Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики, сущность, цели и задачи
1.2. Налоговая политика как важнейший элемент финансовой политики
1.3. Бюджетная политика и её основные принципы
2. Финансовая политика РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

    3. Социальные взносы, то есть выплаты,  осуществляемые частично самими  рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные  фонды: по безработице, пенсионный  и так далее.

    4. Поимущественные налоги, то есть  налоги на имущество дарение и наследство.

    5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины  и акцизы, а также НДС.

    Исходя  из описанной системы налогообложения  представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:

    а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

    б) Налогообложение должно носить однократный  характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый  гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к обложению товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

    в) Обязательная уплата налогов. Налоговая  система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

    г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

    д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

    е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

    Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой  системы российского государства  и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

    1. Обеспечение финансирования государственных  расходов, то есть прямая функция  налогов;

    2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

    3. Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

    Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

    В связи с этим интересен принцип  взимания налогов в зависимости oт способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

    Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

    – установление и изменение системы налогообложения;

    – определение налоговых ставок, их дифференциация;

    – предоставление налоговых льгот  – освобождение от налогов части  прибылей и капитала с условиями  их целевого использования и соответствии с задачами общей экономической  политики правительства.

    Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов – обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

    Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

    Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественныx товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмен пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

    Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

    Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

1.2. Налоговая политика как важнейший элемент финансовой политики

 

    Приоритетом налоговой политики в среднесрочной  перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта не сырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

    Основные  направления реформирования налоговой системы в среднесрочный период будут включать:

    совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную  стоимость и единого социального  налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);

    снижение  с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов;

    введение  налоговых платежей, взимаемых в  рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения  для участников соглашений о разделе продукции;

    упрощение порядка подтверждения нулевой  ставки по экспортным поставкам и  при осуществлении международных  перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

    реформирование  отдельных видов налогов и  отмену неэффективных налогов и сборов, в частности:

    совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих  глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счет сокращения перечня  налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;

    отмену  с 1 января 2004 г. налога с продаж;

    пересмотр перечня региональных и местных  налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора  за парковку автотранспорта;

    совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    установление  особого режима налогообложения  судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;

    снижение  с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной  ставки единого социального налога (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы).

1.3. Бюджетная политика и её основные принципы

 

    Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный  период являются стимулирование структурной  перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

    Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

    закрепление доходных и разграничение расходных  полномочий за каждым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

    формирование  бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

    выработка критериев эффективности бюджетных  расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

    завершение  процесса перевода региональных и муниципальных  бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

    создание  действенного механизма для перевода средств региональных и местных  внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих  уровней;

    отмена  законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

    ограничение роста непроцентных расходов;

    оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных  функций и задач;

    обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений.

    Преобладание  долга, номинированного в иностранной  валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в  жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам.

    В этой связи приоритет при осуществлении  государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

    Политика  в области государственного долга  в среднесрочной перспективе  будет базироваться на следующих  принципах:

    снижение  расходов на обслуживание государственного долга;

    завершение  урегулирования долга бывшего СССР;

    увеличение  удельного веса внутреннего долга  в структуре государственного долга;

    ограничение принятия новых обязательств по привлечению  кредитов иностранных государств и  займов международных финансовых организаций;

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации