В случае смены руководителя
государственного коммерческого
предприятия обязательным является
проведение ревизии финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в порядке,
предусмотренном законом.
Другие особенности хозяйственной
и социальной деятельности государственных
коммерческих предприятий определяются
законом.
- Финансовая
деятельность государственных предприятий
Согласно
законодательству Украины управления
имуществом, находящимся в общегосударственной
собственности, возложено на министерства
и другие подведомственные Кабинету
Министров Украины органы государственной
исполнительной власти. Министерства
и другие соответствующие органы
выполняют следующие функции, прямо
или косвенно касаются организации
финансовой деятельности государственных
предприятий (ГП):
- принимают
решение о создании, реорганизации,
ликвидации предприятий, учреждений и
организаций, основанных на общегосударственной
собственности;
- утверждают
уставы (положения) предприятий, контролируют
их соблюдение и принимают решение в связи
с нарушением уставов;
- заключают
и разрывают контракты с руководителями
предприятий;
- осуществляют
контроль за эффективностью использования
и сохранностью закрепленного за предприятием
государственного имущества;
- дают согласие
Фонда государственного имущества Украины
на создание совместных предприятий любых
организационно-правовых форм, в уставный
фонд которых передается имущество, являющееся
общегосударственной собственностью;
- готовят вместе
с соответствующими местными Советами
народных депутатов выводы и предложения
Кабинету Министров Украины о разграничении
государственного имущества между общегосударственной
и коммунальной собственностью.
Прямое
вмешательство в хозяйственную
деятельность предприятий, находящихся
в общегосударственной собственности,
министерствам и другим подведомственным
Кабинету Министров Украины органам
государственной власти запрещается.
Наем
руководителя предприятия, находящегося
в общегосударственной собственности,
осуществляется путем заключения с
ним контракта.
Руководителям,
заместителям руководителей государственных
предприятий, учреждений и организаций,
их структурных подразделений, а
также должностным лицам государственных
органов, органов местного и регионального
самоуправления запрещается непосредственно
заниматься предпринимательской деятельностью.
Это не исключает их права получать
дивиденды от акций, а также доходы
от других корпоративных дел.
Предприятиям
общегосударственной собственности
запрещается передавать безвозмездно
закрепленное за ними имущество другим
предприятиям, организациям и учреждениям,
а также гражданам.
Государственные
предприятия не могут быть участниками
коммерческих банков. Правопреемниками
государственных предприятий относительно
коммерческих банков, созданных с
их участием, являются Министерство финансов
Украины (относительно предприятий, которые
находятся в общегосударственной
собственности) и соответствующие
органы, уполномоченные управлять государственным
имуществом (относительно других государственных
предприятий). Кроме этого, государственные
предприятия, за исключением строительных
организаций, предприятий строительной
индустрии и строительных материалов,
являющихся учредителями хозяйственных
обществ, которые будут осуществлять
проектирование и перспективное
строительство за рубежом, не могут
быть учредителями предприятий любых
организационных форм и видов, хозяйственных
обществ, кооперативов (субъектов предпринимательской
деятельности).
Правопреемниками
государственных предприятий относительно
субъектов предпринимательской
деятельности, созданных с их участием,
являются органы, уполномоченные управлять
государственным имуществом и государственные
органы приватизации (относительно субъектов
со смешанной формой собственности).
Казенные
предприятия создаются в отраслях
народного хозяйства, в которых:
- законом разрешено
осуществление хозяйственной деятельности
только государственным предприятиям;
- основным
(более пятидесяти процентов) потребителем
продукции (работ, услуг) выступает государство;
- по условиям
хозяйствования невозможна свободная
конкуренция товаропроизводителей или
потребителей;
- преобладающим
(более пятидесяти процентов) является
производство общественно необходимой
продукции (работ, услуг), которое по своим
условиям и характеру удовлетворяемых
им потребностей, как правило, не может
быть рентабельным;
- приватизация
имущественных комплексов государственных
предприятий запрещена законом.
Казенное предприятие создается
по решению Кабинета Министров
Украины. В решении о создании
казенного предприятия определяются
объем и характер основной
деятельности предприятия, а также
орган, в сферу управления которого
входит создаваемое предприятие.
Реорганизация и ликвидация казенного
предприятия осуществляется по решению
Кабинета министров Украины соответственно
законодательству.
Имущество казенного предприятия
закрепляется за ним на праве
оперативного управления в объеме,
указанном в уставе предприятия.
Казенное предприятие является
юридическим лицом, имеет соответствующие
счета в учреждениях государственного
банка, печать со своим наименованием.
Орган, в сферу управления которого
входит казенное предприятие,
утверждает устав предприятия,
назначает его руководителя, дает
разрешение на осуществление
казенным предприятием хозяйственной
деятельности, определяет виды продукции
(работ, услуг), на производство
и реализацию которой распространяется
указанное разрешение.
Органами
управления казенными предприятиями
являются министерства и другие центральные
органы исполнительной власти.
Министерство
или другой центральный орган
исполнительной власти:
- назначает
на должность и освобождает от должности
руководителя казенного предприятия по
согласованию с Кабинетом Министров Украины;
- утверждает
устав казенного предприятия и изменения
к нему, осуществляет контроль за соблюдением
устава и принимает решение в связи с его
нарушением;
- осуществляет
контроль за эффективностью использования
имущества, находящегося в государственной
собственности и закрепленное за казенным
предприятием;
- осуществляет
планирование и финансовый контроль за
хозяйственной деятельностью казенного
предприятия, утверждает финансовый план
и план развития казенного предприятия
и обязательно заключает с ним государственные
контракты на поставку продукции (выполнение
работ, оказание услуг) для государственных
нужд;
- определяет
порядок использования чистой прибыли
казенного предприятия путем установления
обязательных нормативов распределения
такой прибыли;
- утверждает
условия и фонд оплаты труда казенного
предприятия с учетом условий, предусмотренных
отраслевым соглашением.
Наименование казенного предприятия
должно содержать слова «казенное
предприятие».
В
казенное предприятие, по решению Кабинета
Министров Украины, может быть преобразовано
государственное предприятие, которое
согласно законодательству Украины не
подлежит приватизации. Решение о преобразовании
государственного предприятия в казенное
принимается при наличии одного из следующих
условий:
- предприятие
осуществляет производственную или
другую деятельность, которая согласно
законодательству может осуществляться
только государственным предприятием;
- главным потребителем
продукции предприятия (более 50%) является
государство;
- предприятие
является субъектом естественных монополий.
Также
казенные предприятия имеют право вступать
в ассоциации, консорциумов, концернов
и других объединений предприятий только
по согласованию с Кабинетом Министров
Украины.
Положения
законодательства о банкротстве
не применяются к юридическим
лицам - казенных предприятий. К предприятиям,
являющимся объектами права государственной
собственности, не подлежащих приватизации,
указанное законодательство применяется
в части санации или ликвидации
только после исключения их в установленном
порядке из перечня таких объектов.
Если
возбуждено производство по делу о
банкротстве государственного предприятия,
его трудовой коллектив имеет
преобладающее право требовать
передачи ему целостного имущественного
комплекса предприятия-должника в
аренду при условии взятия на себя
денежных обязательств должника и при
наличии согласия кредиторов.
2.2
Особенности хозяйственной деятельности
казенных предприятий
Казенное
предприятие осуществляет хозяйственную
деятельность в соответствии с производственными
заданиями органа, в сферу управления
которого оно входит.
Казенное предприятие самостоятельно
организует производство продукции
(работ, услуг) и реализует ее
по ценам (тарифам), которые определяются
в порядке, установленном Кабинетом
Министров Украины, если иное
не предусмотрено законом.
Для
закупок товаров, работ или услуг
казенное коммерческое предприятие
применяет процедуры закупок, определенные
Законом Украины «Об осуществлении
государственных закупок».
Орган, в сферу управления которого
входит казенное предприятие,
осуществляет контроль за использованием
и сохранностью принадлежащего
предприятию имущества, и имеет
право изъять у казенного предприятия
имущество, не используемое или
используемое не по назначению,
и распорядиться им в рамках
своих полномочий.
Казенное предприятие не имеет
права отчуждать или иным способом
распоряжаться закрепленным за
ним имуществом, относящимся к
основным фондам, без предварительного
согласия органа, в сферу управления
которого оно входит.
Отчуждение
недвижимого имущества, а также
воздушных и морских судов, судов
внутреннего плавания и подвижного
состава железнодорожного транспорта
осуществляется при условии дополнительного
согласования в установленном порядке
с Фондом государственного имущества
Украины.
Источниками формирования имущества
казенного предприятия являются:
- государственное
имущество, переданное предприятию
в соответствии с решением о его
создании;
- средства
и другое имущество, полученные от реализации
продукции (работ, услуг) предприятия;
- целевые средства,
выделенные из Государственного бюджета
Украины;
- кредиты банков;
- часть доходов
предприятия, полученных им по результатам
хозяйственной деятельности, предусмотренной
уставом;
- другие источники,
не запрещенные законом.
Казенное предприятие получает
кредиты для выполнения уставных
задач под гарантию органа, в
сферу управления которого входит
предприятие.
Казенное предприятие отвечает
по своим обязательствам только
средствами, находящимися в его
распоряжении. В случае недостаточности
указанных средств государство
в лице органа, в сферу управления
которого входит предприятие,
несет полную субсидиарную ответственность
по обязательствам казенного
предприятия.