Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа
Граничит на юге с Саратовской областью (Нижнее Поволжье), на западе – с Ульяновской областью (Приволжский район), на севере – с Татарстаном, на востоке – с Оренбургской областью (Уральский район). На территории Самарской области расположено 11 городов: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Жигулевск, Октябрьск, Кинель, Похвистнево, Нефтегорск. 10 из них областного значения, а 1 город районного подчинения. Кроме того, Самара и Тольятти, в общей сложности, разделены на 12 городских районов. На всю область приходится 1333 сельских населенных пункта - это 324 сельских администраций и волостей и 27 сельских районов: Алексеевский, Безе
├────────┼────────────────────
│DI │Производство прочих│ 5,0│ 1,6│ 0,3│ 3,02│ 1,0│
│ │неметаллических │ │ │ │ │ │
│ │минеральных │ │ │ │ │ │
│ │продуктов │ │ │ │ │ │
├────────┼────────────────────
│DJ │Металлургическое │ 7,3│ 4,9│ 4,7│ 3,68│ 4,2│
│ │производство и│ │ │ │ │ │
│
│производство готовых│
│ │металлических │ │ │ │ │ │
│ │изделий │ │ │ │ │ │
├────────┼────────────────────
│DK │Производство машин│ 14,4│ 3,3│ 1,4│ 10,34│ 2,1│
│ │и оборудования │ │ │ │ │ │
├────────┼────────────────────
│DL │Производство │ 4,6│ 3,9│ 1,5│ 6,12│ 2,6│
│
│электрооборудования,│
│ │электронного │ │ │ │ │ │
│ │и оптического│ │ │ │ │ │
│ │оборудования │ │ │ │ │ │
├────────┼────────────────────
│DM │Производство │ 5,6│ 38,7│ 12,8│ 38,45│ 35,8│
│
│транспортных средств│
│ │и оборудования │ │ │ │ │ │
├────────┼────────────────────
│DN │Прочие производства │ 5,6│ 0,8│ 2,8│ 1,74│ 2,3│
├────────┼────────────────────
│Е │Производство │ 10,6│ 9,9│ 5,2│ 8,3 │ 14,9│
│ │и распределение│ │ │ │ │ │
│ │электроэнергии, газа│ │ │ │ │ │
│ │и воды │ │ │ │ │ │
└────────┴────────────────────
Одной из характерных особенностей промышленности Самарской области является высокий уровень концентрации производства.
Объем производства десяти крупнейших организаций области составляет около 60% в общем объеме промышленного производства региона. Весьма высокий уровень концентрации производства сложился в автомобилестроении, нефтедобыче, электроэнергетике, цветной металлургии.
В Самарской области, по сравнению с другими регионами, потенциал базовых отраслей не был утрачен в кризисный период, поэтому область имеет лучшие стартовые условия для инновационного развития по сравнению с другими регионами-лидерами.
В отраслях специализации области за период с 2006 по 2010 год введены крупные производственные мощности.
Важной
особенностью развития промышленности
Самарской области в
В целом
промышленность Самарской области
в значительной мере приспособилась
к новым рыночным условиям, в том
числе и благодаря обновлению
материально-технической базы, развитию
новых перспективных
Стоимость основных фондов в промышленности Самарской области составляет более 330 млрд. рублей. В функциональной структуре фондов преобладают машины и оборудование – около 60%, сооружения – более 20% и здания – 20%.
Сложившаяся возрастная структура основных фондов промышленности является фактором, в значительной степени сдерживающим дальнейшее развитие экономики области. В среднем износ составляет 60%. Наиболее изношены фонды в машиностроении и металлообработке, электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности.
Главное направление стратегии, реализуемой Правительством Самарской области в сфере промышленного развития - развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации, формирование инновационного профиля экономики области.
Наиболее
мощные и перспективные
Самарская область является одним из ведущих аграрных регионов России. Основным направлением специализации самарских сельхозтоваропроизводителей являются производство высококачественного продовольственного зерна, подсолнечника, картофеля и овощей, молока и мяса. Особенностью самарского агропромышленного комплекса является наличие развитой пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции.
Важным преимуществом для развития аграрного бизнеса в области является высокая степень ее урбанизированности и наличие мощной агломерации, положительное влияние которой проявляется как напрямую через связи с городами, так и опосредованно, поскольку в пригородах выше инвестиционная привлекательность, более обустроена инфраструктура.
Основой аграрного потенциала Самарской области являются плодородные почвы – черноземы четырех видов. Их высокая продуктивность предопределяет сельскохозяйственный характер освоения территории Самарской области.
Около
трех четвертей всех земель области
являются сельскохозяйственными
Применение современных адаптивных систем земледелия в условиях Самарской области позволяет получать высокие урожаи зерновых и зернобобовых культур (до 50 ц/га), подсолнечника (20 ц/га), картофеля (до 500 ц/га), овощей (до 800 ц/га). В области имеется широкая сеть орошаемых земель, основными элементами которой являются Спасская и Тольяттинская оросительные системы. Довольно высокий уровень сохранности производственных объектов позволяет увеличить площадь орошаемых земель в области до 75 тыс. га (в 2,5 раза) без значительных капитальных вложений.
Самарская область исторически является крупным центром аграрной науки и обладает значительным агроинновационным потенциалом. На территории области функционирует 10 научно-исследовательских учреждений сельскохозяйственного профиля. К числу наиболее востребованных и конкурентоспособных продуктов самарской аграрной науки относятся высокопродуктивные и устойчивые сорта сельскохозяйственных культур, куйбышевская порода овец, современные ресурсосберегающие системы производства в условиях зоны рискового земледелия, производительные сельскохозяйственные машины и оборудование. В стратегической перспективе научно-инновационные разработки аграрного профиля могут стать одним из наиболее востребованных и конкурентоспособных продуктов агроиндустриального кластера экономики Самарской области.
Высокий
уровень платежеспособного
Рыночный
потенциал и инвестиционную привлекательность
Самарской области по достоинству
оценили такие
В последние
годы в области ускоренными темпами
развивается
Вышеперечисленные
преимущества делают агропромышленный
комплекс Самарской области
Транспорт:
Благодаря своему выгодному экономико - географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающих высоким транзитным потенциалом. Транспорт - одна из важных отраслей экономики Самарской области, которая в силу своих системообразующих и связующих функций имеет прямое влияние на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, определяет динамику регионального развития. Доля транспорта в валовом региональном продукте (ВРП) составляет 8,9%, численность занятых в секторе достигает 7,2% от общей численности занятых в регионе. В 2005 году организациями транспорта перевезено 68,6 млн. тонн грузов и 379,5 млн. пассажиров.
Основной объем пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Филиал ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы и занимает 4-5 места среди филиалов ОАО «Российские железные дороги» по объему перевозок в России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет более 1300 км. В распоряжении Куйбышевской железной дороги имеется около 50 грузовых станций, 40 контейнерных площадок.
Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой – Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие в системы ОАО «Транснефтепродукт» и акционерной компании (АК) «Транснефть». Главной проблемой трубопроводного транспорта является износ основных средств, который требует увеличения капитальных вложений на обновление мощностей.
По территории Самарской области проходит один из крупнейших водных путей России, связывающий территории в направлении север-юг, а через Волго - Донскую и Балтийско - Беломорскую системы имеющий выход во внешние морские акватории. К портам Самара и Тольятти приписано 76 единиц флота. Основная проблема водного транспорта – большой износ судов и технологического погрузочно-разгрузочного оборудования (до 70%).