Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Данная работа будет посвящена статистическому анализу исполнения федерального бюджета Российской Федерации (бюджета первого уровня), изучению его структуры и динамики, определению тенденции изменения доходов и расходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА 5
2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ 7
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА 9
4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
4.1. Анализ структуры доходов бюджета 13
4.2. Анализ структуры расходов бюджета 15
4.3. Анализ доходов и расходов бюджета индексным методом 17
4.4. Анализ динамики доходов бюджета 19
4.5. Прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей 22
4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
К основным показателям государственного бюджета относятся:
1. Доходы;
2. Официальные трансферты;
3. Расходы;
4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);
5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением ‑ денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой ‑ выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Доходы (как поступления в бюджет) ‑ это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления [3].
Согласно приказа Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2012 года в РФ приняты следующие налоговые и неналоговые поступления:
налоги на прибыль
страховые взносы на обязательное социальное страхование
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации
налоги на совокупный доход
налоги на имущество
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
государственная пошлина
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
доходы от внешнеэкономической деятельности
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
платежи при пользовании природными ресурсами
доходы от оказания платных услуг (работ) и
компенсации затрат государства
доходы от продажи материальных и нематериальных активов
административные платежи и сборы
штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти. Уплата налогов производится в определенной очередности.
Официальные трансферты (в государственном бюджете) ‑ это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита). Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы ‑ это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Расходы государственного бюджета ‑ это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная ‑ их величину [4].
Согласно приказа Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в РФ приняты следующие направления расходов:
общегосударственные вопросы
национальная оборона
национальная безопасность и правоохранительная деятельность
национальная экономика
жилищно-коммунальное хозяйство
охрана окружающей среды
образование
культура, кинематография
здравоохранение
социальная политика
физическая культура и спорт
средства массовой информации
обслуживание государственного и муниципального долга
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов российской федерации и муниципальных образований
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Бюджетный дефицит ‑ это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование ‑ Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг ‑ неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета ‑ инфляционным или не инфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита [5].
Проведя анализ доходной части федерального бюджета, мы сможем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят доход и тем самым позволяют области успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал. В таблице 1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг.
Анализируя данные таблицы 1 (см. прил. 1), мы видим, что большую часть в структуре доходов федерального бюджета РФ составляют налоговые платежи, но их доля постепенно снижется с 56, 05% в 2008 г. до 52, 24% в 2010г.
На рисунках 1, 2, 3 представлена структура доходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг.
Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2008г.
Основными доходными статьями в структуре бюджета являются:
доходы от внешнеэкономической деятельности (2008г. – 38,65%, 2009г. – 36,57%, 2010г. – 38,86%);
налог на добавленную стоимость (2008г. – 22,99%, 2009г. – 27,94%, 2010г. – 30,08%);
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (2008г. – 17,65%, 2009г. – 13,71%, 2010г. – 16,96%).
Рисунок 2. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2009г.
Рисунок 3. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010г.
В связи с экономическим кризисом, в 2009 году снизилась доля поступлений по большему количеству статей дохода, кроме НДС, ЕСН и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Анализ расходной части даст нам картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения органами управления своих функций.
В таблице 2 представлена структура расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг.
Анализируя данные таблицы 2 (см. прил. 3), мы видим, что большую часть в структуре расходов федерального бюджета РФ занимают межбюджетные трансферты и их доля постоянно возрастает с 35,33% в 2008 г. до 49,8% в 2010г.
На рисунках 4, 5, 6 представлена структура расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг.
Рисунок 4. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2008г.
Анализируя остальные расходные статьи, мы видим, что, как и в структуре доходов, в связи с экономическим кризисом, в 2009 году снизилась доля расходов по большему количеству статей, при этом увеличились расходы на национальную экономику с 13,54% в 2008г. до 17,09% в 2009г.
Рисунок 5. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2009г.
Рисунок 6. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010г.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошел рост почти всех показателей, кроме расходов на национальную экономику.
Исчисление реальных доходов и расходов необходимо для того, чтобы учесть, как уровень инфляции повлиял на их изменение, т.е. необходимо воспользоваться индексным методом.
Индекс реальных доходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:
, где
IР.Д. – индекс реальных доходов;
IД. – индекс доходов, рассчитанный как отношение доходов отчетного периода (Д1) к доходам базисного (Д0) периода;
IП.Ц. – индекс потребительских цен.
IП.Ц. для 2010 года – 1,092.
Данные вычислений по доходам сведем в таблицу 3.
Таблица 3. Индексный анализ реальных доходов (млрд. руб.)
Наименование показателей | 2009 | 2010 | IД | IР.Д. |
млрд. руб. | млрд. руб. | |||
ВСЕГО ДОХОДОВ | 7337,80 | 8305,40 | 1,132 | 1,037 |
Налоговые доходы: | 3863,90 | 4338,80 | 1,123 | 1,028 |
налог на прибыль организаций | 195,40 | 255,00 | 1,305 | 1,195 |
единый социальный налог | 509,80 | - | - | - |
налог на добавленную стоимость: | 2050,00 | 2498,20 | 1,219 | 1,116 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | 101,50 | 144,00 | 1,419 | 1,299 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1006,30 | 1408,30 | 1,399 | 1,282 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0,90 | 33,30 | 37,000 | 33,883 |
Неналоговые доходы: | 3473,90 | 3966,60 | 1,142 | 1,046 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 2683,30 | 3227,70 | 1,203 | 1,102 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 421,30 | 427,80 | 1,015 | 0,930 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 63,50 | 53,30 | 0,839 | 0,769 |
безвозмездные поступления | 6,20 | 0,30 | 0,048 | 0,044 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1,40 | 0,20 | 0,143 | 0,131 |
прочие доходы | 298,20 | 257,30 | 0,863 | 0,790 |
Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации