Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:05, курсовая работа
Малые предприятия, благодаря своей приспособленности и высокой деловой активности, создают условия для благоприятного развития экономики. Важной особенностью развития мировой экономики в пос¬ледние 20 лет является быстрый количественный рост, активизация и интенсивное освоение новых видов деятельности мелкими компаниями. Они играют все более заметную роль в решении проблем научно-технического развития, совершенствовании структуры и повышении эффективности национальной экономики, а также выступают на мировом рынке товаров, услуг и капитала, оказывая влияние на расширение международных экономических связей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономке………………..….…...5
2. Организационно-правовые формы малых предпри-ятий……………….......11
3. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Бела-русь………………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Приложе-ние…………..…………………………………………………………28
Список использованной литерату-ры
Исходя из сложившейся ситуации, программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2003 год одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
1. Цель программы.
Целью Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2003 год является увеличение вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширение правового пространства, совершенствование и развитие его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-метедологического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров.
2. Основной исполнитель программы - Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь.
3. Сроки разработки и реализации программы.
Срок разработки - третий квартал 2003 года, срок реализации Программы - в течение 2003 года. Примечание:
Региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003 год формируется областными и Минским городским комитетами предпринимательства и инвестиций, исходя из содержания республиканской Программы, и финансируется за счет средств местных бюджетов. Утверждение их осуществляется решением соответствующих областных (Минского городского) исполкомов в установленном порядке, после обязательного согласования с Министерством предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь.
4. Задачи Программы.
Задачами программами являются:
5.1. разработка новых совершенствование существующих механизмов и форм кредитного и инвестиционного финансирования субъектов малого предпринимательства;
5.2. содействие
созданию новых рабочих
мест в предпринимательском
5.3. совершенствование и развитие инфраструктуры предпринимательства;
5.4. совершенствование
и развитие системы
5.5. подготовка
и переподготовка
5. Структура Программы.
Структура Программы включает 4 раздела, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей программы:
5.1 Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства.
В развитие Программы государственной поддержки малого предпринимательства в РБ намечены конкретные направления финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе путем частичной компенсации процентной ставки по банковским кредитам, на основе микро кредитования инвестиционных конкурсов, а также активизации лизинговой деятельности.
На
2003 год определяются как приоритетные
направление государственной
5.2 Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
Дальнейшее создание и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства требует мер по координации действий всех их звеньев включая органы государственного управления, финансовые институты, местные исполнительные и распорядительные органы; формационные, лизинговые, маркетинговые, консалтинговые, юридические службы и фирмы, а также структуры по подготовке и переподготовке кадров на базе имеющихся и вновь создаваемых объектов инфраструктуры. С этой целью раздел 2 предусматривает дальнейшее развитие региональной сети центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства, технопарков.
5.3 Информационное обеспечение малого предпринимательства.
Информационная поддержка является важнейшим элементом инфраструктуры малого предпринимательства. С этой целью предусмотрено завершение разработки и внедрения автоматизированной системы информационного маркетингового обеспечения поддержки предпринимательства РБ по схеме министерство - область - район. Также продолжена работа по распространению информации о развитии и поддержке предпринимательства в РБ, в том числе с помощью специализированных изданий и средств массовой информации, проведению конкурса по пропаганде предпринимательского движения в средствах массовой информации.
5.4 Учебное методологическое обеспечение малого предпринимательства.
Перспективы развития предпринимательства в РБ предопределяют необходимость эффективной подготовки в рыночных условиях различных слоев населения, предпринимателей и наемных работников к осуществлению ими предпринимательской деятельности.
Предполагаемая стратегия профессиональной подготовки в среде предпринимательства нацелена на обеспечение эффективности деятельности всех субъектов в сфере предпринимательства. Концепция системы обучения предполагает много вариантность, самоадаптацию к быстро меняющимся условиям и запросам слушателей, создание сети образовательных и консалтинговых структур, эффективных учебных планов и методических разработок, использование формы госзаказа на подготовку кадров для приоритетных сфер, развитие новых технологий обучения всеми учебными заведениями системы профессионального образования. Так же предусмотрено издание учебно-методических пособий и оснащение ими центров поддержки предпринимательства, инкубаторов, бизнес центров.[7 с.9-12].
Можно сделать вывод, что число малых предприятий и число служащих, занятых малым бизнесом в зависимости от форм собственности, преобладают в коллективных предприятиях, в хозяйственных обществах и товариществах, а также в частном предпринимательстве. Что же касается распределения численности работников малых предприятий по отраслям, то наибольшее количество служащих занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. Итак, малые предприятия без особой поддержки со стороны государства ассоциаций, общественных организаций не смогут функционировать в условиях рыночной экономики Республики Беларусь.
Итак, подводя итог этой главы, хочу отметить, что правительство нашей республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Также, на мой взгляд, важный моментом является то, что законодательство РБ предоставляет право создавать малые предприятия как самостоятельные формы хозяйствования, а также разрешает их функционирование при крупных предприятиях. Все это способствует быстрому оживлению предпринимательской деятельности и наполнению товарного рынка. Кроме того, к становлению малого бизнеса нашей республики располагает наличие высокоразвитых отраслей промышленности, таких как приборостроение, радиоэлектроника, а в сельском хозяйстве благоприятная географическая среда способствует развитию фермерских хозяйств. Однако проблемы роста малого бизнеса в Республике Беларусь известны уже сейчас. Они порождены отсутствием правовой системы, защищающей в полной мере собственность, и гарантирующей соблюдение договоров, что объективно ведет к ограничению предпринимательских возможностей, стимулированию теневой деятельности.
На мой взгляд, для успешного развития малого бизнеса в Беларуси, экономика нашей республики должна ориентировать предпринимательскую деятельность на потребителей, усовершенствовать налоговую систему, приватизацию, а также правовое обеспечение.
Заключение
Малый бизнес в нашей республике начал развиваться только в конце 80-х гг., когда под давлением нараставшего кризиса были приняты первые законодательные акты.
В течение прошедших лет постепенно начал складываться негосударственный сектор экономики, основу которого составили преимущественно малые предприятия. Условия их становления оказались нелегкими. Предприниматели столкнулись с психологическим неприятием коллективистки воспитанного населения, недоброжелательством государственных органов и руководителей хозяйственных структур, их противоречивой сдерживающей политикой, отсутствием у самих предпринимателей навыков поведения и деятельности в конкурентной среде.
В настоящее время обстановка в стране осложнилась и нет более важной задачи, чем быстрый выход из экономического кризиса. Главное, чтобы выбранный вариант развития государства был ориентирован на формирование смешанной экономики, которая способна обеспечить высокую эффективность экономического и социального развития страны. Должно быть обеспечено ускоренное развитие негосударственного сектора, основанного, прежде всего на малых формах предпринимательства.
Опыт развития ряда процветающих стран доказывает обоснованность приведенного вывода, указывает на невозможность эффективного развития экономики без широкого развития малого предпринимательства. Переход на рыночные условия возможен, как свидетельствует зарубежный опыт, при осуществлении таких важнейших экономических условий, как разгосударствление экономики и приватизация собственности; становление конкуренции; создание рыночной инфраструктуры; необходимость общественного согласия; радикальное изменение экономического мышления.[8 с.77-78].
Изучение деятельности малых предприятий в Республике Беларусь показывает, что процесс их становления не отличается динамизмом. На долю негосударственных структур приходится незначительная часть общей численности работающих в народном хозяйстве, объем выпуска продукции небольшой.
Одна из главных причин неудовлетворительных результатов в области расширения малых предприятий заключается в отсутствии эффективных мер экономического стимулирования, механизма защиты предпринимательской деятельности. Не обеспечивается право собственности, громоздкая налоговая система, отсутствует льготное кредитование, неблагоприятный инвестиционный климат и многое другое. Программа поддержки и развития предпринимательства представляет в большой степени декларативный характер. Сотрудничество малых предприятий и государственного сектора носит символический характер.
На
основе опыта развития малых предприятий
как основы рыночной экономики в ряде
зарубежных стран. Республике Беларусь
раскрыты пути ускорения становления
малых форм хозяйствования.
Среди них:
1).
Обеспечение права
а) косвенной приватизации;
б) выкупа на льготных условиях;
в) льготной приватизации с использованием иностранного капитала.
2) . Совершенствование
налоговой системы,
а) налоговый кредит;
б) франчайзинговое налогообложение;
в) демпинговое налогообложение.
3). Развитие лизинговых отношений. Предусматривает на взаимовыгодных экономических условиях аренду производственных мощностей малыми предприятиями, (подробнее смотри Приложение А).
Таким образом, ведущим принципом развития названных структур в Республике Беларусь должен быть не административно-директивный, а создание системы реальной мотивации предпринимательства, совершенствование рыночной инфраструктуры, формирование режима наибольшего экономического стимулирования. Реализация названных мер позволит привлечь частные инвестиции в отстающие отрасли, укрепить производственную базу новых форм хозяйствования. В свою очередь недопустимы методы обвальной приватизации предприятий с ускоренной заменой государственной собственности на частную; сам процесс приватизации должен быть экономически целесообразным; необоснованно придание только рынку регулирующих функций и искусственное форсирование создания малых предприятий в условиях недоверия к ним значительной части населения. Укрепление принципа государственности должно сочетаться с развитием самостоятельности хозяйствующих субъектов.