Планирование потребности в сырье, материалах и товарных запасах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание

План материально-технического обеспечения производства (МТО) является одним из основных разделов плана экономического и социального развития предприятия. Разработка планов МТО способствует успешному решению проблем обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими видами ресурсов, необходимых для осуществления процесса производства. Одновременно с этим в плане материально-технического обеспечения определяются поставщики и сроки поставок материалов. При составлении плана учитывают полную потребность в материальных ресурсах, нужных для производства продукции, экспериментальных и ремонтных работ, изготовления технологических инструментов. Потребность в материальных ресурсах рассчитывает отдел материально-технического обеспечения вместе с отделами главного механика, главного энергетика, техническим и планово-экономическим отделами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия.

Содержание

1. Цели и содержание плана материально-технического обеспечения и последовательность его разработки.

2. Планирование потребности в запасах сырья, материалов и товарных запасах.

3. Планирование поступления и закупки сырья, материалов и товаров.

4. Особенности определения потребности цехов в материальных ресурсах.

5. Особенности планирования сбыта в оптовой торговле и предприятиях питания.

Работа состоит из  1 файл

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛАХ И ТОВАРНЫХ ЗАПАСАХ.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

 

В заключение следует отметить, что управление запасами в том или ином виде должно быть реализовано в каждой компании, работающей на конкурентном рынке. Если по объективным причинам сложные методы управления запасами предприятию недоступны, то необходимо использовать более простые рекомендации. Способность эффективно управлять запасами с наименьшими затратами может стать одним из преимуществ для предприятий, функционирующих в условиях высокой ценовой конкуренции и низкой нормы рентабельности.

 

Логистика запасов – это управление запасами предприятия, подразумевает интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне ее – на всем протяжении цепи управления поставками.

 

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами. «Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствие с прогнозом спроса на продукт и его наличие на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

 

Основные принципы систем управления запасами

 

Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на два вопроса:

 

1. Какое количество продукции заказывать?

 

2. Когда заказывать?

 

Ответ на первый вопрос выражается через размер заказа, определяющего оптимальное количество ресурсов, которое необходимо поставлять всякий раз, когда происходит размещение заказа. В зависимости от рассматриваемой ситуации размер заказа может меняться во времени.

 

При управлении запасами необходимо осуществлять мероприятия по прогнозированию спроса и потребления запасов. Максимально точный прогноз спроса – залог эффективности управления запасами. Для нерегулярно потребляемых товаров необходимо учитывать обычный объем потребления и обычный объем поддерживаемого запаса по каждому товару. Для регулярно потребляемых товаров нужно точно регистрировать потребление, сглаживать нетипичные показатели, выбрать наиболее подходящие формулы прогноза для каждого товара, учитывать воздействие промоакций, совместное прогнозирование, прочие внешние факторы, определить подходящий горизонт прогноза.

 

Исторический показатель потребления товара зачастую можно рассматривать как лучший индикатор будущего спроса на товар. То же самое можно сказать и о времени выполнения заказа. Время, которое ушло на пополнение запаса в прошлом, часто дает точное представление о том, сколько понадобится времени на получение товара от поставщика в будущем, если заказ сделан сегодня. Планируемое время выполнения заказа на пополнение запаса – показатель, который нужно рассчитывать для каждой товарной позиции на складе отдельно. Это обусловлено следующими причинами:

 

При поставке ряда товаров на склад из одного и того же источника время на выполнение заказа может быть разным.

 

Популярный товар какой-либо товарной категории может быть у поставщика в наличии постоянно, в то время как поставку медленно оборачивающегося товара, возможно, придется ждать несколько недель или даже месяцев!

 

Компания может иметь запасы одного и того же товара на нескольких складах. Но все они могут получать этот товар из разных источников. И даже если этот товар поставляется на все склады одним поставщиком, время выполнения заказа для разных складов может быть разным.

 

Ответ на второй вопрос зависит от типа системы управления запасами. Если система предусматривает периодический контроль состояния запасами через равные промежутки времени (еженедельно или ежемесячно), момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени. Если же в системе предусмотрен непрерывный контроль состояния запаса, точка заказа обычно определяется уровнем запаса, при котором необходимо размещать новый заказ.

 

Контроль над состоянием запасов – техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления. Определение точки заказа, расчет размера заказа и контроль над данными показателями с использованием математических моделей управления запасами практически невозможно осуществлять вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

 

Таким образом, решение обобщенной задачи управления запасами определяется следующим образом:

 

- В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные промежутки времени.

 

- В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

 

Рассмотренные выше методы управления запасами являются часто применяемыми, но не единственными, существуют и другие системы управления запасами, такие как АВС-метод управления запасами, управление запасами на основе XYZ-анализа или правила “20-80”.

 

Эти методы основаны на идее о том, что все материальные запасы можно подразделить на несколько групп, в зависимости от одного или нескольких критериев. Такими критериями могут быть цена единицы товара (АВС-метод), постоянство спроса на определенные товары (XYZ-анализ), удельный вес спроса товарной группы в общем спросе (правило "20-80") и т.д. Далее для каждой группы выбирается собственная система управление запасами: для "наиболее важных" групп необходим непрерывный контроль состояния запасов и существенный страховой запас для избегания возможных срывов сроков поставок, либо для удовлетворения спроса при его повышении. Для группы "менее важных" товаров предусматривается периодический контроль состояния запасов через небольшие промежутки времени (несколько дней или еженедельно) и средний размер страхового запаса. Для "не важных" групп допускается осуществление контроля через значительные промежутки времени (раз в месяц, квартал, год) и практически полное отсутствие страхового запаса, возможно даже приобретение данных товаров и материалов только под заказ.

5. Особенности планирования сбыта в оптовой торговле из учебного пособия.

 

Особенности планирования сбыта в предприятиях питания.

Важные исходные данные для разработки планов товарооборота по предприятию питания - объем товарных ресурсов, предпола­гаемые- изменения контингента питающихся, накопленный экономический потенциал предприятия,- изменения в сети предприя­тия, технологии приготовления пищи, расширение производства полуфабрикатов для продажи населению, внедрение индустриа­лизации и т. п.

 

План товарооборота предприятий питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть — реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на, основе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.

 

Так как в состав предприятия могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, ресторан, кафе), различный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае могут использоваться различные методы.

 

К основным методам расчета производственной программы и обеденной продукции относятся:

 

используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;

 

используемый на предприятиях (хозяйственных единицах) с изменяющимися контингентами потребителей;

 

основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;

 

применяемый исходя из производственной мощности и степени ее использования;

 

основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;

 

базирующийся на расчете и прогнозировании коэффициентов комплектности (расчет, проводится по вторым и третьим блюдам).

 

На предприятиях (хозяйственных единицах), обслуживающих сравнительно постоянный контингент потребителей (в столовых на промышленных предприятиях, стройках, учебных заведениях и т. п.), рекомендуется использовать нормы среднего количества потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделю, месяц, год), данные о количестве потребителей, коэффициент изменения количества потребляемых блюд и некоторые другие факторы. При этом величина коэффициента должна отразить происходящие сдвиги в количестве потребляемых блюд. Его следует определять с учетом складывающихся за несколько предшествующих лет тенденций в изменении среднего показателя потребляемых блюд одним человеком, а также степени удовлетворения спроса покупателей на эти блюда.

 

На предприятиях (хозяйственных единицах) с изменяющимися контингентами потребителей используют расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде на одно место в день.

 

При планировании выпуска блюд на основе пропускной способности зала необходимо иметь сведения об интенсивности потока посетителей.

 

Пропускная способность предприятия характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период (смену, месяц). Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала; числа мест и продолжительности приема пищи одним посетителем.

 

Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, от формы обслуживания потребителей, рационального использования площади зала и других факторов.

 

Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия, является оборачиваемость одного места. Этот показатель характеризует число потребителей, приходящихся на одно место на предприятии за день.

 

Товарооборот по продукции собственного производства определяется путем умножения среднегрупповых цен на количество блюд, полуфабрикатов, кулинарных и других изделий, предусмотренных производственной программой предприятия.

 

Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.

 

Оборот покупных товаров планируют с учетом типов предприятий, обслуживающих различные контингенты населения, с учетом специфических условий работы (например, ночной ресторан), а также достигнутого уровня реализации этих продуктов за предплановый период, складывающихся тенденций изменения их доли в объеме товарооборота предприятий питания.

 

При планировании стоимостных показателей товарооборота (оборота по продукции собственного производства, розничного товарооборота) следует также использовать экономико-математические методы.

 

После расчета товарооборота по хозяйственным единицам, по формам продажи и потребления составляется общий план товарооборота предприятия.



Информация о работе Планирование потребности в сырье, материалах и товарных запасах