Операции банка России на открытом денежном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенностей функционирования денег и денежного рынка РФ.
Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
рассмотреть структуру денежного рынка;
проанализировать роль государства на денежном рынке;
выявить перспективы развития денежного рынка в России.

Содержание

Введение………………………….............................................................................3
Глава 1.Определение денежного рынка и его образование ................................5
1.1Денежный рынок: сущность, структура, участник и инструменты…………………………………………………………………...............5
1.2Регулирование денежного рынка………………………………………….9
Глава 2. Развитие финансового рынка в России……………………………….......12
2.1Роль Банка России на денежном рынке………………………………….12
2.2 Перспективы развития денежного рынка…………………….................16
Заключение…………………………………………………………………………...20
Библиографический список………………………………………………………....22
Приложения……………………………………………..............................................23

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 161.40 Кб (Скачать документ)

ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления  кредитования реального сектора  экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних  по размерам банков и контролем Банка  России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды  кризисов и высокой инфляции она  повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского  сектора она понижалась. Вот и  сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Изменения ставки рефинансирования показаны в таблице 1. Общий объем операций по различным видам кредитования представлен в таблице 2.

Из таблицы 2 мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) и корпоративные облигации (24,8%), как видно из диаграммы 1 в приложении.

Использование государственных, корпоративных и муниципальных  облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и  способствует притоку ресурсов в  различные отрасли и регионы.

Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента  являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной  структурой российской экономики, зависимой  от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы  рефинансирования, Банк России может  более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а  также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.

Следующий действенный способ –  это изменение нормы обязательных резервов. Обязательны резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность  банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить  результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых  банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование  в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы  резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого  сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного  резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансового кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормы обязательных резервов представлены в таблице 3.

      На наш взгляд, необходимо кардинально реструктурировать задолженность в рыночные ценные бумаги с целью проведения более активных прямых операций на открытом рынке Банком России. Это позволит более оперативно влиять на состояние ликвидности банковской системы, корректировать в ту или иную сторону, принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики.

Данные инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат  М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на рисунках 5 и 6 в приложении.

Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5% .

Используя вышеуказанные инструменты  ЦБ влияет на денежное обращение, путем  изменения величины предложения  денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь  коммерческие банки уже непосредственно  работаю с гражданами, предприятиями  и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с теми явлениями, который породил финансовый мировой кризис.

 

2.2 Перспективы развития денежного  рынка

В 2010 году ожидалось некоторое  улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого  ухудшения в 2009 году. Международные  организации прогнозируют постепенное  возобновление роста мировой  экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров и услуг  в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Однако не исключается возможность более  медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидалось повышение  темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики  способствовало восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах  России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать  дополнительных рисков ускорения роста  цен в стране .

На мировых финансовых рынках сохранились низкие процентные ставки. Тем не менее, МВФ и Всемирный  банк прогнозировал некоторое повышение  в 2010 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными  ставками в России и зарубежных странах  сохраняют возможность притока  капитала в российскую экономику. В  то же время риск оттока капитала остается высоким.

Цена на нефть на мировых  энергетических рынках является важнейшим  фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В  связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют  прогнозам Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагалось снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могли снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличился на 0,2%.

В качестве второго варианта рассматривался прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагалось, что в 2010 году цена на российскую нефть составила 58 долларов США за баррель.

Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике  вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и  государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых  денежных доходов населения и  инвестиций в основной капитал мог бы составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидался на уровне 1,6%.

В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривалось повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могли увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидалось выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае мог возрасти на 3,0%.

Банк России не исключает  возможности более высокого роста  цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагалось, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастала до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозировались выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения мог составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидался на уровне 4,4%.

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь  к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидалось восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловили увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

Предполагаемое постепенное  улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов  прогноза диапазон темпов прироста денежного  агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех  вариантах, соответствующих вариантам  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения  платежного баланса. Данные прогнозных показателей представлены в приложении 5. В зависимости от сценарных  вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

В среднесрочной перспективе  система инструментов денежно-кредитной  политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию  на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности  под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так  и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко  управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной  перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение  потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности  за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения  по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного  денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР  и операции по продаже государственных  облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента  краткосрочного «связывания» свободной  ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной  ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного  действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010-2012 годах Банк России продолжил осуществить взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно  с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования  денежного предложения.

Информация о работе Операции банка России на открытом денежном рынке