Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование процесса финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо:
-рассмотреть понятие, сущность финансового планирования, его цели и задачи;
-описать принципы, методы и этапы финансового планирования;
-раскрыть сущность финансового плана как составной части бизнес – плана;
-изучить виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении пр

Работа состоит из  1 файл

курсовик по ФО.docx

— 254.36 Кб (Скачать документ)

     Методы  экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими. Они используются при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет.

     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует  выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые  значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а  для годового планирования – среднеквартальные  данные за один – два года.

     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде  в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей.

     Объекты финансового планирования: выручка  от реализации продукции, услуг и прибыль, амортизационные отчисления, объем оборотных активов и их прирост, ресурсы в капитальном строительстве, платежи в бюджет, взносы во внебюджетные фонды.10  
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

      Существует  три вида финансового планирования: перспективное (стратегическое) планирование, текущее планирование (бюджетирование), оперативное планирование.

      Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов (см. таблицу №4 )

     Таблица 4

     Виды  финансового планирования и формы  представления его результатов

Подсистемы  финансового планирования Формы разрабатываемых  планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) планирование Прогноз отчета о финансовых результатах.  
Прогноз о движении денежных средств.  
Прогноз бухгалтерского баланса.
3-5 лет
Текущее планирование План доходов  и расходов от операционной деятельности.  
План доходов и расходов от инвестиционной деятельности.  
План поступлений и расходов денежных средств.  
Балансовый план.
1 год
Оперативное планирование Платежный календарь.  
Кассовый план.
Декада, месяц, квартал

 

Все три  вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются  в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного  оперативного планирования.

      3.1. Перспективное финансовое планирование

      Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.

      Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового  планирования, так как, является составной  частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями  и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

      Достаточно  важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится  анализу факторов внешней среды  путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится  учету фактов риска.

      Заключительным  этапом разработки финансовой стратегии  фирмы является оценка эффективности  разработанной стратегии, которая  осуществляется по нескольким  параметрам.

      Во-первых, оценивается, насколько разработанная  финансовая стратегия согласовывается  с общей стратегией фирмы, путем  выявления степени согласованности  целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

      Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми  изменениями во внешней предпринимательской  среде.

      В-третьих, оценивается реализуемость разработанной  финансовой стратегии, т.е. рассматриваются  возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних  финансовых ресурсов.

3.2. Финансовое планирование на примере ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»

ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» — предприятие ПФПГ Холдинга, ведущий оператор телекоммуникационных услуг в крупнейших российских регионах, поставщик triple-play услуг: кабельное телевидение («Диван-ТВ»), постоянный доступ в Интернет для частных лиц («Дом.ru») и организаций, IP-телефония и телефонная связь «ГорСВЯЗЬ». Базовые направления деятельности компании реализуются в каждом городе на базе Городской Универсальной Телекоммуникационной Сети, построенной по технологии «оптика до дома». 
Сегодня «ЭР-Телеком» работает на корпоративном и частном рынках 22 российских городов: Пермь, Самара, Волгоград, Волжский, Пенза, Киров, Йошкар-Ола, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк. По итогам 2009 г. на долю компаний холдинга в 17 городах присутствия (исключая проекты в 5 новых городах – Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк) приходится 38% рынка ШПД и 49% рынка КТВ. 11 
Управление компаниями в городах России осуществляет ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». По итогам 2009 г. выручка оператора составила 4,6 млрд руб. Прирост по отношению к 2008 г. составил более 60%.

Результаты деятельности холдинга «ЭР-Телеком» по итогам I квартала 2010 г. по отношению к прошлому году.


Выручка «ЭР-Телеком» в I квартале 2010 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года на 43%, до 1,535 млрд. руб. Маржа EBITDA составила 32%. Абонентская база насчитывает 2 млн. 138 тыс. клиентов.

      Основные  финансовые результаты

      таблица 5.

Выручка в I квартале 2010г. составила 1 535 млн. руб. без НДС (прирост 43% по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года)

Показатель EBITDA вырос на 31% по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года и составил 498 млн. руб., маржа EBITDA достигла 32%.

Несмотря  на активное развитие, маржа EBITDA (32%) поддерживается выше среднего уровня 2009г. (29%) и незначительно  ниже результатов деятельности в  аналогичном периоде 2009г., когда  Компания, как и все представители  отрасли, приостановила инвестиционные программы развития в связи с  кризисными тенденциями. Соотнесение  показателей доходности за 1 кв. 2009 и 1 кв. 2010г. показывает, что в ходе реализации антикризисных мероприятий «ЭР-Телеком» удалось не только успешно преодолеть сложный для рынка период, но и кардинально пересмотреть структуру ключевых бизнес-процессов и повысить эффективность бизнеса при сохранении высоких стандартов обслуживания клиентов. Чистая прибыль достигла 245 млн. руб. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 70%, рентабельность деятельности по чистой прибыли – 16%.

У «ЭР-Телекома» отсутствует валютная долговая нагрузка. Кредитный портфель состоит из долгосрочных кредитов, привлеченных в рублях в ЗУБ СБ РФ. Размер кредитного портфеля на конец I квартала 2010 года составляет 1,9 млрд руб., что обеспечивает высокую устойчивость финансового состояния и автономность бизнеса Компании, соотношение долгового капитала к собственному: 1 к 4. За год погашено более 121 млн. руб. Прибыль Компании обеспечивает обслуживание и своевременную выплату долговых обязательств, а также постоянное развитие бизнеса, в том числе географическую экспансию, за счет реинвестирования чистой прибыли.

Основные  производственные результаты12

Таблица 6

По состоянию  на 1 апреля 2010 г. общее количество абонентов  компании насчитывает 2 млн. 138 тыс. Прирост  абонентской базы по сравнению с  показателями аналогичного периода 2009 г. составил 35%.

Число пользователей кабельного телевидения  по итогам I квартала 2010 года достигло 1002 тыс. Прирост 13% по отношению к  аналогичному периоду 2009 года.

Число интернет-пользователей увеличилось до 1 054 тыс. Прирост 64 %. 
Услугами стационарной телефонной связи пользуется более 83 тыс. подписчиков. Прирост по отношению к аналогичному периоду прошедшего года 41%.

По итогам I квартала 2010 года выручка от услуги Широкополосного доступа в Интернет составила 1 003 млн. руб. без НДС (65% в  общей структуре выручки), от предоставления услуг Кабельного телевидения – 451 млн. руб. без НДС (29 % в структуре  общей выручки), от предоставления услуги Телефонии – 78 млн. руб. без НДС (5% в структуре общей выручки). «В краткосрочном периоде (около года) компания ориентируется преимущественно на услугу интернет как наиболее актуальную для рынка, в среднесрочном периоде предполагаем равнозначное развитие всех оказываемых сервисов с целью обеспечения сбалансированности бизнес-портфеля и достаточной диверсификации деятельности для минимизации рисков», - уточнил генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков.

Среднемесячный  доход на абонента (ARPU) в 1 квартале 2010 г. составил 246 руб., включая НДС 18%. Динамика по отношению к аналогичному периоду 2009 года минус 9%. Это обусловлено  некоторым снижением доходности по услугам Интернет для физических лиц (-6%), в связи с внедрением в  регионах революционных по цене и  скорости тарифов безлимитного доступа в интернет в 2009 году.

Реинвестирование  чистой прибыли позволяет компании обеспечивать не только стабильный рост в городах присутствия, но и географическое расширение бизнеса. В конце 2009 года «ЭР-Телеком» расширил присутствие в РФ за счет запуска деятельности в пяти новых городах, в марте 2010 года в Саратове, Липецке, Барнауле, Воронеже и Красноярске успешно стартовали продажи услуг. При этом, несмотря на обеспечение роста, сбалансированность бизнес-модели компании позволяет ей сохранять доходность по операционной и чистой прибыли на уровне выше среднеотраслевого.

В феврале 2010г. «ЭР-Телеком» объявил о запуске долгосрочной стратегии, целью которой является достижение лидерства на российском рынке услуг широкополосного доступа в интернет и кабельного телевидения (по выручке) к 2014 году с долей не ниже 20%. Объем дополнительных инвестиций в реализацию долгосрочной стратегии - около $ 500 млн. Стратегия будет профинансирована за счет собственных средств Компании, а также привлеченных ресурсов, по итогам 1 квартала Компания вошла в стадию поиска потенциальных инвесторов и получила первые предложения о сотрудничестве от профессиональных инвесторов.13


 
 

      3.3. Текущее финансовое планирование

Составной  частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое  представляет конкретизацию его  показателей. Для текущего планирования применяются формы: план доходов  и расходов по операционной и инвестиционной  деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованием к отчетности. Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:

      - финансовую стратегию фирмы,

      - результат финансового анализа  за предшествующий период,

      - планируемые объекты производства  и реализации продукции, а также  другие экономические показатели  операционной деятельности фирмы,

      - система разработанных на фирме  норм и нормативов затрат отдельных  ресурсов,

      - действующую систему  налогообложения  и т.д.

      Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно  правильно определить объем будущих  продаж. Это необходимо для организации  производственного процесса, эффективного распределения средств.

      На  основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет  о прибылях и убытках, с помощью  которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств  и план баланса.

      Заключительным  документом текущего годового финансового  плана является плановый баланс активов  и пассивов. Он служит хорошей проверкой  плана прибыли и убытков и движения наличных средств. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.

      В целом же процесс текущего финансового  планирования осуществляется на  фирме  в тесной связи с процессом  планирования его операционной деятельности.

      3.4. Оперативное финансовое планирование

В целях  контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

      В определенном смысле оперативные финансовые решения даются легче, чем перспективные  и текущие, однако это не означает, что они менее важны.  В рамках оперативного финансового планирования  решаются задачи:

      1) Конкретизация  установленного   задания. Это задача проявляется как, уточнение движения финансовых ресурсов в пределах короткого промежутка времени, чтобы сбалансировать доходы и расходы, обеспечить платежеспособность организации, установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение показателей. Лишь в очень редких случаях прогноз не нуждается в корректировке уже через несколько месяцев после начала года.

      2) Контроль (мониторинг) исполнения бюджета  самими центрами финансовой ответственности. Чем выше степень оперативного контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должен быть максимально приближены к месту и времени их возникновения.

      3) Увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования. Определение оптимального объема товарно-материальных запасов (сырья, материалов) вызвано не только потребностью их финансирования, но и их особым воздействием на финансовую деятельность компании.

      4) Эффективное управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью. Оборотные активы нередко в несколько раз превышают основные, поэтому с их управлением связаны большие резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. К основным направлениям оперативного управления оборотными активами относятся:

Информация о работе Финансовый план как составная часть бизнес-плана