Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа
Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Введение………………………………………………………………………………3-4
1. Дивидендная политика предприятия………………………………………...5
1.1 Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие……………...5-10
1.2 Виды дивидендных выплат и их источники…………………………………10-14
1.3 Дивидендная политика как элемент корпоративного управления…………14-17
2. Анализ финансовых коэффициентов в системе финансового менеджмента ………………………………………………………………………………………….18
2.1Анализ ликвидности предприятия…………………………………………….18-19
2.2 Анализ собственных оборотных средств. …………………………………...19-20
2.3 Анализ коэффициентов рентабельности……………………………………..20-21
Заключение………………………………………………
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам, поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат;
г) возможность утраты контроля над управлением компанией, низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами.
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
1.2 Виды дивидендных выплат и их источники.
Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели, последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества. Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величина чистой прибыли
любого предприятия подвержена колебаниям;
не исключена также ситуация, когда
предприятие может отработать с
убытком. Принятие решения о размере
дивидендов в любом случае является
непростой задачей. Во-первых, в условиях
рынка всегда имеются возможности
для расширения производственных мощностей
или участия в новых
1. Консервативная политика
предполагает, что выплата дивидендов
происходит в пропорциях, которые
позволяют удовлетворять
а) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала или другой избранный критерии, коэффициент финансовой рентабельности, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала, отложенного дохода собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
б) Политика стабильного
размера дивидендных выплат предполагает
выплату неизменной их суммы на протяжении
продолжительного периода, при высоких
темпах инфляции сумма дивидендных
выплат корректируется на индекс инфляции.
Преимуществом этой политики является
ее надежность, которая создает чувство
уверенности у акционеров в неизменности
размера текущего дохода вне зависимости
от различных обстоятельств, определяет
стабильность котировки акций на
фондовом рынке. Недостатком же этой
политики является ее слабая связь
с финансовыми результатами деятельности
предприятия, в связи, с чем в
периоды неблагоприятной
2. Умеренная (компромиссная)
политика начисления
а) Политика минимального стабильного
размера дивидендов с надбавкой
в отдельные периоды или
б) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики, она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной дельности данного предприятия. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов, акционеров, избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
3. Агрессивная политика
начисления дивидендов –
а) Политика постоянного
возрастания размера
1.3 Дивидендная
политика как элемент
Под «корпоративным управлением»
обычно понимается система взаимоотношений
собственников и менеджмента
компании между собой и с другими
заинтересованными сторонами (инвесторами,
кредиторами, поставщиками и покупателями,
институтами государственной
К сожалению, в России по ряду причин этот шаг сделан далеко не всеми компаниями, а корпоративное управление, зачастую, понимается однобоко. Когда компания начинает испытывать трудности с инвестициями для развития и в поиске финансирования обращается к фондовому рынку или стратегическим инвесторам, ответом на вопрос о наличии у нее системы корпоративного управления часто становится усиление таких направлений как отношения с инвесторами, общественностью и органами власти.
Как показывает анализ
мировой практики, в условиях
высокой конкуренции успех
Создание эффективной
системы корпоративного управления
– длительный и сложный проект,
требующий политической воли акционеров,
высокого уровня компетенции менеджеров
компании. Развитие этой системы –
процесс постоянный. В рамках структурного
реформирования электроэнергетики
и железнодорожного транспорта наличие
системы корпоративного управления
приобретает стратегическое значение
с точки зрения конкурентоспособности
самих монополий и
Принципы корпоративного управления построены и базируются на основных принципах, закрепленных в международных документах, но при этом учитывают нашу специфику организации управления акционерными обществами.
Цель хозяйственного общества,
сформулированная в Принципах, как
максимизация процветания акционеров
за счет роста рыночной стоимости
акций общества, а также получение
акционерами дивидендов, на наш взгляд,
тоже должна быть шире. Если мы уже говорим
о таком понятии, как стандарты
корпоративного управления, то мы не должны
забывать о том, что получение
максимальных дивидендов «любой ценой»
не может быть признано целью работы
компаний в нормальном обществе. То
есть, при постановке цели деятельности
компании следует определить и те
рамки, соблюдая которые компания будет
двигаться к достижению максимальной
прибыли. Особенно это важно для
компаний-монополистов и тех, деятельность
которых связана с
Очень важным элементом данного документа является четкая регламентация взаимоотношений с акционерами, закрепление их прав, обязанностей, процедур участия акционеров в решении вопросов как текущей деятельности предприятия, так и в вопросах, касающихся его развития, определение принципов дивидендной политики. Неопределенность в решении этих вопросов приводит к многочисленным конфликтам на предприятиях, в которых не возможно найти ни правых, ни виноватых. Принятие Принципов корпоративного управления и их соблюдение, могло бы устранить большинство из этих конфликтов.
Принципы предусматривают четкую регламентацию деятельности Наблюдательного совета и исполнительного органа предприятия, устанавливают внутреннюю систему отчетности и контроля. Согласно международной практике, Принципами предусмотрено включение в состав Наблюдательного совета независимых членов в количестве как минимум 25% от его состава, определяется понятие «независимого члена» Наблюдательного совета. Вводится такое довольно новое для нас понятие, как так называемые «профильные» комитеты Наблюдательного совета, которые работают над решением ключевых вопросов по следующим направлениям деятельности предприятия: стратегическое планирование, финансы и инвестиции, корпоративное управление, назначения и вознаграждения, изучение последствий возможной реорганизации, управления рисками и т.д. Предусматривается материальное стимулирование деятельности членов Наблюдательного Совета. Оговаривается его право привлекать для своей деятельности специалистов и консалтинговые компании. Т.е. фактически Принципами предусмотрено создание на базе Наблюдательного совета «штаба стратегического управления» компанией, а не просто группы «свадебных генералов», как это зачастую практикуется сегодня.
2. Анализ финансовых
коэффициентов в системе
2.1Анализ ликвидности предприятия.
№ |
Показатели |
На начало 2008 года |
На конец 2008 года |
Отклонение (+,-) |
1. |
Денежные средства, тыс. руб. |
598 |
913 |
315 |
2. |
Краткосрочные фин. вложения, т.р. |
236 |
359 |
123 |
3. |
Итого наиболее ликвидных активов, т.р. |
834 |
1272 |
438 |
4. |
Активы быстрой реализации
(краткосрочная дебиторская |
4683 |
7032 |
2349 |
5. |
Итого наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов, т.р. |
5517 |
8304 |
2787 |
6. |
Медленно реализуемые активы (запасы, НДС), т.р. |
6281 |
9537 |
3256 |
7. |
Итого ликвидных активов, т.р. |
11798 |
17841 |
6043 |
8. |
Краткосрочные долговые обязательства, т.р. |
11344 |
15924 |
4580 |
9. |
Коэффициент абсолютной ликвидности. |
0,07 (834/11344) |
0,08 (1272/15924) |
0,01 |
10. |
Коэффициент критической ликвидности. |
0,49 (5517/11344) |
0,52 (8304/15924) |
0,03 |
11. |
Коэффициент текущей ликвидности. |
1,04 (11798/11344) |
1,12 (17841/15924) |
0,08 |
Информация о работе Дивидендная политика как часть политики финансирования организации