Внутренний аудит и порядок его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:59, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть особенности организации внутреннего аудита на предприятии.
Задачи исследования:
Изучить понятие и значение внутреннего аудита на предприятии.
Определить актуальные проблемы организации внутреннего аудита.
Проанализировать организацию внутреннего аудита кризисного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии 5
1.1. Организация внутреннего аудита на предприятии. 5
1.2. Актуальные проблемы организации внутреннего аудита 8
2. Проведение внутреннего аудита 10
2.1. Организация внутреннего аудита кризисного предприятия. 10
2.2. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

основы аудита.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «основы  аудита»

по теме:

«Внутренний аудит и  порядок его проведения»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

5 курса 24 потока ФЭФ

Козунова Маргарита

 Николаевна

Проверила: Узлова Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2011г. 

оглавление

 

 

Введение

Актуальность. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса – Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему  аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно  важен. Администрация компании разрабатывает  политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными  ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.

Создание эффективной  системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:

обеспечить эффективное  функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой  конкуренции;

сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

своевременно выявить  и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного  обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

Цель исследования – рассмотреть особенности организации внутреннего аудита на предприятии.

Задачи исследования:

Изучить понятие и  значение внутреннего аудита на предприятии.

Определить актуальные проблемы организации внутреннего  аудита.

Проанализировать организацию  внутреннего аудита кризисного предприятия.

Объект исследования – аудиторская деятельность.

Предмет исследования – внутренний аудит в организации.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Лебедева Е.М., Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. и др.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии

1.1. Организация внутреннего аудита на предприятии.

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации  заинтересовано в контроле за эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению.

В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:

достижение минимизации  риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности;

повышение эффективности  управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации;

оказание помощи органам  управления организации в осуществлении  эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля.

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего аудита являлось оказание помощи сотрудникам организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации.

Анализ имеющейся специальной  западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение  понятий целей, функций и задач  внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с этим обратимся  к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному  в действующих на сегодняшний  момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления».

Анализ данного определения  позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование  хозяйственной деятельности организации  и повышение ее стоимости, а также  осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С  нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Отсутствие четких научно-методических основ нового вида деятельности в  управлении исключает разработку новых  эффективных форм и методов осуществления этой деятельности.

Внутренний аудит —  это регламентированная внутренними  документами организации деятельность по контролю звеньев управления и  различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями  специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов— обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в  части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов  состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля— провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность  деятельности— осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

Служба внутреннего  аудита на предприятии может состоять из одного-четырех человек, которые  могут проводить большую часть  своего времени, выполняя обычный аудит  соответствия. Однако она может включать в себя и множество служащих, имеющих  самые разнообразные обязанности, в том числе далеко выходящие за рамки бухгалтерского учета, например, технологический аудит, оценочный аудит, экологический аудит, аудит качества. Функции внутреннего аудита чрезвычайно разнообразны, в связи, с чем его специалисты должны быть наделены достаточно широкими полномочиями. Кроме того, специалисты внутреннего аудита рассматриваются как консультанты по вопросам управления и экономической политики предприятия (фирмы, организации).

Помимо ревизии наличия  и правильности оформления всех бухгалтерских документов, внутренний аудитор осуществляет проверку соблюдения административного порядка выполнения директив и приказов, инвентаризации; участвует в сопоставлении с достигнутыми результатами; анализирует информацию в целях разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Правильная организация  системы внутреннего аудита не возможна без осуществления целого комплекса  программ – в их числе обеспечение  следующих условий:

разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;

определение квалификационных требований к должности внутреннего  аудитора;

разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;

разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;

прогноз потребности  в кадрах внутренних аудиторов.

Разделение труда внутренних аудиторов возможно и по следующим  признакам:

  1. по функциям производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т.д.;
  2. по конкретной специфике предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т.д.
  3. по специализации производства;
  4. по структурным подразделениям предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит цеха готовой продукции, аудит материального склада, аудит цеха полуфабрикатов и колбасного производства и т.д.

 

1.2. Актуальные проблемы организации  внутреннего аудита

Сложности, возникающие  на предприятиях, в связи с изменениями  как в экономике в целом, так  и в хозяйственной деятельности самих предприятий в частности, приводят к возникновению определенных проблем в области аудиторской деятельности. Основными из них являются:

На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности. Однако наибольший интерес для клиентов представляет возможность пользоваться услугами аудитора как компетентного советчика. Исходя из того, что интерес клиента это есть платежеспособный спрос на рынке аудиторских услуг, мы можем предположить, что развитие аудита коснется расширения спектра его консалтинговых услуг.

Аудиторские заключения имеют характер пост-фактума, тогда как большинству  пользователей (практически всем, кроме  государства) требуется еще и  анализ перспектив развития предприятия, анализ возможностей его бизнеса.

Указанные проблемы лежат в основе позитивного развития внутреннего  аудита, как экономического явления, синтезирующего в своей основе не только контрольные, но и ряд других функций. Это позволяет максимально эффективно решать указанные проблемы на уровне субъектов экономики.

Отличительной особенностью внутреннего  аудита является адекватное сложившейся  экономической ситуации развитие следующих  направлений своей деятельности:

  1. Прогнозное направление. Кроме констатации настоящего финансового положения, отчет аудитора должен раскрывать и перспективы развития предприятия.
  2. Консультативное направление. Невозможно не отметить роль внутреннего аудитора как консультанта, так как он уже по своему статусу является экспертом в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового и управленческого анализа и т.д.
  3. Аналитическое направление. Под воздействием потребителей информации акценты внутреннего аудиторского процесса смещаются в сторону анализа текущей деятельности организации, с точки зрения присущих ей рисков.

Информация о работе Внутренний аудит и порядок его проведения