Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:05, курсовая работа
Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в пос¬ледние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5
2. Организационно-правовые формы малых предпри-ятий……………….......11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь………………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Приложе-ние…………..…………………………………………………………28
Список использованной литерату-ры
3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Развитие малых предприятий - одно из решающих условий становления рыночной экономики в Республике Беларусь. Малые предприятия способствуют процессам демонополизации, структурной перестройки экономики, ускоренному внедрению достижений научно-технического прогресса, социальной переориентации производства. Однако сложившаяся система хозяйствования в республике практически не дает возможности малым предприятиям проявить свои преимущества.
По оценкам специалистов, на долю негосударственного бизнеса в республике приходится около 32% общего объема продукции. Предпринимательскими структурами малого бизнеса производится около 10% всех товаров народного потребления, а в сфере торговли их доля составляет больше 30%. [8 с.47].
Современное состояние предпринимательства в республике никак нельзя признать удовлетворительным. В расчете на одного хозяйствующего субъекта предпринимательского типа (включая и предпринимателей без образования юридического лица) приходится 50 жителей (для сравнения: в Польше - 27, в США - 14).[8 с.74]
Судя по официальным данным, базирующимся преимущественно на уставных документах и на подаваемых в налоговую инспекцию сведения, около половины всех предпринимательских структур осуществляют свою деятельность в промышленности или торговле. Более 20% общего их количества работают в строительстве. На все остальные виды деятельности (включая сельскохозяйственное производство, здравоохранение, образование, науку, финансовую сферу и посредничество) приходится около 30%.[8 с47]. Однако, на самом деле структура предпринимательской деятельности совершенно иная. По данным экспертного анализа, проведенного сотрудниками Института экономики Академии наук Беларуси, до 60% работников предпринимательского сектора заняты торгово-закупочной и разного рода посреднической деятельностью. Налицо массовое сокрытие истинной деятельности, что отечественные предприниматели делают под давлением внешних обстоятельств. Желание выжить заставляет направлять частный капитал в область перераспределения товаров, а не на увеличение их количества.
Преуспевающие предприниматели в большинстве своем начинали свою деятельность на использовании разницы в государственных и свободных (биржевых) ценах, чему в немалой степени способствовали тесные контакты между директорами государственных промышленных предприятий и якобы самостоятельными предпринимателями. В действительности же самостоятельность последних сводилась главным образом к поиску каналов сбыта государственной продукции, реализацию которой и особенно распределение прибылей контролировали руководители госпредприятий и вышестоящих органов государственного управления.
В
современных условиях возможности
получения сверхприбылей путем
продажи продукции
Формы и методы проведения национальной политики поддержки и стимулирования малого бизнеса могут быть самыми разнообразными. Главным элементом комплекса мер государственной помощи считается совершенство методов проведения финансирования. Задача государства должна сводиться к обеспечению стимулов, побуждающих развивать производство, вести НИОКР, а не самому заниматься ими. Поэтому разрабатываются специальные кредитно-финансовые механизмы, включающие прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы, ускоренную амортизацию и пр.
Государственная поддержка малого бизнеса должна включать следующие компоненты:
• прямые дотации через бюджет (например, в США сумма дотаций составляет около 300 млн долл. в год). Сумма должна быть предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется;
• размещение государственных заказов на крупных предприятиях с установлением обязательного процента заказов, которые крупные предприятия обязаны передавать малому бизнесу (по типу субподряда);
•
государство выступает в
• малый бизнес должен иметь налоговые льготы (например, в США суммарно налоги составляют 44% дохода:36% – национальные, 8% – налоги штата). Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если фирма увеличивает вложения в социальную сферу или в развитие производства.[8 с.76].
Исследованиями установлено, что размер налоговой ставки, варьируемой между 0 и 25%, почти не влияет на новые предпринимательские инициативы, но если налог начинает превышать 25%. то склонность к предпринимательству быстро снижается. Это связано с кривой Лаффера (Рис. 1) . Ее смысл заключается в том, что снижение придельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается: раз выпускается больше продукции, то собирается больше налогов. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Поскольку снижение налогов ведет к сокращению доходной части бюджета, предлагаются различные способы «спасения» от дефицита. Так, рекомендуется урезать социальные программы, сократить бюрократический аппарат, избавиться от малоэффективных расходов (например, субсидий промышленным предприятиям, затрат на развитие инфраструктуры и др.). [11с 42-43].
Рис.1. Кривая Лаффера:
Т - ставка налога
ТR - налоговые поступления
Поэтому созданию налоговых правил, гибкой и дифференцированной финансовой политике, учитывающей специфику малого бизнеса, в странах рынка уделяют особое внимание. Так, принятый в 1986г. в США закон о налоговой реформе, внес значительные правки в систему налогов на прибыль. До реформы с дохода до 25 тыс.$ взимался налог 15%, с 25-50 тыс. — 18, с 50-75 тыс. - 30, с 75-100 тыс. — 40 и свыше 100 тыс. и – 46%. По новому закону: с дохода до 50 тыс. – 15%, 50-75 тыс. – 25, свыше 75 тыс.$ – 34% (снижен максимальный налог и для корпораций — с 46% до 34%) . Для единоличных собственников предусмотрены только две ставки: 15% и 28% (было 15 позиций с максимальной ставкой в 50%). [6 с.93].
Если
сопоставлять существующие в Беларуси
условия для
При
возможности изменения
Наибольший интерес правительству следует проявить к малым наукоемким предприятиям. Практика показывает, что концентрация только частного капитала не в состоянии решать все проблемы науки и техники, необходимо участие государства.
Повышение активизации малого научного предпринимательства в Беларуси будет способствовать совершенство системы торговли лицензиями, разработка инновационного, патентного и другого специального законодательства прямого действия. Стимулирование исследовательской, инновационной деятельности должно строиться по следующим основным направлениям: 1)экономическая поддержка предпринимательства в сфере инноваций; 2)организация комплексной информационной базы и обработка механизма, обеспечивающего к ней равный и упрощенный доступ пользователей; 3)создание условий, стимулирующих обновление основных производственных фондов с особыми льготами при внедрении новых видов оборудования, ранее не использовавшихся в производстве; особое стимулирование развития отраслей, играющих ведущую роль в научно-техническом прогрессе, проведение соответствующей структурной политики.[4 с.55]
Разработкой отраслевых и территориальных программ должны заниматься скорее местные органы власти. Государство вполне может достичь нужного эффекта, не выделяя средства прямо из госбюджета, а стимулируя и создавая новые условия для их притока из внутренних и внешних источников, т.е. используя аппарат косвенного регулирования.[4 с.56]
Для государства такой путь будет выгоден. Во-первых, достигается экономия средств расходной части госбюджета. Во-вторых, создаются условия для его пополнения за счет самостоятельного развития инновационного бизнеса, т.е. увеличения притока средств в виде налоговых поступлений с предприятия и людей. В-третьих, отпадает необходимость в содержании огромных центральных аппаратов управления, которые не могут разрешить все проблемы, возникающие на местном уровне. В-четвертых, стимулируется приток внешних инвестиций, которые готовы под конкретные проекты сделать потенциальные внешние инвесторы, не желающие отдавать средства в руки аппарата. В-пятых, формируются условия для насыщения местных рынков, развития национальных и территориальных образований, решения других социально-экономических проблем. В-шестых, постепенно решается проблема преодоления невосприимчивости национальной экономики к НТП.[4 с.56].
В
целом объектами прямого
1)
отдельные талантливые
2) создаваемые ими организации и коллективы;
3)
целевые проекты,
4)
исследовательские и научные
парки, технополисы. Другие
а) льготное налоговое и амортизационное законодательство;
б) разрешение на создание совместно с зарубежными партнерами венчурных фондов для финансирования рисковых проектов;
в) право инвесторов на инкорпорацию успешных рисковых предприятий в Беларуси и за рубежом;
г) быстрое развитие технологических парков, технополисов на территории республики с привязкой их к крупным научным и промышленным центрам;
д) стимулирование свободного притока венчурных инвестиций и капиталовложения отечественных предприятий в зарубежные рисковые фирмы;
е) поощрение соединения в организационных формах малых предприятий достижений отечественной прикладной науки и зарубежных разработок. [4 с.57].
Важно учитывать и время, необходимое для создания предприятий негосударственного сектора. В силу различных обстоятельств, оно составляет до полугода. Далее, при стабильной работе можно достичь окупаемости капитальных вложений за полтора-два года. Но, чтобы потенциал предпринимательской экономики начал действовать в полном объеме в материальной сфере, мог быстро реагировать на появление новых технологий, обеспечить гибкую переналадку в соответствии с изменением потребительского спроса, необходимо наличие рынка специализированных, технически сложных средств производства для маломасштабной деятельности, выполненных на уровне мировых научно-технических достижений. Реализация такого условия осуществится только посредством активного участия государства в делах малого бизнеса.[4 с.57-58].
Первостепенное значение для активизации процессов, связанных с бизнесом, имеют четко определенные законом права собственности. В этом контексте права собственности трактуются расширительно, как совокупность вещных прав, в том числе прав на чужие веши, и прав, вытекающих из обстоятельств и влекущих за собой изменение существующих вещных прав. Разграничить права собственности означает определить субъектов этих прав, объем их правоспособности, объекты прав собственности, классификацию и основания для возникновения прав, виды имущественной ответственности собственников. При этом основным субъектом прав собственности должен стать человек, физическое лицо, а не юридическое, обладающее в настоящее время гораздо большей правоспособностью.[4 с.59-60].