Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, доклад

Описание

Цель проверки производства и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Работа состоит из  1 файл

аудит продаж и расходов.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    Тема 4. Проверка достоверности  учета производства

    и реализации готовой  продукции 

    4.1. Задачи и источники  информации контроля  достоверности

      учета производства  и реализации готовой  продукции 

    Показатели  выпуска и продажи готовой  продукции являются основным разделом аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности промышленного предприятия, так как подтверждаются такие значимые для пользователей отчетности показатели, как выручка от продаж, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Именно эти показатели зачастую характеризуют эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента,  выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями, а также позволяют оценить его финансовое состояние.

    Цель  проверки производства и продажи  готовой продукции заключается  в объективной оценке полноты, своевременности  и достоверности отражения в  учете и отчетности показателей  выручки от продажи, себестоимости  проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

    Задачами  аудита производства и продажи готовой  продукции являются:

  1. анализ учетной политики предприятия в части, регулирующей порядок организации учета производства и продаж готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
  2. проверка соблюдения договорной дисциплины аудируемого лица;
  3. оценка правильности документального оформления операций по производству и продаже продукции;
  4. проверка полноты, своевременности и достоверности оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
  5. анализ правильности аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
  6. проверка соблюдения налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

    Основными документами, регулирующими учет производства и продаж готовой продукции, являются:

  • Налоговый Кодекс РФ;
  • Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина 09.06.2001 №44н;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

    К проверке должны быть представлены следующие  документы:

  • приказ об учетной политике организации;
  • договоры на реализацию продукции;
  • приемо-сдаточные накладные по сдаче на склад готовой продукции;
  • товарные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры;
  • карточки складского учета;
  • инвентарные описи;
  • ведомости выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции;
  • регистры синтетического и аналитического учета, используемые в организации по сч. 20 «Основное производство», 40 «Выпуск готовой продукции», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

    Финансовая (бухгалтерская) отчетность: Бухгалтерский баланс (ф. №1), Отчет о прибылях и убытках (ф. №2), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5), пояснительная записка.  
 

    4.2. Проверка учета  и документального  подтверждения 

    отгрузки  и реализации готовой  продукции 

    Аудиторская проверка начинается с изучения организации учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры.

    1. Проанализировать учетную политику  с точки зрения обоснованности  выбора варианта учета выпуска  готовой продукции. Выпущенная готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги могут оцениваться по одному из следующих основных вариантов:

  • по фактической производственной (полной или сокращенной) себестоимости, равной сумме всех затрат; применение данного метода целесообразно для предприятий индивидуального производства.
  • по учетным ценам; при этом уточняется, что является учетной ценой: плановая (нормативная) производственная себестоимость, продажные цены и др.; в этом случае в течение месяца готовая продукция приходуется на склад и списывается со склада по твердым учетным ценам, которые изменяются относительно редко. Недостатком данного метода является необходимость выявления и отражения в учете отклонений фактической себестоимости выпущенной продукции от стоимости ее по учетным ценам. Для учета этих отклонений целесообразно использовать сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; возможность использования данного счета должна быть предусмотрена учетной политикой.

    2. Изучить порядок проведения инвентаризации незавершенной и готовой продукции и оформления ее результатов. При необходимости аудиторами на момент проведения проверки может быть проведена инвентаризация готовой продукции.

    3. Проверить соответствие данных  синтетического и аналитического  учета. Для этого сопоставляются данные Отчетов материально-ответственных лиц по складам готовой продукции и журнала-ордера или иного регистра по сч. 43 об остатках продукции. Аналитический учет по сч. 43 должен вестись по местам хранения и отдельным видам готовой продукции в количественном и суммовом выражении. При наличии отклонений необходимо получить объяснения исполнителей соответствующих операций.

    4. Проверить наличие договоров  о материальной ответственности  с лицами, осуществляющими приемку-передачу  готовой продукции.

    На  следующем этапе необходимо проанализировать маркетинговую политику, ознакомиться с состоянием договорной дисциплины и выявить факторы, способствующие затовариванию продукцией, что впоследствии может привести к замедлению оборачиваемости  средств и финансовым трудностям. В ходе проверки целесообразно изучить взаимосогласованность договоров-поставок с программой выпуска готовой продукции. Для этого изучают показатели оперативного учета за выполнением договоров-поставок готовой продукции покупателям, хозяйственные договоры с покупателями, программу выпуска продукции и накопительную ведомость учета выпуска готовой продукции. Это позволяет сравнить отраженное в оперативном учете количество поставляемой продукции покупателям по договорам с планом выпуска готовой продукции. Если установлено, что планируется объем продукции, который не подтверждается договорами поставок, то необходимо установить, какие мероприятия проводило предприятие по изысканию возможностей по стимулированию продаж (реклама, организация выставок-продаж). Если объем заключенных договоров превышает планируемый объем выпуска, то необходимо выявить, обеспечен ли этот объем материальными и трудовыми ресурсами и т.п.

    Затем выборочно необходимо проанализировать договоры с покупателями продукции, товаров, работ, услуг для получения информации о применяемых ценах, условиях поставки, оплаты и др.

    В процессе контроля исследуют правильность оформления документами приемку  выпущенной из производства готовой  продукции. Необходимо убедиться в  том, что не было случаев, когда в накладные (акты) включались незаконченные технологическим процессом обработки изделия или неоформленная документами готовая продукция.

    В приемо-сдаточных накладных, которые  являются основным первичным документом по учету готовой продукции, проверяют заполнение реквизитов: дату, номенклатурный номер изделия, количество, цену, подписи начальника цеха,  ОТК и работника склада и др. Показатели накладных переносятся в накопительную ведомость выпуска готовой продукции. Это позволяет аудитору проверить достоверность итоговых данных о себестоимости каждого наименования готовой продукции, которая выпущена из производства.

    Большое значение имеет полнота оприходования  продукции на складе. Это может  быть проведено путем составления  альтернативного баланса расхода сырья и материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат.

    Выборочно за какой-либо период проверяется полнота  формирования итоговых показателей  о выпуске готовой продукции, работ, услуг. Для этого сопоставляют данные складского учета на основе производственных отчетов и отчетов о движении готовой продукции на складе, а также сопоставляют объем выпуска, указанный в регистрах синтетического учета по сч. 40 «Выпуск продукции» или 43 «Готовая продукция» с первичными документами (приемо-сдаточные накладные) и отчетами о движении готовой продукции по складу.

    Самостоятельным объектом аудита является проверка отгрузки готовой продукции, т.е. правильность оформления ее передачи покупателю. При  этом уточняются условия поставки и  применяемые организацией франко-цены. Особое внимание уделяется правильности документального оформления первичной документации по отгрузке и реализации продукции, работ, услуг. Аудитором проверяется соответствие товарных накладных (товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ и др.) данным журнала-ордера или иного регистра по сч. 45 «Товары отгруженные» или сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость».

    При наличии отклонений необходимо получить объяснения исполнителей соответствующих  операции в бухгалтерском учете. 
 

    4.3. Проверка правильности  формирования выручки 

    от  реализации готовой  продукции 

    Выручка – один из основных показателей, подлежащих контролю, так как определяет одну из составляющих отчета о прибылях и убытках.

    Проверка  начинается с оценки правомерности деления доходов на выручку и прочие доходы, при этом особое внимание уделяется доходам от аренды, от участия в уставных капиталах других организаций, роялти и т.п.

    Проверка  правильности формирования выручки  экономического субъекта должна начинаться с анализа применяемого способа отражения выручки от реализации в учетных регистрах бухгалтерского учета. При изучении приказа аудитор должен определить, как организация ведет бухгалтерский учет: с применением допущений и правил бухгалтерского учета или отступлением от таковых, и освещены ли в учетной политике факторы, влияющие на правильность формирования финансового результата от обычной деятельности.

          К таким факторам относятся:

    - условия перехода права собственности  на отгруженную продукцию, работу, услуги – в момент отгрузки продукции, принятия работ, услуг, в момент получения денежных средств или иной момент, предусмотренный условиями договора;

    - вид договора, так, например, по  договорам купли-продажи выручка  включает в себя стоимость  реализованной продукции без НДС, то при реализации в рамках посреднических договоров в выручку включается лишь сумма вознаграждения посредника (комиссионера, поверенного, агента), при продаже продукции, упакованной в возвратную тару, в выручку  она не включается, а в платежных и отгрузочных документах отражается отдельной строкой;

    - порядок учета выручки при  выполнении работ и оказании  услуг долгосрочного характера;

    - порядок учета выручки от реализации  продукции (работ, услуг) для  целей налогообложения; если формирование выручки для целей налогообложения осуществляется по моменту получения денежных средств, то исполнение договорных отношений приравнивается к нему на основе договора об отступном с применением векселей, договора новации, уступки права требования или на иных основаниях передачи права собственности (требования). Кроме того, при осуществлении внешнеэкономических сделок, бартерных операций, сделок между взаимозависимыми лицами необходимо контролировать применение цен в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ. Так, если цена отклоняется на 20% от цены по сделкам организации и от рыночных цен, то необходимо оценить вероятность перерасчета выручки для целей налогообложения по налогу на прибыль и НДС.

    При этом необходимо учитывать, что взаимозависимыми лицами признаются (информационное письмо ВАС от 17.03.2003 №71):

    - организации, когда их учредителями  являются одни и те же граждане, заинтересованные во взаимодействии  своих организаций и установлении  выгодных условий купли-продажи;

Информация о работе Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции