Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия, а также анализ финансовой отчетности ЗАО «Белгородский цемент»
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат
2. Разобраться в современной политике отечественных предприятий
3. Проанализировать коэффициенты ликвидности и рентабельности предприятия;
4. Проанализировать структуру баланса;
5. Проанализировать коэффициенты финансовой устойчивости предприятия;
6. Проанализировать потенциальные возможности банкротства предприятия;
7. Сделать выводы и обосновать предложения.
В конце мая 2006 г. М. Фрадков подписал распоряжение о единой дивидендной политике госкомпаний, которое обязывает их направлять на дивиденды фиксированную часть чистой прибыли, а расчет дивидендов производить из консолидированной чистой прибыли, а не из прибыли материнской компании. При этом минимальную планку дивидендов крупнейшим госкомпаниям правительство будет утверждать в индивидуальном порядке. Росимущество рекомендовало госкомпаниям в 2006 г. направить на дивиденды 20% чистой прибыли, однако не все госкомпании последовали данным рекомендациям.
Газпром выплатил 18% чистой прибыли материнской компании, при этом размер дивидендных выплат составил 9% консолидированной прибыли, а дивидендная доходность – 0,5% (что выглядит скромно в сравнении с дивидендной доходностью ЛУКОЙЛа – 2% и ТНК-BP – 10%).
Формирование имиджа компании
К моменту объявления дивидендов у инвесторов складываются определенные ожидания относительно их размера. Как правило, данные ожидания коррелируют с приростом чистой прибыли и зависят от дивидендной истории. Ожидания отражаются в цене акции, таким образом, скачок цен может произойти только при существенном отклонении объявляемых дивидендов от уровня ожидаемых.
При сравнительном анализе «
Дивидендная доходность большинства российских акций оказалась в 2006 г. ниже, чем год назад и составила в целом по российскому рынку 1,9% в 2006 г. против 2,9% в 2005 г. (см. рисунок). Дивидендная доходность рынка США составила 2,3%.
Дело в том, что даты закрытия реестров пришлись на апрель – начало мая, когда были зафиксированы исторические максимумы по российским фондовым индексам и все российские акции были дорогими. Цены акций по сравнению с предыдущим годом изменились быстрее, чем размер выплачиваемых дивидендов, несмотря на рост чистых прибылей. В 2006 г. «дивидендное ралли», характерное для периода закрытия реестров, прошло незамеченным. Акции, торгующиеся на ММВБ, должны падать после дня дивидендной отсечки ровно на размер дивидендных выплат на акцию. Однако в действительности этого не происходило, потому что на волне общего роста фондового рынка российские акции компенсировали дивидендный гэп иногда уже в первые часы торгов «без дивидендов». Таким образом, при покупке российских акций критерий дивидендной доходности играет незначительную роль, к тому же многие компании, выплатившие значительные дивиденды, закрыли реестр «задним числом», как, например, МТС.
На развитых рынках дивидендная политика компаний играет особую роль, давая инвесторам определенные сигналы. К сожалению, на российском рынке данная ее функция практически не работает. Часто высокий размер дивидендов связан не со стремлением компании повысить свой имидж в глазах инвесторов, а с простой легализацией доходов собственниками, особенно если речь идет о компаниях с высокой долей участия ограниченного круга лиц. Классическими примерами являются компании металлургии, которые традиционно отличались высокими долями чистой прибыли, направляемой на дивиденды. Северсталь и НЛМК постоянно направляют на выплаты акционерам 20–25% чистой прибыли. ММК по итогам 2005 г. выплатил в виде дивидендов более 70% чистой прибыли. «Мечел» пересмотрел дивидендную политику, обязавшись отдавать акционерам 50% чистой прибыли. Одному совладельцу компании, И. Зюзину, понадобились деньги на выкуп доли другого – В. Иориха. «Мечел» поставил рекорд в официально зафиксированной нижней планке выплаты дивидендов, многие российские компании платят акционерам больше 50% прибыли, но никто до сих пор не фиксировал такую норму в официальной дивидендной политике.
Однако есть и исключения. Среди российских компаний можно выделить МТС, дивидендную политику которой уже второй год можно поставить в пример другим телекоммуникационным компаниям. Несмотря на трудности компании в 2005 г., МТС удалось не только сохранить дивидендные выплаты в объеме 40% от чистой прибыли, но и увеличить их до 50% от чистой прибыли; дивидендная доходность составила 4%. При этом другие лидеры рынка мобильной связи – ВымпелКом и МегаФон – дивидендов вообще не платят. Решение МТС выглядит логичным, ведь в качестве стратегической цели компании положено увеличение капитализации до 20 млрд. долл. А последовательная дивидендная политика и высокая дивидендная доходность могут значительно повысить корпоративный имидж компании.
Дивидендные лидеры
В уставе многих отечественных компаний есть положение о размерах дивидендов по привилегированным акциям, которое точно определяет их размер в процентах от чистой прибыли. Однако ряд компаний платят дивиденды гораздо больше оговоренного в уставе значения. Продолжает радовать дивидендами Ростелеком, который традиционно направляет на дивиденды по привилегированным акциям существенно больше 10% от чистой прибыли, оговоренных в уставе. По итогам 2005 г. эта доля составила 24%.
Последовательную дивидендную политику проводит ЛУКОЙЛ, который можно назвать образцом для российских компаний в отношении стандартов корпоративного управления. Совет директоров ЛУКОЙЛа еще в 2003 г. утвердил положение, по которому компания должна платить своим акционерам не менее 15% от чистой прибыли, рассчитанной по стандартам US GAAP. Таким образом, ЛУКОЙЛ официально фиксирует нижнюю границу дивидендных выплат и отменяет верхнюю. В 2005 г. ЛУКОЙЛ заявил о планах по увеличению размера чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, до международных стандартов на уровне 40–50%. Подобные изменения вписываются в общую стратегию по приведению корпоративного управления до мировых стандартов, необходимость которой подчеркивается наличием стратегического партнера – американской компании ConocoPhillips. ЛУКОЙЛ сегодня – одна из немногих российский компаний, у которой менеджмент ориентирован на долгосрочный рост капитализации, и продуманная дивидендная политика является инструментом достижения данной цели. Правда, дивидендные выплаты ЛУКОЙЛа по итогам 2005 г. несколько разочаровали инвесторов, чуть превысив минимальный порог – 15% от чистой прибыли.
Сюрприз в минувшем году преподнесли дивидендные выплаты ТНК-BP в размере 4,8 млрд. долл., дивидендная доходность составила рекордные для российского рынка 10%. Порадовала размером дивидендов и «дочка» ТНК-BP – Удмуртнефть, которая перед продажей стратегическому инвестору выплатила дивиденды в размере 560 млн. долл.
Дальнейшее улучшение в
В 2005 г. по-прежнему высоким был размер дивидендов дочерних компаний Роснефти (табл. 2). Прекращение практики трансфертного ценообразования и общее увеличение прозрачности «дочек» привели к существенному росту размера чистой прибыли и, как следствие, дивидендных выплат. Пурнефтегаз увеличил дивидендные выплаты в 6 раз, дивидендная доходность по привилегированным акциям составила 7%.
«ВСМПО-Ависма» перед продажей компании Рособоронэкспорту увеличила дивиденды на 30% – с 29 до 37,8 руб. на акцию.
Дивидендные аутсайдеры
Газпромнефть (ранее – Сибнефть) по итогам 2005 г. значительно снизила объем дивидендов – с 2,3 млрд. долл. за 2004 г. до 1,4 млрд. долл. за 2005 г., что связано в первую очередь со сменой собственника компании. Президент компании А. Рязанов заявил, что Газпромнефть в настоящий момент нуждается в инвестициях и предыдущие уровни выплаты дивидендов (до 90% от чистой прибыли) не будут поддерживаться в будущем.
Заметно ухудшили свою дивидендную политику государственные РАО «ЕЭС России» и Транснефть. Дивидендная доходность привилегированных акций РАО «ЕЭС России» упала по итогам 2005 г. до 1% против 3% в 2004 г. Транснефть уменьшила размер дивидендов до 17 млн. долл. против 18 млн. долл. в прошлом году.
Не порадовал акционеров и «Иркут», который по итогам 2005 г. не стал платить дивиденды по причине получения убытка. До этого компания платила своим акционерам до 25% от чистой прибыли. Следует отметить, что многие компании продолжают начислять дивиденды даже при отрицательной прибыли для того, чтобы сигнализировать инвесторам об уверенности в будущем.
Меньше, чем в предыдущем году, оказались дивидендные выплаты Татнефти, которые составили 6,3% от чистой прибыли по итогам 2005 г. против 8,5% по итогам 2004 г., несмотря на то что размер дивидендов в абсолютном исчислении вырос на 11%.
Общим моментом развития дивидендной политики по итогам 2005 г. стало то, что компании все более осознают роль дивидендов как сигнала инвесторам относительно общего состояния бизнеса и ожиданий дальнейшего развития. (рис. 2)
Рис. 2 Дивидендная политика ведущих российских компаний в 2004–2005 гг.
Положительной тенденцией является то, что компании стали уделять гораздо больше внимания промежуточным дивидендам. В 2006 г. многие компании начали принимать во внимание сигнализирующую роль дивидендной политики, некоторые задумались о дивидендах как об инструменте улучшения корпоративного имиджа. В целом это указывает на постепенное формирование дивидендной культуры российских компаний.
Коэффициент абсолютной ликвидности на протяжении двух лет гораздо ниже нормального. Но к концу 2006 года он значительно увеличился и составил 0,01. Очевидно, предприятие отдает предпочтение рентабельности, а не ликвидности. Для того, чтобы обеспечить нормальную абсолютную ликвидность, предприятию необходимо держать на счету больше денежных средств. (табл. 1)
Таблица 1
Показатели |
начало 2005 г. |
конец 2005 г. |
конец 2006 г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,00003 |
0,0015 |
0,01 |
Коэффициент промежуточного покрытия |
0,18 |
0,50 |
0,31 |
Коэффициент общей ликвидности |
1,38 |
1,45 |
1,07 |
Коэффициент промежуточного покрытия в начале 2005 года был равен 0,18. К концу 2005 года данный показатель увеличился, и был равен 0,5. Но к концу 2006 году он снова снизился, стал равен 0,31.
Коэффициент общей ликвидности на протяжении двух лет был ниже нормального, и его значение было наивысшим в конце 2005 года – 1,45. К концу 2006 года коэффициент равен 1,07, т.е. наблюдается тенденция снижения. Это негативная ситуация.
Следовательно, в течение двух лет все показатели, характеризующие ликвидность баланса, были ниже нормальных и продолжали ухудшаться, т.е. ликвидность падала.
Коэффициент оборачиваемости активов показывает, на сколько эффективно фирма использует все имеющиеся ресурсы, т.е. характеризует сколько раз в год активы совершают полный цикл производства. В последние 2 года наблюдается тенденция увеличения данного показателя. Самое наименьшее значение коэффициента было в начале 2005 года – 1,71. К концу 2006 года данный показатель увеличился в 1,6 раза. Это означает, что предприятие более эффективно использует активы. (табл. 2)
Таблица 2
Показатели |
начало 2005 г. |
конец 2005 г. |
конец 2006 г. |
Коэффициент оборачиваемости активов |
1,71 |
1,96 |
2,69 |
Коэффициент оборачиваемости |
|||
дебиторской задолженности |
15,05 |
17,33 |
18,55 |
Коэффициент оборачиваемости |
|||
кредиторской задолженности |
9,20 |
10,59 |
17,36 |
Коэффициент оборачиваемости МПЗ |
4,35 |
4,90 |
8,40 |
Длительность оборачиваемости МПЗ |
83,93 |
74,46 |
43,44 |
Длительность операционного |
108,19 |
95,52 |
63,11 |
Длительность дебиторской |
24,26 |
21,07 |
19,68 |
Это ситуация характеризует то, что фирма стала больше строить, т.е. увеличилось незавершенное строительство, уменьшилось количество готовой продукции, увеличились запасы сырья и материалов. За счет этого управления активами увеличилась выручка.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности на протяжении
двух лет имеет тенденцию
Коэффициент оборачиваемости МПЗ в течение двух лет имеет тенденцию увеличения, т.е. скорость реализации запасов растет. Благодаря этому улучшается финансовый результат. Из-за роста коэффициента оборачиваемости МПЗ сокращается длительность оборачиваемости МПЗ. В начале 2005 года она была 83,93, то в конце 2006 года составляла 43,44. Это позитивная тенденция, характеризующая то, что предприятие проводит эффективную финансовую политику управления запасами. Запасы приобретаются для того, чтобы направить их на незавершенное строительство, а так же производство готовой продукции.