Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание

Как уже упоминалось выше, к прямым расходам относятся: материальные затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам. Большой удельный вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные затраты. Общая сумма прямых материальных затрат в целом по предприятию зависит от объема производства про­дукции (VВП), ее структуры (Удi) и изменения удельных материаль­ных затрат на отдельные виды продукции (УМЗi). Уровень последних, в свою очередь, может измениться из-за количества (массы) расходуе­мых материальных ресурсов на единицу продукции (УРi) и средней стоимости единицы материальных ресурсов (Цi). Схематически эту взаимосвязь можно представить следующим образом (рисунок 1) [10, с.189].

Содержание

1. Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат………. 3
2. Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия………. 15
3. Задачи………………………………………………………………………... 19
Список литературы……………………………………………………………. 25

Работа состоит из  1 файл

анализ.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

 

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыльности работы предприятия, необходимо выполнять сле­дующее условие: темпы снижения дегрессивных расходов долж­ны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.

Важным аспектом анализа постоянных расходов является де­ление их на полезные и бесполезные (холостые). Это деление свя­зано со скачкообразным изменением большинства производст­венных ресурсов. Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи с этим затраты ресурсов растут не непрерыв­но, а скачкообразно, в соответствии с размером того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянные затраты мож­но представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не ис­пользуемых в производственном процессе:

Zс = Zполезн. + Zбесполезн.

В таблице 1 представлены различные варианты поведения за­трат в зависимости от изменения объема производства. Общие затраты складываются как сумма постоянных затрат (К = 0) и пе­ременных затрат (К > 0).

Величину полезных и бесполезных затрат можно исчислить, имея данные о максимально возможном (Nmax) и фактическом объеме производимой продукции (Nфакт):

Zбесполезн. = (Nmax - Nфакт ) ×

Zполезн. = Nфакт ×

Анализ и оценка бесполезных затрат дополняются изучени­ем всех непроизводительных расходов предприятия.

Деление затрат на постоянные и переменные, а постоянных - на полезные и бесполезные является первой особенностью директ-костинга. Ценность такого разделения — в упорядочении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли. На делении затрат на постоянные и переменные основывается маржинальный анализ.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять про­цессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении [16, с.188]: безубыточного объема продаж (порога рентабельности, оку­паемости издержек) при заданных соотношениях цены, посто­янных и переменных затрат; зоны безопасности (безубыточности) предприятия; необходимого объема продаж для получения заданной вели­чины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уров­не маржинального дохода; критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли,

ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, что­бы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица про­данной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финан­совое состояние предприятия.

С помощью маржинального анализа обосновываются и дру­гие управленческие решения: выбор вариантов изменения про­изводственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия -основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо­сновании управленческих решений, оценке деятельности предприя­тий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бух­галтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснос­ти предприятия строится график. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выруч­ку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны вы­ручке от реализации продукции. Она получила название точки безу­быточного объема реализации продукции, или порога рентабельнос­ти, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рас­считать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении    необходимо    сумму    постоянных    затрат    разделить на   долю

маржинального дохода в выручке:

Т =

где А – постоянные затраты;

      Дмд – доля маржинального дохода в выручке.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

Т =

где р – цена изделия;

       b – переменные расходы на единицу продукции.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:

Т =

где МД – маржинальный доход.

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид

Т =

где П – прибыль от реализации продукции.

При многопродуктовом производстве этот показатель определя­ется в

стоимостном выражении:

Т =

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

ЗБ =

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по коли­чественным показателям:

ЗБ =

Графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удель­ных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельно­сти

и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

ЗБ =

Если при многономенклатурном производстве безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, то для фак­торного анализа

изменения его величины может быть использована следующая модель:

Т =

Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

С помощью маржинального анализа можно установить критичес­кий уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных зат­рат, а также цены

при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

А = VРП × (р - b)       или         А = В × Дмд

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные зат­раты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

Для того, чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных за­трат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

t =

Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж   (VРП),   цене   (р)  и   сумме   постоянных   затрат    (А)   определяется

следующим образом:

b = р -

Критический   уровень  цены  (ркp)   определяется  из   заданного  объе­ма

реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

ркp =

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управлен­ческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т д.).

Если сумму прибыли представить в виде формулы:

П = VРП × (р - b) – А = VРП × Смд – А

где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:

VРП1 × Смд1 – А1 =  VРП2 × Смд2 – А2

то объем продаж можно найти следующим образом:

VРП =

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:

VРП1 × b1 +A1 = VРП2 × b2 + A2

Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

VРП =

На основании проведенных расчетов выбирается один из вари­антов управленческих решении.

 

2. Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия

 

Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в про­цессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазви­тию на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производ­ственной, сбытовой и финансовой дея­тельности происходит непрерывный про­цесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их фор­мирования, наличие и потребность в фи­нансовых ресурсах и как следствие фи­нансовое состояние предприятия, внеш­ним проявлением которого выступает платежеспособность.

Для обеспечения финансовой устой­чивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение до­ходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.

Следовательно, финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функциониро­вать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, га­рантирующее его постоянную платежеспособность и ин­вестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Следовательно, устойчивое финансовое состо­яние не является счастливой случайностью, а итогом грамотно­го, умелого управления всем комплексом факторов, определяю­щих результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособ­ность и рентабельность, а также оптимальную структуру акти­ва и пассива баланса.

Основные задачи анализа:

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в фи­нансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансо­вого состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хо­зяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при раз­нообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и ук­репление финансового состояния предприятия.

Для оценки ФСП, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интен­сивность его использования;

б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его фи­нансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;

Информация о работе Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат