Развитие российского рынка акции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:45, реферат

Описание

Современный фондовый рынок в России возник в 1990 году вместе с появлением первого документа, дающего определение акции и акционерного общества. Его история насчитывает всего два десятка лет, а уровень развития на данный момент уже может сравниться со многими крупнейшими рынками. В условиях бурного развития рынка и по объемам, и по набору инструментов, и по технологиям, и по используемым механизмам, а также обслуживающей его инфраструктуры, у многих субъектов рынка возникает необходимость в оценке реальной стоимости финансовых активов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка акций.
Понятие, сущность и виды акций………………………………………6
Подходы к оценке стоимости акций…………………………………..8
Анализ развития российского рынка акций…………………………...9
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

реферат ФРиИ.docx

— 36.76 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка акций.

    1. Понятие, сущность и виды акций………………………………………6
    2. Подходы к  оценке стоимости акций…………………………………..8
    3. Анализ развития российского рынка акций…………………………...9

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный фондовый рынок  в России возник в 1990 году вместе с  появлением первого документа, дающего  определение акции и акционерного общества. Его история насчитывает  всего два десятка лет, а уровень  развития на данный момент уже может  сравниться со многими крупнейшими  рынками. В условиях бурного развития рынка и по объемам, и по набору инструментов, и по технологиям, и  по используемым механизмам, а также  обслуживающей его инфраструктуры, у многих субъектов рынка возникает  необходимость в оценке реальной стоимости финансовых активов. Наибольшую актуальность приобретает оценка стоимости  акций, как основной торгуемой ценной бумаги в России.

Акционирование как  средство вложения денежных средств  дает значительный импульс для развития предпринимательства. Средняя акция приносит значительно  больший доход и в большей  мере защищает от явного и неявного риска, чем любой вид инвестиций. Кроме того, цена акции растет одновременно с общим ростом цен, что защищает вкладчика от воздействия инфляции. Возможность продажи акций на фондовой бирже служит и средством  сохранения денег, и стимулом для  преобразования деятельности предприятия.

Чтобы акции служили  надежным источником дохода, необходимо выбрать  для инвестиций достойное предприятие. Эта задача в условиях рынка постоянно  возникает как перед фирмами, расширяющими свое влияние за счет вложений крупных капиталов, так  и перед мелкими вкладчиками, расходующими свои сбережения на покупку  незначительного количества ценных бумаг.

В настоящее время  фондовый рынок России находится  в "дикой" стадии начального становления. Отсутствует  отлаженный правовой механизм, регулирующий взаимоотношения участников рынка  ценных бумаг. Эмитенты продолжают в  нарушение законов скрывать от инвесторов финансовое состояние фирм, самостоятельно котировать стоимость своих акций и произвольно объявлять будущие дивиденды. В данных условиях принципы котировки акций, принятые в цивилизованном рыночном мире, действуют в России лишь как тенденция и закономерность на длительную перспективу. В тактическом плане цена акций определяется чаще всего маркетинговой и рекламной политикой эмитентов.

Потребность в оценке стоимости  акций может возникнуть в различных  ситуациях. Необходимость  оценки акций  возникает у эмитентов  и инвесторов при первичном размещении ценных бумаг, у продавцов и покупателей  при заключении сделок на вторичном  рынке ценных бумаг, а так же при  ликвидации предприятия. Уверенность  продавцов и покупателей в  том, что складывающаяся на рынке  цена является справедливой может быть достигнута только в том случае, если рынок прозрачен, необходимая  информация доступна и складывается ситуация когда потенциальные инвесторы  могут с определенной точностью  оценить и спрогнозировать поведение  рынка и экономическую ситуацию в целом. В случае отсутствия доступных  методов оценки рынок находился  бы в состоянии оцепенения, количество совершаемых операций на фондовом рынке  было бы невелико, что можно было наблюдать в начале 90-х годов.

 Существуют различные   подходы и методы оценки акций,  дающие разные, а иногда и противоположные  результаты. Это обусловлено тем,  что российским оценщикам в  результате отсутствия развитой  оценочной базы в России приходится  использовать опыт своих зарубежных  коллег из развитых стран. Это  является не вполне корректным, так как российский рынок –  развивающийся, а использование  различных корректирующих коэффициентов,  предполагает сравнение с аналогом, имеющим объективную рыночную  цену, которая в условиях развитого  рынка максимально приближенна  к действительной стоимости, что  не всегда характерно для российского  рынка ценных бумаг. Таким образом,  в российских условиях трудно  рассчитать действительную стоимость акций, а возможно лишь определить границы оценки стоимости предприятия и его акций.[1]

В данной работе будут рассмотрены:  понятие, сущность и виды акций, а также будет проведен анализ российского рынка акций: его становление и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка акций.

1.1 Понятие, сущность и виды акций.

История появления акций  уходит своими корнями в глубокую древность. Акции были известны уже  в эпоху рабовладения,  длившейся  от момента образования  первых устойчивых политических систем и создания письменности на территории таких древнейших очагов  цивилизации как Древне-Египетское государство (эпоха 1-3-его Царств) и  Древне-Шумерское государство в  низовьях Евфрата. Эта эпоха длилась  на протяжении почти 4-х тысячелетий. С середины 4-го тысячелетия до нашей  эры (до Рождества Христова) до конца 5-го века нашей эры и закончилась  с падением Западной Римской Империи. Так, еще в своде законов древне-афинского  законодателя Солона (середина VI в. до н.э.) писалось о недопустимости для  государства и его граждан  спокойно взирать на то, как малые  мастерские ремесленников разоряются из-за отсутствия заказов и беспрепятственно скупаются магнатами или их более  удачливыми конкурентами. По мнению Солона,  это ведет, с одной стороны, к  общему упадку ремесла, сужению ассортимента изделий и падению конкурентоспособности  афинской промышленности, а с другой - сказывается на обороноспособности государства, так как свободные  граждане - ремесленники составляли основу тяжеловооруженной пехоты. Поэтому  Афинское государство мудро старалось  обеспечить своих ремесленников  госзаказом, будь это производство или ремонт корабельных снастей  для военного флота или создание интерьеров в храмах и иных общественных зданиях. Уже в то время среди  афинских купцов и предпринимателей (Афины были в ту эпоху экономическим  центром Древней Греции и соответственно обладали наиболее развитой системой товарно-денежных отношений) существовала форма торговой и производственной деятельности на основе складочного капитала. Доли в общем капитале участников такого предприятия имели уже формализованное выражение в форме папирусных или пергаментных свитков, в которых указывалось количество участников предприятия, их взносы и размер причитающихся с них в городскую казну налогов. В современном понимании это был устав предприятия. Эти списки проходили регистрацию.

Во времена Древнего Рима появился уже первые документы, которые  можно было бы назвать отдаленным прообразом акций. Правда, появились  они не в сфере торгового и  не в сфере коммерческого, а в  сфере, если так можно выразиться, “рабовладельческого” капитала. Как  правило, это была расписка, выданная одним рабовладельцем другому - хозяину  одного раба или группы рабов, переданных этому первому для осуществления  работы, главным образом на сельскохозяйственных латифундиях. Эта расписка закрепляла обязанность того рабовладельца, которому поставлялись рабы, отчислять тому, кто этих рабов ему передал  в пользование, определенную долю произведенной  с их помощью продукции в натуральном  или денежном выражении. Эта доля могла выражаться как в процентном отношении от всей произведенной  продукции, так и в некотором  зафиксированном объеме натуральных  или (и) денежных поступлений.[2]

Акция представляет собой  эмиссионную ценную бумагу, удостоверяющую право ее владельца на долю в собственных  средствах акционерного общества, на получение дохода от его деятельности и, как правило, на участие в управлении этим обществом. Акции относятся  к категории долевых ценных бумаг. Они являются частными ценными бумагами; выпускаются только негосударственными предприятиями и организациями. В отличие от облигаций и других долговых ценных бумаг они не имеют  установленных сроков обращения, т.е. обращаются на рынке до тех пор, пока существуют выпустившие их предприятия. Большинство акций приносят изменяющийся (плавающий) доход.

Различают обыкновенные (простые) и привилегированные акции.

Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующими чертами:

а) они предоставляют право  владельцу участвовать в голосовании  на собрании акционеров: такое право  возникает после полной оплаты акции;

б) выплата по ним дивидендов и ликвидационной стоимости при  ликвидации предприятия может осуществляться только после распределения соответствующих  средств среди владельцев привилегированных акций.

С точки зрения инвесторов выпуск обыкновенных акций имеет  некоторые преимущества. Во-первых, процветание предприятия ведет  к повышению номинальной стоимости  акций благодаря наращиванию  стоимости имущества предприятий  и высокому дивиденду. Во-вторых, обыкновенные акционеры имеют право голоса, что дает возможность контроля над  управлением предприятием. В-третьих, если речь идет об акциях известных, стабильно  работающих компаний, их легко при  необходимости продать.[3]

 

1.2 Подходы к  оценке стоимости акций.

Специалистам, работающим на фондовом рынке, постоянно приходится оценивать параметры, характеризующие  операции с ценными бумагами. Тем  не менее, при проведении численного анализа необходимо понимание того, как получается конечный результат, поскольку только в этом случае можно  квалифицированно принимать решения  по осуществлению той или иной финансовой операции. Но только в этом случае можно понять пределы применимости полученных оценок.

Согласно финансово-экономическим  источникам различают следующие  стоимости акций:

- Номинальная (N) – стоимость,  установленная эмитентом и, обычно, обозначенная непосредственно на  ценной бумаге, характеризующая  долю уставного капитала, которая  приходилась на одну акцию  в момент учреждения компании;

- Эмиссионная - представляет  собой цену, по которой акция  эмитируется, т.е. продаётся на  первичном рынке (это цена посреднической  фирмы);

- Ликвидационная (L) - стоимость,  выплачиваемая при ликвидации  общества по привилегированным  акциям каждого типа. Ликвидационная  стоимость определяется в твердой  денежной сумме или в процентах  к номинальной стоимости привилегированных  акций. Размер ликвидационной  стоимости по привилегированным  акциям считается определенным  также, если уставом общества  установлен порядок их определения;

- Действительная (внутренняя)(S) – цена, которую акция должна  была бы иметь, если учесть  все факторы, влияющие на формирование  ее стоимости: состояние активов,  наличие прибыли, перспектив на  будущее и уровня руководства  компании-эмитента и т.п. иногда  ее называют справедливой стоимостью;

- Рыночная (P) или курсовая  стоимость – соответствует той  цене, которая складывается в  результате баланса спроса и  предложения, и по которой ее можно продать/купить на конкурентном рынке;

- Балансовая (B) – стоимость  акции по данным бухгалтерского  баланса организации-инвестора.[4]

 

1.3 Анализ развития российского  рынка акций.

Рынок акций РФ развивается  после дефолта неустойчиво, хотя итоговый рост за последние годы весьма значителен. Растет капитализация фондового  рынка, увеличивается число финансовых инструментов, растут рейтинги российских корпораций.

В июне 1999 года "голубые  фишки" подорожали в среднем на 30-35%, Российский рынок акций вновь  выбился в лидеры по доходности вложений в корпоративные бумаги среди  развивающихся рынков. Потенциальный  спрос на покупку акций со стороны  российских инвесторов, по различным  оценкам, вырос от нескольких сотен  миллионов до нескольких миллиардов долларов.

Столь бурному росту рынка  способствовал рост цен на нефть  на мировом рынке, что привело  к стремительному подъему котировок "нефтяных" акций. Объем торгов на столичных фондовых площадках  в середине 1999 год превышал 40 млн. долл. вдень, что для российского  рынка довольно значительная величина.[5]

Говоря об особенностях Российского  корпоративных рынка акций, следует  отметить, что он условно делится  на две части:

-рынок наиболее ликвидных  акций, насчитывающий акции примерно 20-30 компаний, относящихся к отраслям  нефтегазодобычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам;

-рынок всех остальных  акций, прежде всего региональных  предприятий, которые практически  отсутствуют в свободном обращении,  а это акции порядка 40 000 акционерных  обществ открытого типа.

Рынок российских акций в  большой степени функционирует  за счет иностранного капитала. Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, ввергает рынок акций в глубокий спад.

В то же время внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены  главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое  уже не рискует вкладывать их в  акции любого вида, либо в виде депозитов  в Сберегательном банке России. Все большее число эмитентов РФ выходит на мировой рынок с IPO. Особую роль на рынке акций играют голубые фишки - акции крупнейших компаний РФ (монополий и олигополии). В 2001 - 2006 годах российский рынок акций рос неустойчиво, с периодами роста и трудными периодами спада в 2002, 2004, 2006 годы. Особенностями и недостатками российского рынка корпоративных ценных бумаг являются:

-преобладание голубых  фишек. Основную долю капитализации  рынка (64,3% по состоянию на 30 декабря  2005 года) составляют компании нефтегазового  сектора;

-высокий уровень капитализации  рынка относительно ВВП;

-невысокий уровень активности  предприятий на вторичном рынке  - акции подавляющего числа региональных  эмитентов второго эшелона практически  не обращаются на вторичном  рынке;

-неликвидный характер  большинства акций, что в значительной  степени объясняется низкой рентабельностью  многих региональных предприятий;

-недостаточное развитие  региональных рынков акций;

-слабое развитие инфраструктуры  рынка акций;

-недостаточная развитость  системы коллективного инвестирования  в паи акций.[6]

Основными торговыми площадками российского рынка акций являются Московская Межбанковская валютная биржа и Российская торговая система. В настоящее время основной биржевой системой по торговле акциями российских эмитентов является Московская Межбанковская  Валютная Биржа (ММВБ).

В целом в 2005-2008 годах число  публичных эмитентов акций имеет  определенную тенденцию к росту, тем не менее, качественных изменений  за этот период не произошло. Следует отметить, что большинство выпусков акций, представленных на организованных рынках (около 70% от общего числа в 2007-2008 годах), относятся к ценным бумагам, допущенным к торгам без прохождения процедуры листинга (вне списочным ценным бумагам). В 2005-2006 годах этот показатель был выше - около 80%. Темпы роста числа инструментов, включенных в котировальные списки различных уровней, в 2006-2007 годах составляли 30-35% в год. В 2008 год этот показатель составил 7-15% к началу года.

Информация о работе Развитие российского рынка акции