что люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за достигнутые результаты (используется теория справедливости), использована пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (9). В свою очередь, удовлетворение (10) является результатом внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости (9) и служит мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1).
Элементы теории
ожидания в данной теории проявляются
в том, что работник оценивает
вознаграждение в соответствии с затраченными
усилиями и верит в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным усилиям.
Элементы теории справедливости проявляются
в том, что люди имеют собственное суждение
по поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками, и соответственно, степень
удовлетворения. Исходя из этого, основной
вывод теории Портера – Лоулера заключается
в том, что результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудников, а не наоборот.
Согласно этой теории результативность
должна неукоснительно повышаться. Описанные
выше теории пытаются объяснить трудовое
поведение человека, используя при этом
различные психологические и физиологические
концепции. Каждая из них имеет свои сильные
и слабые стороны – до сих пор не создано
универсальной теории трудовой мотивации.
В разных условиях одни концепции работают
лучше, другие – хуже. В качестве заключения
к данной главе можно отметить, что человек
осуществляет определенные действия в
соответствии с давлением на него совокупности
внутренних и внешних по отношению к нему
сил. Совокупность этих сил, называется
мотивацией, и вызывает у людей далеко
не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно
однозначно описать процесс мотивации.
Из всего вышеизложенного, можно сделать
вывод об основных задачах, решаемых мотивацией
– это, в первую очередь, признание труда
– работников, которые добились значительных
результатов, с целью их дальнейшего стимулирования,
а также демонстрация руководства фирмой
своего отношения высоким результатам
труда; во вторую очередь, популяризация
высоких результатов труда работников,
выражаемое в применении различных форм
признания этих заслуг и, наконец, обеспечение
процесса повышения трудовой активности,
что и является основной и конечной целью
руководства организацией.
1.3 Материальные и нематериальные мотиваторы
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как «совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий», так утверждает О.С. Виханский [3, с. 133]. Эти силы находятся вне и внутри человека, и заставляют его осознано или же неосознанно совершать некоторые поступки. В свою очередь С.К. Мордовин считает, что «мотивация – это результат совокупности потребностей, которые постоянно меняются» [15, с. 161]. В зависимости от этого можно выделить основные формы мотивации: материальная компенсация труда (заработная плата, сдельная оплата и т.п.); денежное вознаграждение (премия); общественное признание отдельного работника (продвижение по службе, ценные подарки); общественное признание отдельной трудовой группы (семейные поездки на отдых, вручение сувениров и подарков всем членам группы); личное признание руководства (выражение благодарности, письмо на дом или поздравительная открытка в день рождения).
При рассмотрении мотивации следует обратить особое внимание на факторы, которые заставляют человека действовать, и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие цели, установленные извне, не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действий. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия. Следовательно, для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации. Под этим подразумевается совокупность методов, приемов воздействия на работников, побуждающих их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
«Потребности – это то, что возникает, находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека» [24, с. 257]. В свою очередь, А.П. Егоршин дает несколько иное, более теоретизированное, определение такой категории как потребность — «это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы» [4, с. 457]. Следовательно, в основе мотивации лежат потребности, матрицу которых приводит Р. А. Фатхутдинов. Для полноты освещения вопроса приведем данную матрицу (см. приложение А).
Рассмотрение сущности мотивации невозможно без рассмотрения такой категории как «мотивирование». Хотелось бы отметить, что в научной литературе лишь некоторые авторы уделяют внимание данной категории и выделяют ее как основную составляющую мотивации труда. «Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов» [24, с. 258].
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый состоит в том, что путем внешних воздействий на человека, вызываются к действию определенные мотивы, побуждающие его к осуществлению определенных действий, приводящих к желаемому для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Второй тип мотивирования своей основной задачей видит формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на развитие и усиление желательных для субъекта мотивирования мотивов действий человека, и наоборот, ослабление мотивов, мешающих эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде результата его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших условий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. От успешной реализации процесса мотивирования зависит эффективность управления. Как отмечалось выше, для того чтобы правильно мотивировать работника, необходимо определить мотивы, побуждающие его к труду. Мотив труда формируется в случае, когда трудовая деятельность является основным условием получения блага.
В результате проведенного анализа источников и используемой литературы я пришла к следующему заключению:
Все авторы дают одинаковое определение мотива. Небольшие различия проявляются лишь в более подробном раскрытии данного понятия. Таким образом «мотив - это то, что вызывает определенные действия человека» [24, с. 257]. А.П. Егоршин дополняет это определение таким образом: «... его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека» [14, с. 457]. В учебнике Виханского О.С. и Наумова А.И. имеется дополнение к определению мотива аналогичное данному в учебном пособии под редакцией Ю.А. Цыпкина: «мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов» [3, с. 134]. Из всего выше изложенного и анализа источников можно сделать вывод, что мотив – это осознанное «внутреннее» побуждение человека к совершению определенных действий для достижения каких-либо целей. В целом же мотивы труда довольно разнообразны и различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством труда, по благам, требующимся человеку для удовлетворения своих потребностей, по цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ.
Таким образом,
мотивы труда, образующие в совокупности
единую систему, можно условно разделить
на мотивы содержательности труда, его
общественной полезности, статусные мотивы,
которые связаны с общественным признанием
трудовой деятельности, мотивы, получения
материальных благ, мотивы, которые ориентированы
на определенную интенсивность работы.
Структуру мотива можно представить следующим
образом (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Структура мотива
Однако на поведение
человека обычно оказывают влияние
несколько мотивов, находящихся
в определенном соотношении друг
к другу по степени воздействия на
поведение человека (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 –
Влияние мотивов на поведение
человека
Таким образом, руководители должны помнить, что мотивация является сложным комплексным явлением и определяется индивидуальными особенностями работника.
Рассмотрим особенности
мотивации работников на примере
конкретного хозяйствующего субъекта.
Глава 2. Мотивация труда в управлении персоналом на предприятия общественного питания ООО Городок «Печки – Лавочки»
2.1 Общая характеристика
и организационная структура
предприятия общественного
Предприятия общественного питания ООО Городок «Печки – Лавочки» включены в структуру 000 "Фуд – мастер", которое основано в 1997 году. Статус предприятия соответствует ресторану, что определяется качественным сервисом, хорошей кухней, новизной и оригинальностью, гармонирующими с общей концепцией национальной русской кухни в оригинальном национальном интерьере. О высоком уровне заведения свидетельствует достойный уровень сервиса, музыкальное сопровождение, различные программы для посетителей. Престижность ресторана создается постоянной каждодневной работой всего персонала заведения – официантов, барменов, поваров, менеджеров.
Сеть предприятий
общественного питания в городе
Новосибирске включает в себя 11 ресторанов
под общим названием ООО
Деятельность предприятия включает в себя приготовление блюд, заказанных гостями, сервисное обслуживание посетителей, предоставление сопутствующих услуг, удобств, доброжелательной атмосфер и отдыха. Меню отличает разнообразный список блюд, ориентированных на различные вкусы посетителей (от традиционных русских блюд до диетических и постных в период православной Пасхи). Ценовая политика ресторана ориентирована на средний класс населения.
Любое предприятие в своей основе является функционально-иерархической структурой, которая обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным признакам.
Организационная
структура регулирует разделение задач
по отделениям и подразделениям; их
компетентность в решении определенных
проблем и общее взаимодействие
элементов этой структуры. Рациональная
организация предприятия
распределение задач в соответствии с важнейшими направлениями деятельности системы управления;
приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц решать новые задачи);
обязательное распределение ответственности;
короткие пути управления;
баланс стабильности и гибкости;
способность к
целеориентированной
стабильность циклически повторяемых действий.
По определению,
организационная структура
В современном менеджменте выделяется несколько типов организационных структур. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними. В этом ключе выделяются следующие типы организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная; матричная; множественная.
В результате анализа
организационной структуры