Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Данная работа будет посвящена статистическому анализу исполнения федерального бюджета Российской Федерации (бюджета первого уровня), изучению его структуры и динамики, определению тенденции изменения доходов и расходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА 5
2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ 7
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА 9
4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
4.1. Анализ структуры доходов бюджета 13
4.2. Анализ структуры расходов бюджета 15
4.3. Анализ доходов и расходов бюджета индексным методом 17
4.4. Анализ динамики доходов бюджета 19
4.5. Прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей 22
4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Из таблицы 3 видно, что реальные доходы бюджета РФ в 2010 году в целом, были выше, чем в 2009 году на 3,7%. Рост реальных доходов наблюдается по налоговым доходам на 2,8%, по неналоговым доходам на 4,6%.
Доходы увеличились по следующим статьям:
налог на прибыль организаций на 19,5%
налог на добавленную стоимость – 11,6%
акцизы по подакцизным товарам (продукции) – 29,%
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 28,2%
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам – 3288,3%
доходы от внешнеэкономической деятельности – 10,2%
Снижение реальных доходов бюджета произошло по следующим показателям:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 7,0%
платежи при пользовании природными ресурсами – 23,1%
безвозмездные поступления – 95,6%
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 86,9%
прочие доходы – 21,0%
Индекс реальных расходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:
, где
IР.Р. – индекс реальных расходов;
IР. – индекс расходов, рассчитанный как отношение расходов отчетного периода (Р1) к расходам базисного (Р0) периода;
IД.ВВП. – индекс-дефлятор ВВП.
IД.ВВП. для 2010 года – 1,295
Далее рассмотрим динамику реальных расходов федерального бюджета РФ в 2010 году в сравнении с 2009 годом. Данные вычислений по расходам сведем в таблицу 4.
Из таблицы 4 видно, что реальные расходы бюджета РФ в 2010 году в целом сократились в 2009 году на 19,1%. Снижение реальных расходов происходит почти по всем показателям:
Общегосударственные вопросы на 19,6%;
Национальная оборона – 17,0%;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 6,6%;
Национальная экономика – 42,8%;
Социально-культурные мероприятия – 19,2%;
Межбюджетные трансферты – 11,1%;
Прочие расходы – 20,4%.
Таблица 4. Индексный анализ реальных расходов в 2010 году
Наименование показателей | 2009 | 2010 | IР | IР.Р |
млрд. руб. | млрд. руб. | |||
ВСЕГО РАСХОДОВ | 9660,1 | 10117,5 | 1,047 | 0,809 |
на общегосударственные вопросы | 853,1 | 887,9 | 1,041 | 0,804 |
на национальную оборону | 1188,2 | 1276,5 | 1,074 | 0,830 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1004,5 | 1085,4 | 1,081 | 0,834 |
на национальную экономику | 1650,7 | 1222,7 | 0,741 | 0,572 |
на ЖКХ | 151,6 | 234,9 | 1,549 | 1,197 |
на социально-культурные мероприятия | 1205,5 | 1260,7 | 1,046 | 0,808 |
на межбюджетные трансферты | 3593,4 | 4135,9 | 1,151 | 0,889 |
на прочие расходы | 13,1 | 13,5 | 1,031 | 0,796 |
В 2010г. по сравнению с 2009г. возросли реальные расходы только на жилищно-коммунальное хозяйство на 19,7%.
Важным при анализе доходов является изучение динамики их изменения с течением времени.
Так как эти показатели представлены в стоимостном выражении, то надо иметь в виду влияние на них инфляции и других рыночных процессов. Для устранения этого влияния, временной ряд приведем к сопоставимому ряду, значения доходов рассчитаем в ценах 2010 года (табл.5).
Таблица 5. Приведение доходов бюджета РФ к сопоставимому виду
Годы | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
доходы в текущих ценах, млрд. руб. | 4936,8 | 6151,1 | 7432,0 | 8907,5 | 7337,8 | 8305,4 |
индекс потребительских цен | 1,109 | 1,091 | 1,119 | 1,133 | 1,092 | 1,000 |
доходы в ценах 2010 года, млрд. руб. | 8269,6 | 9291,0 | 10289,4 | 11020,7 | 8012,9 | 8305,4 |
На рисунке 7 показан график изменения доходов федерального бюджета РФ в ценах 2010г.
Рисунок 7. Динамика доходов федерального бюджета РФ
Из рисунка 7 наглядно видно, что в связи с экономическим кризисом резко сократился уровень доходов в 2009г.
Рассчитаем основные показатели динамики бюджетных доходов (базисные и цепные). Расчет производим по формулам:
1. Абсолютный прирост – это абсолютное изменение уровней ряда (разность двух уровней), показывающее, на сколько единиц текущий уровень больше или меньше уровня, принятого за базу:
а) базисный
б) цепной
2. Темп роста – показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного, или сколько процентов составляет сравниваемый уровень по отношению к базисному:
а) базисный
б) цепной
3. Темп прироста – показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к базисному уровню:
а) базисный
б) цепной
4. Абсолютное значение 1 % прироста представляет собой одну сотую часть базисного уровня. Показывает сколько абсолютных единиц приходится на один процент прироста (сокращения):
Рассчитанные данные занесем в таблицу 6.
Таблица 6. Расчет показателей динамики доходов федерального бюджета РФ с 2005 по 2010гг.
годы | доходы в ценах 2010 года, млрд. руб. | абсолютный прирост доходов, млрд. руб. | темп роста доходов, % | темп прироста доходов, % | A% | |||
базисные | цепные | базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2005 | 8269,6 | - | - | 100 | - | 0,00 | - | - |
2006 | 9291,0 | 1021,4 | 1021,4 | 112,35 | 112,35 | 12,35 | 12,35 | 82,70 |
2007 | 10289,4 | 2019,8 | 998,4 | 124,42 | 110,75 | 24,42 | 10,75 | 92,91 |
2008 | 11020,7 | 2751,1 | 731,3 | 133,27 | 107,11 | 33,27 | 7,11 | 102,89 |
2009 | 8012,9 | -256,7 | -3007,8 | 96,90 | 72,71 | -3,10 | -27,29 | 110,21 |
2010 | 8305,4 | 35,8 | 292,5 | 100,43 | 103,65 | 0,43 | 3,65 | 80,13 |
Итого | 55189,0 |
| 35,8 |
|
|
|
| 468,8 |
За период с 2005 г. по 2010 г. доходы возросли на 35,8 млрд. руб. Наибольший рост доходов наблюдался в 2006 году по сравнению с 2005 г. – на 1021,4 млрд. руб. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдалось снижение доходов на 3007,8 млрд. руб. В первом случае значение 1 % прироста (12,35%) равно 82,7 млрд. руб., во втором (- 27,29%) – 110,21 млрд. руб.
Для обобщающей характеристики динамики доходов федерального бюджета РФ определим средние показатели. Результаты расчетов занесем в таблицу 7.
Таблица 7. Расчет средних показателей динамики доходов бюджета РФ
Показатель | Обозначение показателя | Формула расчета | Значение показателя |
средний уровень ряда | 9198,2 млрд. руб. | ||
средний абсолютный прирост | 7,16 млрд. руб. | ||
средний темп роста |
| 100,09% | |
средний темп прироста | 0,09 % | ||
среднее значение 1% прироста | 93,77 млрд. руб. |
В среднем за рассматриваемый период доходы бюджета РФ составили 9198,2 млрд. руб. За 6 лет они в среднем возросли на 7,16 млрд. руб. или на 0,09%, среднее значение 1% прироста составляет 93,77 млрд. руб.
Тренд – основная тенденция изменения временного ряда. Тренды могут быть описаны различными уравнениями – линейными, логарифмическими, степенными и т. д.
Мы проведем прогнозирование бюджетных доходов с помощью линейного и параболического тренда в программе StatWоrk. Результаты анализа представлены в приложении 3. Данные для проведения анализа представлены в таблице 8.
Таблица 8. Доходы бюджета РФ и ВВП в сопоставимых ценах
годы | доходы в ценах 2009 года, млрд. руб. | ВВП в ценах 2009 года, млрд. руб. |
2000 | 3166,9 | 26395,43 |
2001 | 3759,6 | 26927,99 |
2002 | 4517,9 | 27174,33 |
2003 | 4731,8 | 30207,21 |
2004 | 5616,5 | 32405,03 |
2005 | 7572,9 | 34254,63 |
2006 | 8508,2 | 35512,62 |
2007 | 9422,5 | 39733,68 |
2008 | 10092,2 | 41668,01 |
2009 | 7337,8 | 39100,70 |
Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации