Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:21, дипломная работа
Объем производства и продажи продукции являются важнейшими показателями деятельности любого предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Положительным моментом
Анализ производства и продажи продукции ОАО «БИЛЗ» необходимо начать с изучения динамики выпуска и продажи продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 3.1). Для наглядности динамика производства и продаж продукции за 2000 – 2004 г.г. приведена на рис. 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1
Динамика производства и продажи продукции ОАО «БИЛЗ» в сопоставимых ценах
Год |
Объем производства проду-кции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем продаж тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2000 |
18752.1 |
- |
- |
17463.5 |
- |
- |
2001 |
18401.2 |
98.1 |
98.1 |
18192.2 |
104.2 |
104.2 |
2002 |
19194.3 |
102.3 |
104.3 |
19337.9 |
110.7 |
106.3 |
2003 |
20382.2 |
108.7 |
106.2 |
20469.8 |
117.2 |
105.9 |
2004 |
21883.1 |
116.7 |
107.4 |
21075.2 |
120.7 |
102.9 |
Из таблицы 3.1 видно, что за пять лет объем производства продукции ОАО «БИЛЗ» возрос на 16.7 %, а объем продаж – на 20.7 %. В течение всего изучаемого периода темпы роста продаж превышали темпы роста производства. С одной стороны, это можно оценить положительно, так как данный факт свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах ОАО «БИЛЗ», а также об уменьшении продукции, не оплаченной покупателями. С другой стороны, как уже отмечалось, предприятие осуществляет торговлю не только продукцией собственного производства, но и товарами, приобретенными для перепродажи.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции ОАО «БИЛЗ» включает в себя следующие основные моменты:
Оценка выполнения плана по
ассортименту продукции обычно
производится с помощью одноиме
Ка = ВПфа / ВПп
х 100 %
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является
Все это приводит к повышению
себестоимости продукции,
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду, сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели
Общая схема факторной системы
Возможны два варианта методики анализа продажи продукции.
Если выручка на предприятии
определяется по отгрузке
ГПн + ТП = РП + ГПк (3.18)
Отсюда
Если выручка определяется
ГПн + ТП + Отн = РП + Отк + ГПк (3.19)
Отсюда
Где ГПн и ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода, тыс. руб.;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции, тыс. руб;
РП – объем реализации за отчетный период, тыс. руб.;
Отн и Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, тыс. руб.
Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать ряд выводов и обобщений.
В ходе работы выяснилось, что бухгалтерский учет на предприятии ОАО «БИЛЗ» ведется по журнально – ордерной форме. На 2005 г. разработана и утверждена учетная политика, в том числе и в части производства и продажи продукции.
Особенностью бухгалтерского учета в условиях ОАО «БИЛЗ» является одновременная продажа как продукции собственного изготовления, так и товаров, приобретенных для перепродажи. Указанная особенность обусловлена видом деятельности ОАО «БИЛЗ» – это организация общественного питания.
О хорошем состоянии
- операции по учету производства и продажи продукции оформляются унифицированными формами первичных документов;
- с точки зрения разделения бухгалтерского и складского учета применяется количественно – суммовой метод, что усиливается контроль за сохранностью товаров и продукции;
- в качестве учетных цен на готовую продукцию используются продажные цены, что позволяет в ходе экономического анализа сопоставлять объемы производства и продаж продукции без дополнительных корректировок;
- в бухгалтерии осуществляется контроль за полнотой сдачи выручки путем проверки соответствия товарных отчетов продавцов и ленты контрольно-кассовой машины;
- обеспечивается соответствие регистров синтетического и аналитического учета выпуска и продажи готовой продукции и товаров;
-