Бюджетный дефицит, методы его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 12:25, реферат

Описание

Как экономическая категория государственный бюджет – это более широкая категория, он выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Содержание

Введение 3

1.Роль бюджета в общественном воспроизводстве 5

2. Понятие бюджетного дефицита 11

3. Методы покрытия бюджетного дефицита 16

Заключение 20

Список используемых источников 21

Работа состоит из  1 файл

бюджетный дефицит и методы покрытия.docx

— 46.56 Кб (Скачать документ)

 

  1. Понятие бюджетного дефицита

     Как уже отмечалось ранее, одна из черт, которая характеризует Государственный бюджет – это его ярко выраженный балансовый характер, т.е. превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Как правило, он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом. Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

    Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.

    По  природе своего происхождения различают циклический и структурный бюджетный дефицит.

    Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.

    Структурный дефицит — это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

    В качестве критерия разграничения циклической  и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом “вменяется” циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.

    В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

    Активный  дефицит обусловлен финансовой политикой  государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

    Пассивный дефицит вызывается сокращением  государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

    Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно  воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются сокращение расходов, денежная эмиссия, включающая кредитные деньги, государственные заимствования.

    Сокращение  расходной части бюджета связано  с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т. д.

    По  степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания  дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

    По  продолжительности бюджетный дефицит  можно подразделить на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

     В отличие от хронического, временный  дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Задача органов власти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.

     Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это относится в большей степени к хроническому дефициту, чем к временному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государственных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации экономики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, которые бы не обременяли жизнь будущих поколений.

      Наличие бюджетного дефицита не считается однозначно отрицательным показателем дел в экономике, но при условии нахождения его в количественно допустимых границах. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

       Также можно называть и использовать  в качестве ориентира получивший международное признание опыт Германии в обеспечении инвестиционной ориентации бюджетной системы, за счет соблюдения так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати, оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на инвестиционные цели (создание будущей доходной базы бюджетов), что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государственных заимствований для будущих поколений.

      В настоящее время в Российской Федерации предельные размеры дефицита бюджета ограничены законодательно. В бюджетном кодексе РФ указаны нормативные документы, устанавливающие ограничения на его размер для каждого уровня бюджета (таблица 1).

     В дальнейшем предполагается дифференцировать требования к предельному размеру дефицита бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также объему государственного долга в зависимости от уровня дотационности указанных бюджетов.

     По  бюджетному законодательству наличие  дефицита бюджета предполагает в обязательном порядке определения в законе(решении) о бюджете источников его финансирования.

                                                           Таблица 1

Показатель       Российская  Федерация Субъекты РФ Муниципальные

образования

Документ, устанавливающий пределы 
     
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год Закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год Правовой акт  органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год
 
Размер  дефицита бюджета
 
Не может  превышать суммарный объем инвестиций и расходов на обслуживание долга
 
Не более 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета
 
Не более 10% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
Предельный  размер долга Предельный  объем государственных внешних  заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ Не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
Предельный  объем расходов на обслуживание долга в текущем финансовом году Не установлен 15% объема  расходов бюджета
 
 
 
 
  1. Методы  покрытия бюджетного дефицита

     Методы  покрытия бюджетного дефицита делятся  на две крупные группы: за счет внешних источников и за счет внутренних источников.

     Классификация видов дефицита бюджета, анализ его  причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

     В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

     Внутренние  источники покрытия бюджетного дефицита имеют следующие формы:

кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в  валюте РФ;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

поступления от продажи имущества, находящегося в  государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным  запасам и резервам;

изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

     К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

государственные займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 

кредиты правительства  иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.

     В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные  внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

     Управление  средствами финансового резерва  осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта РФ;

бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в  государственной собственности субъекта РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ.

Информация о работе Бюджетный дефицит, методы его покрытия