Внутренний аудит и порядок его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:59, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть особенности организации внутреннего аудита на предприятии.
Задачи исследования:
Изучить понятие и значение внутреннего аудита на предприятии.
Определить актуальные проблемы организации внутреннего аудита.
Проанализировать организацию внутреннего аудита кризисного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии 5
1.1. Организация внутреннего аудита на предприятии. 5
1.2. Актуальные проблемы организации внутреннего аудита 8
2. Проведение внутреннего аудита 10
2.1. Организация внутреннего аудита кризисного предприятия. 10
2.2. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

основы аудита.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

К недостаткам можно  отнести:

низкий коэффициент соотношения  экономии времени от использования  программы и времени на ее адаптации  к аудиторскому процессу;

низкий коэффициент соотношения  выходящей информации и входящей информации.

Недостатками программного обеспечения  данного уровня являются все те же недостатки, что и у «обособленных» программ, но с меньшей степенью воздействия на аудиторский процесс.

Интегрированные – программы  с реализацией методики внутреннего  аудиторского процесса, вступающие в  непосредственные взаимосвязи с  информацией объекта внутреннего  аудита экономического субъекта, реализованной  в компьютерном виде. Программы данного  уровня предполагают использование компьютерных баз данных учета бухгалтерии организации с целью сбора аудиторских доказательств на ограниченном участке аудита (например аудит кассы, аудит расчетов и т.д.). Преимуществами данного пакета программ являются: существенное сокращение времени непосредственной проверки доброкачественности хозяйственных операций и процессов, а так же высокая степень детализации данных выходной информации. К основным недостаткам относятся: обязательная компьютеризация бухгалтерского учета организации, повышенные требования к подготовке пользователя, не разработанность программ.

Сверхинтегрированные  – программы с качественными  характеристиками идентичными «интегрированным»  программным продуктам, но без ограничения  участка проверки.

Исходя из вышеизложенного, процесс компьютеризации внутреннего аудита (с точки зрения перераспределения функций и обязанностей аудитора, перераспределения рисков и т.п.) необходимо рассматривать отдельно при ситуации когда речь идет о ручной обработке информации в организации, и когда речь идет об использовании системы компьютерной обработки данных.

 

 

2. Проведение внутреннего аудита

2.1. Организация внутреннего аудита кризисного предприятия.

Для того чтобы установить особенности внутреннего аудита кризисного предприятия, следует определить его место в системе управления, функции и условия взаимодействия с внешним аудитором.

Внутренний аудит можно рассматривать как элемент системы внутреннего управленческого контроля, которая в свою очередь выступает элементом контрольной среды предприятия. Двойственное положение внутреннего аудита в системе управления проявляется в том, что, с одной стороны, он является частью системы внутреннего контроля, а с другой, — его реализация через деятельность службы внутреннего аудита обеспечивает функционирование всей системы внутреннего контроля.

Объекты внутреннего  аудита могут быть различными в зависимости  от особенностей предприятия, требований его руководства и (или) собственников. В качестве объектов исследования внутреннего аудита могут рассматриваться как отдельные стороны и условия (внешние и внутренние) деятельности предприятия, так и их совокупность. Состояние объекта внутреннего аудита оказывает определенное влияние и на его функции. Если предприятие работает устойчиво, то функции внутреннего аудита имеют преимущественно контрольную направленность. Большей частью это наблюдение за выполнением различными подразделениями и отдельными сотрудниками предприятия требований внутренних инструкций, регламентов, планов, бюджетов, а также мониторинг изменений во внешней среде и оценка их возможного влияния на функционирование предприятия.

Изменение состояния  предприятия от устойчивого до кризисного объективно приводит к уточнению функций и внутреннего аудита, большую значимость приобретают советующие функции. Действия аудиторов должны быть направлены преимущественно на диагностику сложившейся ситуации, выявление причин и факторов кризиса, обоснование комплекса мероприятий по выходу предприятия из кризиса.

Для внедрения и эффективного функционирования службы внутреннего  аудита на кризисном предприятии  должны быть выполнены следующие  условия:

определен организационный статус, то есть такое положение службы внутреннего аудита в системе управления предприятия, которое бы обеспечило ее объективность и независимость. Это может быть достигнуто, если служба внутреннего аудита будет подчинена собственникам предприятия.

обеспечен набор компетентных сотрудников. Требования к базовому и профессиональному образованию кандидатов, их практическому опыту, умениям и навыкам должны соответствовать требованиям, которые регламентируются действующим законодательством для внешних аудиторов.

установлена система  стимулирования труда внутренних аудиторов, которая сочетала бы высокий уровень  их поощрения с высоким уровнем  ответственности за качество предлагаемых ими рекомендаций и выполняемых  работ.

определен соответствующий  уровень значимости рекомендаций службы внутреннего аудита, обеспечивающий их рассмотрение собственниками и руководством предприятия и последующую реализацию.

обеспечен профессиональный уровень выполнения работ. Это достигается  внедрением системы планирования и  документирования работы внутреннего аудита, наличием соответствующего положения о службе внутреннего аудита, рабочих программ и рабочей документации.

При проведении аудита кризисного предприятия службой внутреннего  аудита происходят определенные изменения  в составе и содержании его этапов. Так как внутренние аудиторы хорошо знают отраслевые особенности и специфику предприятия, его организационно-управленческое устройство, особенности поведения руководителей, квалификацию персонала, уровень обеспечения сохранности активов, а также располагают полной количественной информацией о финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ряд лет и результатами ее анализа, то подготовительный этап аудита исключается. Аудиторы приступают к планированию работ сразу после получения задания от собственников и (или) руководства предприятия.

Разработка и составление  программы аудита являются завершающей  стадией планирования. В общем  случае программа аудита представляет собой документ, содержащий детальный  перечень аудиторских процедур с  указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

К концу проверки руководитель аудиторской группы обобщает результаты проверки на основе всех рабочих документов.

Заключительный этап аудиторской проверки предусматривает  обобщение полученных результатов и формирование мнения об объекте аудита (достоверности финансовой отчетности, правильности ведения учета и т.д.). На этом этапе составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итого проделанной работы.

 

2.2. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита

В настоящее время  просматривается тенденция руководства  отдельных наиболее крупных организаций  создавать у себя службы внутреннего  аудита, вместо того чтобы прибегать  к услугам внешних, независимых  аудиторов для налаживания системы внутреннего контроля и поддержания ее на нужном уровне. Организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита — это сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов.

Одним из наиболее важных этапов организации внутреннего аудита на предприятии является разработка регламентов. К ним относятся такие документы внутрихозяйственного регулирования, как Положение о службе внутреннего аудита, должностные инструкции внутренних аудиторов, Кодекс этики внутренних аудиторов и и стандарты внутреннего аудита.

Положение о службе внутреннего  аудита как элемент внутрифирменного регулирования является базовым, стратегическим документом. В нем должны быть определены точки приоритета, в отношении  которых необходимо формирование единого подхода в рамках всей системы внутреннего аудита организации.

В Положении отражаются структура, задачи, функции, обязанности, права, ответственность службы внутреннего  аудита, а также особенности взаимодействия этой службы с другими структурными подразделениями.

К основным задачам службы внутреннего аудита можно отнести  предоставление руководству обоснованных заключений по вопросам финансового  состояния организации, экспертизу бухгалтерской отчетности и иной документации, оказание методической помощи специалистам и работникам аппарата управления по вопросам финансового и бухгалтерского обеспечения деятельности организации и др.

Основные функции службы внутреннего аудита должны быть распределены между дирекцией, службами, отделами внутреннего аудита и внутренними аудиторами.

Каждое структурное  подразделение службы внутреннего  аудита несет ответственность за обоснованность и своевременность  аудиторских отчетов, рекомендаций и консультаций, а также за неразглашение  информации, полученной в ходе проведения внутреннего аудита, за сохранность архива документации службы.

Для каждого работника  службы внутреннего аудита руководителем  службы должны быть разработаны должностные  инструкции, которые бы не противоречили  действующему на предприятии Положению  о службе внутреннего аудита. В инструкциях необходимо отразить квалификационные требования к работникам службы внутреннего аудита, их подчиненность, обязанности, права и ответственность.

Внутренний аудитор  должен быть независим в своих  суждениях как от своих коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и от других работников организации.

Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли  свою работу независимо, квалифицированно и честно; аудиторы должны отказаться от проведения проверок структурных  подразделений в случае нахождения на руководящих должностях лиц, состоящих с ними в родственных отношениях.

Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены  в нелегальную или ненадлежащую деятельность, участвовать в действиях, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора.

Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять  работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции  и отвечать не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность службы внутреннего аудита; внутренние аудиторы постоянно должны повышать профессиональный уровень, эффективность и качество проводимых проверок.

Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы не имеют  права разглашать полученную в ходе осуществления своей деятельности информацию и использовать ее в своих личных и иных, не связанных с осуществлением деятельности целях.

Таким образом, разработка регламентов по организации внутреннего  аудита является важным этапом в создании службы внутреннего аудита, поскольку закрепляет права, обязанности и ответственность службы внутреннего аудита в целом и отдельных работников службы в частности, а также позволяет добиться высокого качества работы данной службы. Необходимыми атрибутами эффективно функционирующей системы внутреннего аудита организаций различных форм собственности являются разработанные и утвержденные стандарты, а также должностные инструкции и положения о службе внутреннего аудита, являющиеся по своей сути элементами внутрихозяйственного регулирования.

Отсутствие внутрифирменных  нормативных документов, регулирующих деятельность службы внутреннего аудита, предполагает отсутствие не только прав, но и ответственности сотрудников  службы и должностных лиц организации, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве внутреннего аудита.

Следовательно, эффективное  функционирование службы внутреннего  аудита, достижение поставленных перед  ней целей и задач, а в конечном итоге и достижение эффективного менеджмента практически невозможны без адекватной системы внутрифирменного регулирования и документарного обеспечения.

 

Заключение

Внутренний аудит имеет  другую природу, смысл, назначение и  организацию по сравнению с внешним. Для начала отметим, что служба внутреннего  аудита (или, как ее в некоторых странах называют, служба внутренней ревизии, служба внутреннего контроля), являясь независимым подразделением, созданным в рамках организации, выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности.

По общепринятому определению, общей задачей внутреннего аудита является помощь организации в эффективном выполнении своих обязанностей и назначений. Внутренний аудит — это орудие управления, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целей управления. Для этого внутренний аудит снабжает управление организации результатами выполненного анализа, оценками деятельности того или иного подразделения, рекомендациями и информацией. Служба внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами.

Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для управления и текущего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов. Таким образом, внутренний аудит способствует достижению целей организации.

В отличие от внешнего аудита внутренний аудит должен быть ориентирован на сплошной текущий контроль осуществления мероприятий антикризисной программы. В процессе такого контроля аудиторы обследуют места выполнения работ, изучают первичные документы и учетные регистры. Так как используемые для целей контроля первичные документы и учетные регистры отражают финансово-хозяйственную деятельность предприятия, то аудиторы одновременно решают и другую задачу — контролируют правильность формирования показателей бухгалтерской отчетности.

При проведении итогов реализации антикризисной программы и оценке результатов работы, проделанной службой внутреннего аудита, могут быть реализованы подходы, аналогичные рекомендованным выше для внешних аудиторских организаций. Формы и содержание рабочих документов, подготавливаемых внутренними аудитами на этапах разработки антикризисной программы и контроля ее выполнения, также могут соответствовать рассмотренным выше. Результаты выполнения этапов аудита (в том числе бизнес-проекты, данные об их выполнении и др.) должны периодически согласно утвержденному графику сообщаться собственникам и (или) руководству предприятия для рассмотрения и утверждения (в том числе приказами и распоряжениями по предприятию). Окончательные итоги аудита представляются в виде отчета. В отчете также отражаются содержание полученного задания; краткая характеристика состояния предприятия, последняя отчетная дата, предшествующая аудиту; описание основных мероприятий и показателей организационных, инвестиционных и экономического проектов, результаты контрольных процедур, прогноз развития предприятия и вероятности возникновения новых кризисных ситуаций.

Информация о работе Внутренний аудит и порядок его проведения