Пути повышения финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:06, дипломная работа

Описание

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия. Кроме того, финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.3 ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 18
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО ”ЛЮМАКС” 28
2.1. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО«ЛЮМАКС» 28
2.2. АНАЛИЗ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.3. АНАЛИЗ ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 38
2.4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
2.5. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 45
2.6. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.7. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО«ЛЮМАКС» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….80

Работа состоит из  1 файл

diplom1.doc

— 976.00 Кб (Скачать документ)

     В общем случае результативность, экономическая  целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряют абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности. [19, с.275]

     Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени. Основным абсолютным показателем экономического эффекта деятельности предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.

     Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как  отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов. Они относятся к относительным показателям, характеризующим эффективность работы предприятия.

     Экономическая эффективность  - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

     Существуют  два подхода к оценке экономической  эффективности -ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой:

     

,

     Где EF- величина экономического эффекта; RC- величина ресурсов или затрат.

     Различие  между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

     Коэффициенты  рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.

     Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

     Существует  множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

     Для целей внешнего анализа финансово-хозяйственной  деятельности наиболее полезны три  показателя прибыли: прибыль до вычета процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.

     Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается выбранный  показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности: [18, с.136]

     • рентабельность инвестиций (капитала);

     • рентабельность продаж.

     Показатели оценки рентабельности инвестиций (капитала).

     Как видно из названия, в этом случае в качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей  ресурсов. Все зависит от того, с  чьих позиций ведется анализ. Если аналитические расчеты ведутся  с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).

     

,

     Где Pit - прибыль до вычета процентов и налогов;

     А - стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланca по активу).

     При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия  и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами.

     В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов.

     При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI).

     Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

     

,

     где Рп - чистая прибыль;

     Сi - совокупный капитал (итог баланса по пассиву);

     ATIC- проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

     В отличие от показателя ВЕР, в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры). Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных средств, т.е. алгоритм расчета показателя, характеризующего эффективность совокупного капитала, в этом случае будет иметь следующий вид:

     

,

     где CL - краткосрочные пассивы.

     Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

     

,

     где Е - собственный капитал.

     Этот  показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций.

     С коэффициентом ROE тесно связан еще один показатель, ориентированный и акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета таков:

     

,

     где PD - дивиденды по привилегированным акциям;

     PS - привилегированные акции.

     Экономическая интерпретация приведенных показателей достаточно очевидна. Основное достоинство их состоит в том, что с их помощью можно проводить пространственно-временные сопоставления. Отмстим, что ROA и ROE являются основными показателями, используемыми в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В частности, показатель ROE позволяет судить, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

     Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся выше ресурсный подход.

     Показателем эффекта также может служить  один из показателей прибыли, например чистая прибыль. Величина использованных ресурсов характеризуется средней балансовой стоимостью основных средств. Таким образом, показатель эффективности использования основных средств, отражающий размер чистой прибыли, приходящейся на единицу измерения стоимости основных средств, рассчитывается по формуле:

     

,

     где S - средняя стоимость основных средств.

     Показатели  оценки рентабельности продаж.

     В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой и показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

     • удельную валовую прибыль (синонимы: валовая рентабельность реализованной продукции, валовая маржа, удельный вклад), англоязычный термин - Gross Profit Margin, GPM;

     • удельную операционную прибыль (синонимы: операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа), англоязычный термин - Operating Income Margin, OIM;

     • удельную чистую прибыль (синонимы: чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа), англоязычный термин - Net Profit Margin. NPM.

     

     

     

     где COGS- себестоимость реализованной продукции;

     ОЕ  - операционные (управленческие и коммерческие) расходы.

     В отечественной аналитической практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

     В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и  определяют факторы, оказывающие существенное влияние на его величину.

     Для аналитика в ходе оценки рентабельности весьма важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых  финансовых результатов. Идентификация  этих факторов выполняется как в  отношении прибыли, так и в  отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат - жестко детерминированные факторные модели. Отметим, что подобные модели достаточно широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.

     Факторный анализ осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (УД.в.), себестоимость (С/с), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала, кроме вышеперечисленных факторов, среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота - коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. [24, с.186]

     Наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы "DuPont". Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции их изменении и значимости. Поскольку существует множество показать лей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (ROE). Достаточно эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей; один из вариантов подобного анализа как раз и выполняется с помощью модифицированной факторной модели фирмы "DuPonf\ схематическое представление которой приведено на рисунке 1.2.

Информация о работе Пути повышения финансовых результатов