Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 12:25, реферат
Как экономическая категория государственный бюджет – это более широкая категория, он выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Введение 3
1.Роль бюджета в общественном воспроизводстве 5
2. Понятие бюджетного дефицита 11
3. Методы покрытия бюджетного дефицита 16
Заключение 20
Список используемых источников 21
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступления от
продажи имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.
Не
смотря на то, что законодатели в
Бюджетном кодексе привели
Первый – это эмиссия денежных средств ( монетизация).
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Оливера-Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если
отсроченные платежи
И второй способ – это увеличение налогообложения.
Увеличение налогообложения. Этот способ финансирования дефицита современная экономическая наука подвергает сомнению в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.
Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами.
Этот парадокс объясняется тем,
Необходимо
учитывать, что общепризнанной в
теории налогообложения выступает кривая
Лэффера (Laffer currve), показывающая связь
между налоговыми ставками и объемом налоговых
поступлений в бюджет. В соответствии
с этой кривой снижение ставок до предельной
точки налогообложения вызывает прямое
снижение поступлений в бюджет. В то же
время повышение ставок после предельной
точки влечет за собой сокращение налоговых
доходов.
Заключение
Поскольку дефицит — явление объективное, оно требует соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивается при присуждении рейтинга международными рейтинговыми агентствами, что, в свою очередь, позволяет существенно экономить средства по обслуживанию государственного долга.
Однако
сколько бы ни было различных теорий
в отношении дефицита бюджета, если
мы вспомним, как развивались события
с начала мирового финансового кризиса
2008 года. Большинство правительств воспользовалось естественным
и давно знакомым способом борьбы – началась
экономия бюджетных средств и снижение
статей расходов. Не забывая при этом произносить
как заклинание – «живите по средствам».
Список
литературы