Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы: Используя метод многомерного сравнительного анализа провести рейтинговую оценку предприятий города Прокопьевска.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучение теоретических основ проведения рейтинговой оценки предприятий;
-изучение теоретических основ многомерного анализа;
- проведение многомерного анализа по нескольким показателям.
Введение 3
1. Теоретические основы проведения рейтинговой оценки предприятий 5
1.1 Ранговое рейтингование 5
1.2 Рейтинговая оценка показателей эффективности 7
1.3 Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности12
2. Проведение рейтинговой оценки предприятий Прокопьевского и Киселевского месторождений с использованием метода многомерного сравнительного анализа 17
2.1 Краткая характеристика ООО «Шахта Зенковская» 17
2.2 Краткая характеристика ООО «Шахта Красногорская»19
2.3 Краткая характеристика ООО «Шахта Киселевская»20
2.4 Рейтинговая оценка предприятий по методу многомерного сравнительного анализа 22
Заключение 26
Список использованной литературы27
где Rj – рейтинговая оценка для j –го предприятия;
X1j,X2j,…Xnj – стандартизированные показатели для j –го предприятия.
5. Предприятия упорядочиваются
(ранжируются) в порядке
Алгоритм может применяться на дату составления баланса или в динамике. При составлении рейтинга в динамике показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста. Таким образом, получают оценку усилий предприятия по изменению показателя на перспективу.
Достоинства методики:
- она базируется на комплексном
многомерном подходе к оценке
финансовой деятельности
- оценка осуществляется на
- оценка является сравнительной,
- для получения рейтинговой
оценки используется гибкий
1.3 Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности
Многомерный сравнительный анализ
необходим для комплексной
Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет методику рейтинговой оценки и делает ее менее эффективной.
Задача рейтинговой оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях. Первое - это разработка обобщающего (синтетического) или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки рейтинга субъекта хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе - предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.
Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и другим способом - выбрать из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.
Поэтому обобщающая оценка результатов
деятельности предприятий обычно проводится
по целому комплексу показателей. В
связи с этим задача обычно усложняется,
поскольку субординация предприятий
по разным показателям будет
Рассмотрим практическую сторону решения задачи многомерного сравнительного анализа.
Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 1.4). Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.
Этап 2. В табл. 1.4 в каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (max аy). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов (хij), представленных в табл. 1.5:
Таблица 1.4
Эталонное предприятие формируется обычно из совокупности однородных объектов, принадлежащих к одной отрасли. Однако это не исключает возможности выбора предприятия-эталона из совокупности предприятий, принадлежащих к различным отраслям деятельности, так как многие финансовые показатели сопоставимы и для разнородных субъектов хозяйствования.
Если с экономической стороны лучшим является минимальное значение показателя (например, затраты на рубль товарной продукции), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая величина коэффициента.
Таблица 1.5
Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К), установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам (табл. 1.6):
Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Rj) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма, второе место предприятие, имеющее следующий результат, и т.д.
Подчеркнем некоторые
Во-первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как производственно-финансовая деятельность предприятия.
Во-вторых, она учитывает реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости к показателям предприятия-эталона.
Таблица 1.6
В-третьих, предлагаемая методика делает
количественно измеримой оценку
надежности делового партнера, основанную
на результатах его прошлой и
текущей деятельности, что позволяет
избежать субъективизма и более
реально оценивать рейтинг
Таким образом, применение многомерного сравнительного анализа в рейтинговой оценке предприятия весьма актуально и эффективно.
2. Проведение рейтинговой
оценки предприятий
Для проведения рейтинговой оценки используем данные бухгалтерской отчетности трех предприятий: ООО «Шахта Зенковская», ООО «Шахта Красногорская», ООО «Шахта Киселевская».
2.1 Краткая характеристика ООО «Шахта Зенковская»
Шахта «Зенковская» расположена в южной части Прокопьевского месторождения Кузбасса. Административно предприятие входит в черту города Прокопьевска Кемеровской области.
Шахта «Зенковская» сдана в эксплуатацию в 1935 г. реконструкция шахты осуществлена: первая - в 1944 году, вторая - в 1975 году.
Место нахождения (почтовый и юридический адрес):
653008, Кемеровская область, г. Прокопьевск, пер. Труда, 118.
Юридический
статус предприятия: общество
с ограниченной
Основной вид деятельности предприятия
– добыча угля (разработка угольных
месторождений подземным и
Среднегодовая производственная мощность шахты за 2011 год составила 800 тыс. тонн., фактически добыто 867,1 тыс. тонн., в том числе 166,6 тыс. тонн. открытым способом. Освоение производственной мощности составило 108%.
На сегодняшний день шахта обеспечивает добычу 800 тыс. тонн. Достижение уровня производства 1млн. тонн. в год может быть достигнуто за счёт обновления техники и расконсервирования запасов для открытых работ под промплощадкой бывшей шахты «Манейха» и введения дополнительных участков на шахте.
ООО Шахта Зенковская является крупным промышленным предприятие г. Прокопьевска с массовым типом производства. Управление осуществляется по линейно-функциональной организационной структуре управления
В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «Шахта Зенковская».
Таблица 2.1
Динамика основных экономических показатели работы ООО «Шахта Зенковская»
Показатели |
2011г |
Добыча угля, тыс.т. |
2167,7 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
650094 |
Себестоимость 1 тонны угля, руб |
329,02 |
Средняя цена 1 тонны угля, руб |
335,42 |
Среднесписочная численность ППП,чел |
2407 |
Среднесписочная численность рабочих, чел |
2070 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб |
101778 |
Среднемесячная зарплата одного работника ППП, руб |
9421 |
Средняя зарплата одного рабочего, руб |
9016 |
Производительность труда, т/мес |
36 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб |
130668 |
Фондоотдача, руб |
0,6 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб |
-186199 |
2.2 Краткая характеристика ООО «Шахта Красногорская»
Шахта «Красногорская» сдана в эксплуатацию в 1949 году. В 1963 году начала осваивать гидродобычу, а в 1967 году была переведена на добычу угля с помощью воды высокого давления. За 2011 год суточная добыча в среднем составила 1180 тонн. В настоящее время шахта отрабатывает горизонт-150м, промышленные запасы которого на 01.01.2012 составляют 18408 тысяч тонн, все запасы находятся под жилыми домами и производственными объектами.
Промплощадка шахты расположена в 100 метрах от центральной магистрали Кемерово-Новокузнецк, от автомагистрали к промплощадке имеются асфальтированные подъездные пути, а также ко всем зданиям и сооружениям шахты.
Место нахождения (почтовый и юридический адрес):
653036, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Западная,5.
Юридический статус предприятия: общество с ограниченной ответственностью - является юридическим лицом согласно законодательству РФ, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его балансе, и официально зарегистрированные – круглую печать и бланки со своим наименованием.
Основной вид деятельности предприятия
– добыча угля (разработка угольных
месторождений подземным и
Учредителем и единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Красногорская» является Компания КУЗБАСС ЭССЕТ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД (KUZBASS ASSET HOLDINGS LIMITED), владеющая 100% долей в уставном капитале ООО «Шахта «Красногорская», составляющем 97 212 415 рублей.
Основные экономические показатели работы ООО «Шахта «Красногорская» за 2011г представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Динамика основных экономических показатели работы ООО «Шахта «Красногорская»
Показатели |
2011г |
Добыча угля, тыс.т. |
408,2 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
418034 |
Себестоимость 1 тонны угля, руб |
1724,51 |
Средняя цена 1 тонны угля, руб |
1038,38 |
Среднесписочная численность ППП,чел |
11114 |
Среднесписочная численность рабочих, чел |
911 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб |
175916,8 |
Среднемесячная зарплата одного работника ППП, руб |
12835 |
Средняя зарплата одного рабочего, руб |
10787 |
Производительность труда, т/мес |
37,3 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб |
117798 |
Фондоотдача, руб |
0,29 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб |
(274992) |
2.3 Краткая характеристика ООО «Шахта Киселевская»
ООО «Шахта «Киселевская» сдана в эксплуатацию в 1935 году на горизонте +300м с производственной мощностью 300 тыс. тонн угля в год.