Формирование массы прибыли и регулирование ее динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - определить основные направления повышения массы прибыли предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование массы прибыли и регулирование ее динамики
1.1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.2 Формирование прибыли……………………………………………………...9
1.3 Распределение и использование прибыли…………………………………14
1.4 Регулирование массы и динамики прибыли……………………………….23
1.5 Факторы, влияющие на увеличение прибыли……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….……36
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Фин.менеджмент.docx

— 95.59 Кб (Скачать документ)

Для расчета эффекта или  силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Эту величину принято  называть валовой маржой, суммой покрытия, вкладом.

В эти показатели входят:

  1. валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты;
  2. вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации — переменные затраты;
  3. эффект рычага = (выручка от реализации — переменные затраты) / прибыль от реализации.

Если трактовать эффект воздействия  операционного рычага как изменение  валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции.

Однако при каждом росте  выручки от реализации сила рычага меняется, а прибыль растет.

Перейдем к следующему показателю, который вытекает из операционного  анализа, — порогу рентабельности (или точки безубыточности).

Порог рентабельности рассчитывается как отношение постоянных затрат к коэффициенту валовой маржи:

Кваловой маржи = валовая маржа / выручка от реализации

Отсюда:

порог рентабельности = постоянные расходы / Кваловой маржи

Следующий показатель — запас финансовой прочности:

Запас финансовой прочности = выручка от реализации — порог  рентабельности.

Размер финансовой прочности  показывает, что у предприятия  есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом  рентабельности, тем больше риск получить убытки. Итак:

  1. сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных затрат;
  2. сила воздействия операционного рычага прямо связана с ростом объема реализации;
  3. сила воздействия операционного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
  4. сила воздействия операционного рычага зависит от уровня фондоемкости;
  5. сила воздействия операционного рычага тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.

Влияние на прибыль производственных и финансовых факторов

 

Выручка от реализации


Себестоимость

Операционный                      реализованной продукции

       рычаг                               (не включая финансовые расходы) 

+

Сальдо  внереализационных

и операционных

                                                       доходов и расходов                            Операционно-

                                                                            =                                                   финансовый

                                            Прибыль до выплаты процентов                   рычаг


и налогов


Финансовый                          Проценты по долгосрочным

     рычаг                                  кредитам, ссудам, займам

=

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

=

Чистая прибыль


Операционный (производственный) рычаг ОР –

потенциальная возможность влиять на прибыль до выплаты процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

ОР =

.

Финансовый  рычаг ФР –

потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов для оптимизации процентных выплат.

ФР =

.

 

Операционно-финансовый рычаг ОФР –

обобщающая категория, которая описывает взаимосвязь  выручки, расходов производственного  характера и чистой прибыли.

ОФР = ОР х ФР =

= х =

 

Эффект  финансового рычага (вторая концепция)

Эффект  финансового рычага (ЭФР) – 

это приращение рентабельности собственного капитала за счет использования  заемного несмотря на платность последнего.

ЭФР = (1 – Кнал) х (РК – Ставка) х ЗК/СК.

Обозначения: Кнал – коэффициент налогообложения прибыли, в долях единицы; РК – рентабельность капитала, %; Ставка – ставка процента за заемный капитал, %; ЗК – заемный капитал, ден.ед., СК – собственный капитал, ден.ед.

 

 



1.5 Факторы, влияющие на увеличение прибыли

 

Чтобы управлять  прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние  и долю каждого фактора ее роста  или снижения.

Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование  производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно  условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные  факторы связаны с объемом  производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической  оснащенностью, соответственно - качественными  параметрами продукции, ее ассортиментом  и структурой и т.д.

Коммерческие факторы  как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных  договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной  конъюнктуры рынка, ценовое регулирование  сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с  одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или  отказа от платежа), с другой - на привлечение  солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных  затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский  доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.


 

Рис. 3.1

 

К факторам, не зависящим  от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных  регулируемых цен на реализуемую  продукцию, уровень налогов и  тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий  на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рисунок 3.1). Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы  подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные  факторы воздействуют на прибыль  через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования  авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, - величину и  эффективность использования их потребленной части, участвующих в  формировании себестоимости .

Элементом авансированных средств, участвующих в процессе создания продукции, также является живой труд, характеризующийся системой показателей, основные из которых - наличие  трудовых ресурсов и эффективность их использования.

Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные  факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и  темпы роста прибыли зависят  от тех же факторов производства, которые  воздействуют на нее через систему  показателей объема промышленной продукции  и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и  виды авансированных средств (стоимость  основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и  тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном  направлении, и оказывать различное  влияние на прибыль. Например, предприятие  может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных  средств, например при наличии неиспользуемого  оборудования, оно будет иметь  излишние запасы товарно-материальных ценностей.

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы  являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой  для определения для определения  резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование  способствует увеличению выпуска продукции  в натуральном выражении, повышению  качества изделий. В результате уменьшается  объем применяемых и расходуемых  средств на производство единицы  продукции, что находит отражение  в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

К внепроизводственным  факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Для того чтобы сознательно  и целенаправленно принимать  организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет  оценить их влияние на этот процесс.

Все факторы можно  разделить: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним относится:

  • рыночно - конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно - правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними  факторами понимают:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Информация о работе Формирование массы прибыли и регулирование ее динамики