Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, доклад
Цель проверки производства и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
Тема 4. Проверка достоверности учета производства
и
реализации готовой
продукции
4.1. Задачи и источники информации контроля достоверности
учета производства
и реализации готовой
продукции
Показатели выпуска и продажи готовой продукции являются основным разделом аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности промышленного предприятия, так как подтверждаются такие значимые для пользователей отчетности показатели, как выручка от продаж, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Именно эти показатели зачастую характеризуют эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями, а также позволяют оценить его финансовое состояние.
Цель проверки производства и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
Задачами аудита производства и продажи готовой продукции являются:
Основными документами, регулирующими учет производства и продаж готовой продукции, являются:
К проверке должны быть представлены следующие документы:
Финансовая
(бухгалтерская) отчетность: Бухгалтерский
баланс (ф. №1), Отчет о прибылях и убытках
(ф. №2), Приложение к бухгалтерскому балансу
(ф. №5), пояснительная записка.
4.2. Проверка учета и документального подтверждения
отгрузки
и реализации готовой
продукции
Аудиторская проверка начинается с изучения организации учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры.
1.
Проанализировать учетную
2.
Изучить порядок проведения
3.
Проверить соответствие данных
синтетического и
4.
Проверить наличие договоров
о материальной
На следующем этапе необходимо проанализировать маркетинговую политику, ознакомиться с состоянием договорной дисциплины и выявить факторы, способствующие затовариванию продукцией, что впоследствии может привести к замедлению оборачиваемости средств и финансовым трудностям. В ходе проверки целесообразно изучить взаимосогласованность договоров-поставок с программой выпуска готовой продукции. Для этого изучают показатели оперативного учета за выполнением договоров-поставок готовой продукции покупателям, хозяйственные договоры с покупателями, программу выпуска продукции и накопительную ведомость учета выпуска готовой продукции. Это позволяет сравнить отраженное в оперативном учете количество поставляемой продукции покупателям по договорам с планом выпуска готовой продукции. Если установлено, что планируется объем продукции, который не подтверждается договорами поставок, то необходимо установить, какие мероприятия проводило предприятие по изысканию возможностей по стимулированию продаж (реклама, организация выставок-продаж). Если объем заключенных договоров превышает планируемый объем выпуска, то необходимо выявить, обеспечен ли этот объем материальными и трудовыми ресурсами и т.п.
Затем выборочно необходимо проанализировать договоры с покупателями продукции, товаров, работ, услуг для получения информации о применяемых ценах, условиях поставки, оплаты и др.
В процессе контроля исследуют правильность оформления документами приемку выпущенной из производства готовой продукции. Необходимо убедиться в том, что не было случаев, когда в накладные (акты) включались незаконченные технологическим процессом обработки изделия или неоформленная документами готовая продукция.
В приемо-сдаточных накладных, которые являются основным первичным документом по учету готовой продукции, проверяют заполнение реквизитов: дату, номенклатурный номер изделия, количество, цену, подписи начальника цеха, ОТК и работника склада и др. Показатели накладных переносятся в накопительную ведомость выпуска готовой продукции. Это позволяет аудитору проверить достоверность итоговых данных о себестоимости каждого наименования готовой продукции, которая выпущена из производства.
Большое значение имеет полнота оприходования продукции на складе. Это может быть проведено путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат.
Выборочно за какой-либо период проверяется полнота формирования итоговых показателей о выпуске готовой продукции, работ, услуг. Для этого сопоставляют данные складского учета на основе производственных отчетов и отчетов о движении готовой продукции на складе, а также сопоставляют объем выпуска, указанный в регистрах синтетического учета по сч. 40 «Выпуск продукции» или 43 «Готовая продукция» с первичными документами (приемо-сдаточные накладные) и отчетами о движении готовой продукции по складу.
Самостоятельным объектом аудита является проверка отгрузки готовой продукции, т.е. правильность оформления ее передачи покупателю. При этом уточняются условия поставки и применяемые организацией франко-цены. Особое внимание уделяется правильности документального оформления первичной документации по отгрузке и реализации продукции, работ, услуг. Аудитором проверяется соответствие товарных накладных (товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ и др.) данным журнала-ордера или иного регистра по сч. 45 «Товары отгруженные» или сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость».
При
наличии отклонений необходимо получить
объяснения исполнителей соответствующих
операции в бухгалтерском учете.
4.3. Проверка правильности формирования выручки
от
реализации готовой
продукции
Выручка – один из основных показателей, подлежащих контролю, так как определяет одну из составляющих отчета о прибылях и убытках.
Проверка начинается с оценки правомерности деления доходов на выручку и прочие доходы, при этом особое внимание уделяется доходам от аренды, от участия в уставных капиталах других организаций, роялти и т.п.
Проверка правильности формирования выручки экономического субъекта должна начинаться с анализа применяемого способа отражения выручки от реализации в учетных регистрах бухгалтерского учета. При изучении приказа аудитор должен определить, как организация ведет бухгалтерский учет: с применением допущений и правил бухгалтерского учета или отступлением от таковых, и освещены ли в учетной политике факторы, влияющие на правильность формирования финансового результата от обычной деятельности.
К таким факторам относятся:
-
условия перехода права
-
вид договора, так, например, по
договорам купли-продажи
- порядок учета выручки при выполнении работ и оказании услуг долгосрочного характера;
-
порядок учета выручки от
При этом необходимо учитывать, что взаимозависимыми лицами признаются (информационное письмо ВАС от 17.03.2003 №71):
-
организации, когда их
Информация о работе Проверка достоверности учета производства и реализации готовой продукции