Прогнозирование социальной структуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Проблема социальной структуры общества занимает особое положение в системе общественных наук. В социологии понятие «социальная структура» (означающее социально-групповую дифференциацию общества и связанные с ними межгрупповые отношения и социальные функции выделенных групп населения) является одним из ключевых. Анализ социальной структуры имеет существенное прикладное значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы прогнозирования социальной структуры общества…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и роль социальной структуры в устойчивом развитии общества…………………………………………………………………………..5
1.2. Состав социальной структуры общества и факторы ее развития…...9
1.3. Особенности развития социальной структуры общества в современной России………………………………………………………...….14
2. Современное состояние социальной структуры общества в РФ……...20
2.1. Система показателей и методы прогнозирования социальной структуры…………………………………………………………………….….20
2.2. Анализ основных тенденций развития социальной структуры общества в Российской Федерации…………………………………………..23
3. Прогнозирование направлений развития социальной структуры общества в РФ………………………………………………………………..…27
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования социальной структуры общества в РФ…………………………………………………….27
3.2. Прогнозирование показателей социального развития в РФ…….…..30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники - новые капиталисты. Появляется средний слой - относительно материально обеспеченные и "устроенные" представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов[10].

Основной, базовый, по определению Т.И. Заславской, социальный слой - самый многочисленный в России (60-65 %). Он охватывает все социально-профессиональные группы населения с ограниченным имущественным достатком и социально-политическим влиянием - от массовой интеллигенции (учителя, медработники, техники, инженеры и т.п.) до многочисленных категорий людей физического труда. У основания этого конуса в "нижнем слое" до 12% населения, преимущественно представители неквалифицированного труда с самыми низкими доходами и затем на самом "дне" - люмпенизированные десоциальные группы (7-9%) .

"Слои" говорят о возможности известного размывания традиционных социальных границ, но не "отменяют" их. К примеру, рабочие остаются рабочими. В массе своей они представлены в "базовом" слое. Признание "слоев" не нарушает, а лишь дополняет принятое понимание традиционной структуры общества, подчеркивая известную диффузию его границ как классовых и социально профессиональных, так и социально-функциональных, связанных с распределением власти .

В настоящее время различные партии, движения выдвигают свои программы, в том числе о перспективах развития нашей страны. Если анализировать эти программы, то они предвещают шесть вариантов развития:

Цивилизованный капитализм

Дикий (ранний) капитализм

Смешанное общество с капиталистической ориентацией 

Новое нэповское смешанное общество с социалистической ориентацией

Ранний социализм с командно-административной системой

Новый социализм с собственностью трудовых коллективов

Если все эти варианты объединить по направлениям, то получается два основных капитализм и социализм. Центральной проблемой борьбы партий, фракций, властей являются указанные направления общественного развития. Главная линия противостояний в российском обществе проходит между сторонниками и противниками вводимой капиталистической общественной системы.

Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития России следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное человечество, а из конкретных условий России.

Наш нынешний общественный строй все еще остается государственным социализмом (большая часть собственности находится в руках государства). На сегодня можно утверждать, что в мировой системе социализма ни в одной стране не было, оно было только ориентировано на социалистическую работу.

В настоящее время уровень развития производственных сил не только в России, не только  в странах третьего мира, но и передовых развитых странах Запада еще не достаточного для того, чтобы построить социалистическое общество. В настоящее время можно говорить о том, что Россия придерживается капиталистического пути развития.

 

3.2. Прогнозирование показателей социального развития в РФ

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения на­селением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Рос­сийской Федерации содержится в программе социальных реформ:

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

— достижение ощутимого улучшения материального положе­ния и условий жизни людей;

— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, куль­туры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

— существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей, явля­ются:

Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важней­шего стимула развития производства и повышения трудовой ак­тивности работников[11].

Обеспечение справедливого распределе­ния доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

Стимулирование исполь­зования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитова­ния социально-значимых программ, направленных на формиро­вание базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с од­ной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в свя­зи со структурной перестройкой экономики.

Создание полноценных условий жизнедея­тельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизне­обеспечения детей.

 Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессио­нальных рисков.

Стабильное финансирование отраслей соци­альной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

В социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе. 

К ним относятся:

1.      Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2.      Политика в сфере общественного благосостояния.

3.      По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4.      Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5.      Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет определяется как набор раз­личных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается   научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой. Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

1.       Постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;

2.       Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан,   уволенных с государственной службы);

3.       Обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Задачи стратегического планирования уровня жизни определя­ются целями социальной политики. Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Фе­дерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целе­вых комплексных программ, предусматривающих решение узло­вых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп[12].

В первую группу входятсинтетические показатели уровня жизни.

К ним относят:

1)        показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэф­фициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на­селения в целом и его отдельных социальных групп;

Информация о работе Прогнозирование социальной структуры общества