Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Анализу хозяйственной деятельности".
Каждая наука имеет свой объект исследования, который она изучает присущими ей методами. Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее от множества других наук.
Предметом АХД считаются экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности предприятия, а именно хозяйственной деятельности предприятий разных форм собственности, складывающаяся под воздействием объективных и субъективных факторов и отраженная в системе показателей плана учета отчетности и другие источники информации.
Объектами АХД являются хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии, а также факторы их обуславливающие. К ним относятся: процессы производства и реализации продукции, снабжения, а также экономические явления, характеризующиеся использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ОФ. Все Объекты АХД находят отражение в экономических показателях.
Цель: АХД является дисциплиной прикладной и оправдывает себя тогда, когда приносит реальную пользу, т.е. позволяет выявить неиспользованные резервы роста производства и повышения эффективности использования ресурсов на всех стадиях производственного цикла. Это и есть цель – выявление резервов.
Задачи. Содержание и предмет АХД определяют и стоящие перед ними задачи:
В
настоящее время АХД
Управленческая система
1 – планирование; 2 – учет; 3 – АХД;
4 – управленческие решения
Планирование – важная функция в системе управления производством. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия. Для управления производством необходимо иметь полную информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов, в связи, с чем одной из функций управления производством является учет. Учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, а понимание информации обеспечивается с помощью экономического анализа. Первичная информация проходит аналитическую обработку – проводится сравнение достигнутых результатов с плановыми показателями прошлого года, с показателями других предприятий и т.д. На основе результата анализа разрабатываются управленческие решения. Т.о. АХД это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решения. Как функция управления, АХД тесно связан с прогнозированием. Роль анализа как средства управления производством возрастает, что обусловлено: а) необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья, повышения наукоемкости производства; б) отказом от командно-административной системы управления и переходом к рыночным отношениям.
В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на интуицию, управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем анализе. Недооценка роли АХД, ошибки в планах и управленческих действиях приносят существенные потери.
Под методом любой науки понимается способ исследования предмета. В АХД он базируется на диалективном методе познания, что обуславливает необходимость все явления и процессы рассматривать в постоянном движении и развитии.
Метод АХД, как и метод любой другой науки определяется основным содержанием и особенностями его предмета, а также теми конкретными целями, задачами, требованиями, которые ставятся перед анализом.
Важной методологической чертой АХД является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результативный показатель.
Использование диалективного метода в АХД означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно производиться с учетом всех взаимосвязей. Изучение и измерение связей можно осуществить методом индукции (от частного к общему, от причин к результатам) и дедукции (наоборот). В соответствии с требованиями диалективного метода познания метод АХД – это системное, комплексное, органически взаимосвязанное изучение экономической и социальной деятельности предприятий и их структурных подразделений с целью объективной оценки результатов работы, выявление резервов повышения эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой информацией для принятия оптимальных управленческих решений.
В определении метода АХД отражаются характерные особенности, отличающие его от методов других родственных наук. Наиболее существенная особенность метода АХД это системность и комплексность подхода к изучению своего предмета, а также необходимость постоянных сравнений.
Системный подход предполагает изучение объекта с учетом всех внутренних и внешних связей как части системы более высокого иерархического уровня.
Комплексность
исследования предполагает рассмотрение
итогов деятельности объекта как результата
взаимодействия всех
сторон этой деятельности
и всех влияющих на нее
факторов.
Хозяйственная
деятельность и ее результаты находят
отражение в экономических
Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика явлений, хозяйственных процессов или их результатов.
Каждое
экономическое явление и
Показатели, используемые в АХД, подразделяются:
АХД классифицируется по следующим признакам:
1. По отраслевому признаку:
2. По признаку времени:
а) предварительный – проводится до осуществления хозяйственных операций;
б) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственных операций и необходим для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов.
3. По пространственному признаку:
а) внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
б) межхозяйственный, при помощи которого сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.
4. По объектам управления:
а) технико-экономический – занимается техническая служба. Этот анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
б) финансово-экономический – занимаются финансовые и кредитные органы. Этот анализ изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала;
в) управленческий – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования и принятия управленческих решений;
г) экономико-статистический – проводят органы статистики для изучения массовых общественных явлений на уровне предприятия, отрасли, региона;
д) маркетинговый – проводят службы маркетинга. Применяется для изучения рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности.
5. По методам изучения объектов:
а) факторный – выявляет величину влияния факторов на прирост результативного показателя;
б) функционально-стоимостной – основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций объекта при одновременном исключении лишних функций.
6. Понятие фактора. Классификация факторов.
Поскольку
экономические явления
Факторы
дел-ся на: 1.Социально-экономические;
2.Природные; 3.Производственно-
В свою
очередь производственно-
1) По значимости: а) основные (V продукции, прибыль, рентабельность); б) второстепенные (отдаленность от ж/д).
2) В зависимости от трудового вклада коллектива предприятия: а) объективные (производит-ть труда); б) субъективные (цены поставщиков, ставки налогообложения).
3) По времени действия: а) постоянные (рабочее время); б) временные.
4) По степени действия: а) общие (V продукции, прибыль, производ-ть труда); б) специфические (численность ремонтников).
5) По характеру действия: а) интенсивные (фондоотдача, производ-ть труда); б) экстенсивные (стоимость фондов).
6) По степени детализации: а) простые (численность); б) сложные (отраб-е вр., рентабельность).
7) По способу определения: а) прямые (стоимость ОФ, численность); б) расчетные (рентаб-ть).
8) По тенденции влияния: а) положительные; б) отрицательные.
9) По возможности количественного измерения: а) поддающиеся количественной оценке (численность, стоимость ОФ); б) неподдающиеся количественной оценке (психологич. климат).
10) По свойствам отражаемых явлений: а) количественные (численность работников); б) качественные (конкурентоспособность, фондоотдача, материалоотдача, ПТ).
Информация о работе Шпаргалка по "Анализу хозяйственной деятельности"