Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности".
3) оценка роста производства продукции высшей категории качества;
4) выявление факторов, влияющих на выполнение плана производства и реализации продукции, повышение ее качества.
Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой реализацией. Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности.
Выполнение плановых показателей по реализации выпущенной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения организации.
Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате невыполнения сроков отгрузки продукции и ее оплаты, что выявляется в результате анализа изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции.
Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателей, но еще не включенной в объем реализованной продукции.
Задержка оплаты продукции покупателями вызывает необходимость проведения анализа причин такого положения по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий по устранению этих фактов. Проверяется, предъявлялись ли финансовые санкции покупателям, нарушающим условия договора. Скопление продукции на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта оказывает отрицательное влияние на выполнение плана реализации, и в связи с этим производится расчет упущенной выгоды организации.
При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. При расчете этого показателя следует воспользоваться данными организации по учету выполнения заданий и обязательств по поставкам произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
На величину поставки продукции отрицательное влияние оказывает производственный брак. При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи:
1) оценивается качество производимой организацией продукции;
2) устанавливаются основные причины снижения качества;
3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.
Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без нДс и акцизов).
Ув = (СП/ Оп) x 100 %;
Кс = СП / Оп.
Если происходит снижение объема продаж, то следует проанализировать динамику продаж по каждой группе товаров, установить причины снижения объема продаж и наметить меры по его устранению. Товары классифицируются по трем группам:
1) рентабельные товары, по которым сложившаяся рыночная цена превышает коммерческую себестоимость их производства и реализации;
2) условно-рентабельные товары, по которым рыночная цена превышает сумму переменных затрат, но ниже полной, коммерческой себестоимости;
3) убыточные товары, по которым рыночная цена не покрывает переменных затрат.
Убыточность того или иного товара может объясняться одной из двух основных причин: недостаточностью объема производства и реализации и завышенными (по сравнению с конкурентами) затратами.
По каждому изделию, как и по фирме в целом, можно определить порог безубыточности; если он не превышен и даже не достигнут, то необходимо установить возможности увеличения продаж. При неизменной сумме условно-постоянных расходов выгодны производство и продажа любых изделий, цены которых превышают переменные затраты. При расчете критических точек проекта изменяемыми параметрами могут быть объем производства (продаж), цена продажи продукции, ассортимент выпускаемой продукции, результирующими показателями – накопленная сумма денег, внутренний коэффициент окупаемости, период окупаемости, максимально возможная ставка кредита, период использования кредитов. Критический (безубыточный) объем продаж Q - это количество товара, суммарный маржинальный доход от реализации ко-орого покрывает условно-постоянные расходы.
По каждому из перечисленных базовых параметров вычисляется маржа безопасности – процентное соотношение плановой (или фактической) и критической величины параметра. Для объема продаж этот показатель характеризует запас финансовой прочности предприятия.
При изменении ситуации на рынке снижение объема продаж вплоть до критического отражает риск потерпеть убытки (предпринимательский риск, риск операционной деятельности). Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше риск.
Рискованность операционной деятельности характеризует также уровень или сила воздействия операционного рычага DOL, который измеряется как отношение темпа прироста балансовой прибыли б к темпу прироста объемов продаж:
DOL = ?B/?Q
Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Не менее важную роль он играет, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле (в числителе – прибыль от реализации, в знаменателе – выручка):
Необходимые исходные данные для расчета этого показателя берутся из соответствующих строк формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках).
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;
2) оценка объема реализуемой продукции;
3) оценка роста производства, продукции высшей категории качества.
Для определения резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности при улучшении организации производства необходимо умножить показатель прироста коэффициента сменности на количество дней работы всего оборудования, а также на фактическую сменную выработку и фактическую среднечасовую выработку оборудования. На показатель увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности оказывают влияние следующие факторы:
1) прирост коэффициента сменности;
2) количество дней работы оборудования;
3) сменная выработка или средняя продолжительность смены;
4) среднечасовая выработка оборудования.
На среднюю часовую выработку продукции оказывают влияние такие факторы, как:
1 сокращение целодневных и внутрисменных потерь;
2 улучшение организации производства и труда;
3) замена старого оборудования на новое оборудование и другие факторы.
Для определения резерва организации для увеличения выпуска продукции за счет роста среднечасовой выработки оборудования нужно выявленный резерв по увеличению среднечасовой выработки умножить на возможное количество часов работы оборудования, т. е. умножить количество единиц оборудования на количество дней работы, на коэффициент сменности и на продолжительность смены. Одним из резервов увеличения выпуска продукции является рост фондоотдачи, который способствует увеличению объема производства и сокращению среднегодовых остатков основных производственных фондов.
Резерв роста фондоотдачи определяется следующим образом:
где Фо – фактический объем выпуска продукции;
Ру – резерв увеличения производства продукции;
Фс – фактическая стоимость основных производстсвенных фондов;
Дс – дополнительная сумма основных производственных фондов, необходимая для освоения резервов увеличения выпуска продукции;
Ро – резерв сокращения остатков основных производственных фондов за счет сдачи в аренду неиспользованных основных фондов в результате их непригодности. При анализе роста (снижения) уровня фондоотдачи необходимо обратить внимание на изменение плана внедрения мероприятий по реализации достижений научно-технического прогресса, так как показатель роста объема продукции за счет реализации достижений научно-технического прогресса, деленный на среднегодовую стоимость основных производственных фондов, определяет показатель роста или снижения фондоотдачи. Немаловажное значение имеет показатель фондо-рентабельности, который является обобщающим показателем эффективности использования основных фондов и зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности производимой продукции (работ, услуг).
Расчет фондорентабельности можно произвести следующим образом:
Rопф = Фо x Rп,
где Rопф – фондорентабельность;
Фо – фондоотдача;
Rп – рентабельность продукции.
При составлении финансового прогноза ключевым показателем является именно объем продаж, в то время как сумма поступлений денежных и иных платежных средств может быть определена как искомая величина, рассчитываемая с учетом ожидаемой отгрузки продукции (оказания услуг).
Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал. Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих ее показателей: объема продаж и суммы издержек. Рентабельность продаж Р вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период:
Показатель отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.
Вторая группа нормативных характеристик – это продажные цены со скидками, находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролирует рынок. В руках менеджеров остается себестоимость. Наиболее сложно управлять себестоимостью на производственных предприятиях: это и интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умение организовать труд подчиненных, и др.
Здесь появляется третья группа нормативных характеристик, которые должны быть основой организации труда и заработной платы, должны обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции. У многих ведущих менеджеров предприятий сложилось четкое представление о том, что любое повышение зарплаты или выделение премии ведет к росту издержек фирмы, что в сегодняшних условиях совершенно недопустимо.
Четвертая группа нормативных показателей связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки. Наиболее простой способ планирования поставок здесь – по «точке заказа». Величина страхового запаса зависит от стоимости простоя одного дня работы предприятия из-за отсутствия сырья. При падении объемов продаж производство приходится останавливать из-за затоваривания складов готовой продукции. Здесь важно учитывать сезонный фактор, так как реальные объемы реализации разных изделий существенно различаются по месяцам.
Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных поступлений и платежей обеспечивают контроль за финансовой деятельностью подразделений и компании в целом. Важным показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности по каждому покупателю.
Сбытовая политика должна быть ориентирована на достижение показателей эффективности функционирования организации:
1) получение предпринимательской прибыли, а также гарантии ее получения в будущем;
2) максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
3) долговременная рыночная устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции;
4) положительная репутация на рынке и признание со стороны общественности.
Основой сбытовой политики являются оценка и анализ системы маркетинга. Термин «маркетинг» происходит от английского слова market («рынок») и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Маркетинговые исследования определяют политику товародвижения, ценовую политику, договорную политику, инкассацион-ную политику, политику формирования спроса и стимулирования сбыта, политику транспортировки продукции, сбытовые стратегии маркетинга, а также организационные, материально-технические мероприятия по снижению коммерческих, финансовых и внутрифирменных рисков, возникающих в процессе реализации продукции организации.
Главная цель маркетинговых исследований – поиск путей реализации экономического интереса производителя на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Стратегическая роль маркетинговых исследований состоит в том, что они формируют информацию, необходимую для оценки стадии жизненного цикла как бизнес-элемента экономики.
Основным критерием оптимальности планирования 1родаж в рыночных условиях являются учет и соотнесение параметров контроля в планировании продаж. Для этого необходимо определить:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности"