Основные направления повышения уровня жизни населения Новосибирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
Интегральные индикаторы социального развития и уровня жизни населения
Показатели личных доходов населения
Измерение уровня и качества жизни населения
Показатели статистики социальной сферы
Глава 2. Практическая часть
2.1 Показатели уровня и качества жизни населения Новосибирской области
2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения Новосибирской области
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Юли.docx

— 82.13 Кб (Скачать документ)

Величина  прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы .

Величина  прожиточного минимума определяется ежеквартально  и устанавливается правительством РФ - в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах РФ.

Начиная с  квартала 2004 г.  расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.

В 2007 г. средний прожиточный минимум составлял 4005 рублей. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области, в квартале 2007г. составила 13,3% от общей численности населения.  В 2008 году Правительство установило официальный прожиточный минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2008 года он оказался весьма небольшим - 4693 руб. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так:  для трудоспособного населения - 4971 руб., для пенсионеров - 3644 руб., для детей - 4389 руб.  По сравнению с третьим кварталом 2007 года прожиточный минимум вырос на 814 руб. - примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2007 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.

Среднедушевой денежный доход по всему населению  составил 12602,7 рублей и прожиточный  минимум - 3847 рублей, то усредненный уровень жизни может быть оценен в процентах как отношение12602,7: 3847 или приблизительно 327%. В 2008 г.  - 14939,2: 4593, что приблизительно равно 325%.

Детский прожиточный  минимум был равен в 2008 году 4389 рублей, а значит уровень жизни  ребенка равен 181,5%. В 2007 году - 253,5%. Наконец, уровень жизни пенсионера в 2007 году равнялся среднему размеру пенсии, деленному на его прожиточный минимум, или 76,3%. В 2008 году этот показатель составлял 117%.

В структуре  использования денежных доходов  в 2005 г. по сравнению с 2003 г. отмечался некоторый прирост финансовых активов.  В период с 2006 по 2008 г. - рост финансовых активов. 

Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2007 г.  номинальная начисленная заработная плата одного работающего составила 13593,4 рублей. Реальный уровень оплаты труда по сравнению с 2006 г.  вырос на 24%.

По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня среднемесячной заработной платы  в различных отраслях экономики.  Так в 2008г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников кредитования, финансов, страхования, транспорта, промышленности, строительства и управления. Наименьшую заработную плату имели работники образования, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, общественного питания.

Еще одним  показателем уровня жизни населения  является уровень бедности. В 2007 г. бедность основной части населения, по-прежнему оставалась главной социальной проблемой области и всей страны вцелом.

Бедность  - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года.  После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году.  Однако, именно в 2005 году, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения.

Теперь обратимся  к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%.  Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.

Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть бедных домохозяйств сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность.

Таким образом, масштабы бедности, несмотря на все  экономические успехи и благоприятные  изменения в области доходов  населения в 2005 г., являются по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

Расходы также  являются одним из основных показателей  уровня жизни. Денежные расходы населения  - это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводиться различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит  из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости представленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Потребляемые  населением товары удовлетворяют различные  потребности. Возрастающую роль в потреблении  населения играют разнообразные  услуги, оказываемые населению и  удовлетворяющие потребности человека.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг:  по проживанию в собственном жилище - они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище, и домашние услуги, производимые наемными работниками, их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).

Различают услуги материальные (производственные - ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).

Денежные  расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Потребительские  расходы населения в среднем  за месяц в расчете на члена  обследуемого домохозяйства в 2008 г. составили 8561,8 рубля и возросли на 31,8% по сравнению с 2007 г.

Рост денежных доходов населения приводит к  изменениям в структуре потребительских  расходов. Это проявляется в том, что с увеличением доходов  семей снижается доля затрат на питание.  Чем ниже эта доля, тем выше уровень  благосостояния.

Наибольший  рост расходов на покупку продуктов питания в период с 2003 по 2008 г.  отмечался в 2003 г. (на 35,8%), наименьший - в 2007 г.  На непродовольственные товары наибольшие расходы составили в 2006 году, наименьшие в 2003 г. Наконец, наибольшие расходы на услуги составили в 2006 г., наименьшие - в 2003 г.

Под влиянием доходных организаций и динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров  между группами населения с различным  уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с  различным уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в  состав той или иной группы продовольственных  товаров. Среднедушевые денежные расходы  на покупку непродовольственных  товаров (в среднем за месяц) в 2005 году составили 397,1 рублей и увеличились на 8% по сравнению с 2004 г.

Наибольший  удельный вес в структуре расходов на оплату услуг в 2008 г. занимали жилищно-коммунальные услуги (10,4%), услуги пассажирского транспорта (3,1%), услуги связи и услуги в системе образования (по 1,6%).

Также одним  из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения. В период с 2004 по 2007г. в области значительное число учреждений здравоохранения сократились, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в этот период также уменьшилось. Число фельдшерских пунктов в период с 2004 по 2007 г. резко уменьшилось.

Таким образом, за 4 года число больниц уменьшилось  на 3,6%, количество врачебных амбулаторно-поликлинических  учреждений на 0,3%, а фельдшерско-акушерских пунктов снизилось на 0,8%.

Трудное положение  складывается с формированием и  развитием школьной сети.

Одним из важнейших  показателей, характеризующих уровень  жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В области и по стране жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2007г. насчитывалось 31% от общего числа семей. В последние годы происходит децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны  уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения  результатов влияния экономических  реформ на уровень жизни населения. На основе проделанного анализа можно  сделать вывод, что в Новосибирской области уровень жизни населения не достиг совершенства, и необходим поиск путей его повышения.

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления

 повышения уровня  жизни населения Новосибирской области

 

Сейчас очень  часто говорят об уровне жизни  населения, о качестве жизни. Чтобы  решить существующие проблемы в этой сфере, следует разобраться в  этом понятии, знать, из чего оно состоит, и на основе этих знаний создавать  программы повышения уровня и  качества жизни.

Говоря о  качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни  населения зависит качество его  жизни и наоборот. Качество жизни  можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни  населения. Проводя определенную экономическую  политику, государство изменяет эти  показатели, следовательно, уровень  жизни улучшается или ухудшается.

Эти показатели можно разделить в широком  смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические  показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень  инфляции. Во-вторых, показатели материального  благосостояния населения, которые  включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и  т.д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать  меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти  показатели связаны, и изменение  одного повлечет за собой изменение  другого. Высокий уровень жизни  можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым  в социальной сфере. Каждый из нас  знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.

Показатели  материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают  значительное влияние на экономику, поэтому правительство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению уровня занятости населения путем создания благоприятных условий труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Эффективным представляется повышение профессионально-квалификационного уровня основной части специалистов, особенно высококвалифицированных работников, во всех отраслях народного хозяйства. Реально создание и использование различного рода учебных программ, где специалисты при финансовой поддержке своих фирм могут выполнять собственные исследования. Обязательны поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

За последние  пять лет экономика России выросла  на 40%, и давно уже пришла пора каждому почувствовать данный статистически  впечатляющий рост. Увеличение реальных доходов населения Новосибирской области, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Информация о работе Основные направления повышения уровня жизни населения Новосибирской области