Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – заключается в выборе стратегии управления предприятием ОАО «Магнит».

Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие

задачи:

- рассмотреть теоретические основы стратегического управления.

- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации.

- выбрать бизнес-стратегию для предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1 Теоретические основы стратегического управления………………...5

1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия………..5

1.2 Порядок разработки и реализации стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….10

Глава 2 Анализ технико-экономических данных ОАО «Магнит» ………....20

2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения ОАО «Магнит».20

2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Магнит»…………..……27

Глава 3 Выбор и обоснование стратегии развития предприятия ОАО «Магнит»………………………………………………………….…...….31

3.1 Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития предприятия ОАО «Магнит»……………….……..…31

Заключение……………………………………………………………………...35

Библиография…………………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Григорьев В.М. 863 группа.docx

— 75.13 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Санкт –  Петербургский государственный  университет

Кино  и Телевидения

Кафедра управления экономическими и социальными  процессами 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Основы менеджмента»

на тему:

«Разработка стратегии развития предприятия» 

Выполнил:

Студент 3 курса 863 группы

Григорьев В.М.

                                                                        Руководитель:

Ассистент

Жулёва Е.Е. 
 
 

Санкт - Петербург

2011

                                                                                                                             стр.

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1 Теоретические  основы стратегического управления………………...5

1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия………..5

1.2 Порядок разработки и реализации стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….10

Глава 2 Анализ технико-экономических данных ОАО «Магнит» ………....20

2.1 Анализ факторного  воздействия внешнего окружения ОАО «Магнит».20

2.2 Анализ внутренней  среды предприятия ОАО «Магнит»…………..……27

Глава 3 Выбор  и обоснование стратегии развития предприятия                             ОАО «Магнит»………………………………………………………….…...….31

3.1 Разработка  и оценка вариантов решения  по определению предпочтительного  направления развития предприятия ОАО «Магнит»……………….……..…31

Заключение……………………………………………………………………...35

Библиография…………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии  стремительно возрастает.

     В самом общем виде стратегия может  быть определена как эффективная  деловая концепция, дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую концепцию  к достижению реального конкурентного  преимущества, способного сохраняться  длительное время. Разработка стратегии  должна основываться на глубоком понимании  рынка, оценке позиции предприятия  на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

     В условиях ужесточающейся конкуренции  развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

     Единой  стратегии для всех предприятий  не существует. Каждое предприятие  даже одной отрасли уникально, поэтому  индивидуально и определение  его стратегии, которая зависит  от его потенциала, а также от многих внешних факторов.

     В конечном итоге формирование стратегии  предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления  деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях  и наличных ресурсах? Какова возможная  отдача по выбранным направлениям?

     Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического  исследования проблему формирования стратегии  развития предприятия.

     Цель  данной работы – заключается в выборе стратегии управления предприятием ОАО «Магнит».

Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие

задачи:

    - рассмотреть  теоретические основы стратегического  управления.

    - проанализировать  внутреннюю и внешнюю среду  организации. 

    - выбрать  бизнес-стратегию для предприятия.  

      Объектом исследования является ОАО «Магнит».   

      Предметом исследования является стратегия развития ОАО «Магнит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

    1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия

     Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие  «стратегия» по-разному, полагая, что  это общий термин, не нуждающийся  в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как  правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его  вариант наиболее верный.

     Термин  «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [4] или strategos – искусство генерала [9]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [5].

     В общем смысле это понятие употребляется  для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия  предприятия. Помимо использования  понятия стратегии в военной  практике, его употребление можно  услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов  – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [4]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [5].

     Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах нынешнего столетия. Начиная  с 1926 г., под стратегией подразумевалось  управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции  падают на 20% [5]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [11], «науку и искусство развертывания войск для боя» [1], «высшую область военного искусства» [13].

     Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [12].

     Выделяются  три уровня стратегии. Первый уровень  «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации — это более  тонкая стратегия. И третий уровень  – уровень проектов – это еще  более тонкая стратегия.

     Современная теория менеджмента различает несколько  типов стратегий (рис. 1.1) [10]. 

       
 
 
 

     Рис. 1.1. Виды стратегий экономического развития

     Базовая стратегия – это стратегия, которая  описывает общее направление  роста предприятия, развития его  производственно-сбытовой деятельности (таблица 1.2). Она показывает, как  управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров  и услуг [6]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.

     В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных  стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии  определяют подходы, с помощью которых  организация должна действовать  в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].

     Таблица 1.1

     Базовая стратегия предприятия [10]

Виды Развитие Выживание
Революционное развитие Эволюционное  развитие
Доминирующий  признак Внутренний  рост — расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние компаний Долгосрочное  функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах Поддержание стабильного  положения на рынке и адекватная реакция на изменения
Изменение организационной структуры Обязательно (в  сторону увеличения подразделений) Может быть Обязательно (в  сторону уменьшения подразделений)
Востребованность  в инвестициях Да Может быть Нет (нечем будет  отдавать)
 

     Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая  стратегия является частью общей  стратегии фирмы. Если организация  включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную  целевую стратегию (рис. 1.2 [11]). 

     

     

     

       
 
 

     Рис. 1.2 Виды конкурентной стратегии

     Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются  специально для каждого функционального  пространства организации. В. Д. Маркова  и С. А. Кузнецова понимают под  функциональными стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [7]. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:

     - стратегия НИОКР, обобщающая основные  идеи о новом продукте –  от его первоначальной разработки  до внедрения на рынке, имеет  две разновидности: инновационную  стратегию и имитационную стратегию;

     - производственная стратегия сосредоточена  на решениях о необходимых  мощностях, размещении промышленного  оборудования, основных элементах  производственного процесса, регулировании  заказов;

     - маркетинговая стратегия заключается  в определении подходящих продуктов,  услуг и рынков, которым они  могут быть предложены. Определяет  наиболее эффективный состав  комплекса маркетинга (исследований  рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования  сбыта). Эта стратегия особенно  успешна в производстве, ориентированном  на массового покупателя с  падающими реальными доходами [2];

     - финансовая стратегия ответственна  за прогнозирование финансовых  показателей стратегического плана,  оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение  и контроль финансовых ресурсов;

     Многие  организации разрабатывают стратегию  управления персоналом (человеческими  ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия