Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 06:56, реферат

Описание

Под бюджетной политикой понимается система мер по изменению государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики

Работа состоит из  1 файл

тема 7.pptx

— 150.10 Кб (Скачать документ)

  
Тема VII. 
 
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика

 

1

   Под бюджетной политикой понимается система мер по изменению государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики

 

2

   Через государственные  финансы, состоящие из государственного  бюджета и внебюджетных фондов, перераспределяется значительная  часть ВВП: в Швеции – около  2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии – около половины, в Японии – 1/3, в России – более 1/3.

Основная часть государственных  доходов и расходов проходит через государственный бюджет, который есть концентрированное выражение экономической политики.

 

3

Государственный бюджет –  годовая смета доходов и расходов государства, договорной документ, результат  соглашения между различными экономическими силами в стране. Существуют два  вида государственного бюджета: федеральный и консолидированный.

Консолидированный бюджет – годовая смета всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов федерации.

Федеральный бюджет отражает доходы и расходы центрального правительства страны.

Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение при использовании и не включенные в государственный бюджет в целях облегчения последнего.

 

4

Важнейшие функции государственного бюджета:

    • аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
    • обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти;
    • стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;
    • социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.

 

 

5

 

Доходы  государственного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

 

6

Каналы  перераспределения доходов бюджета:

   дотации,  субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, минимальные государственные социальные  стандарты, 

   минимальная  бюджетная обеспеченность,

   бюджетные  кредиты и ссуды, государственные  или муниципальные заем и долг,

   внешний  и внутренний долг.

 

7

Бюджетные расходы выполняют:

Политические  функции – поддержание существующего социально-экономического строя. Включают финансирование затрат на государственное управление, армию, безопасность, внешнеполитическую деятельность, поддержку СМИ и пр.

Социальные  функции – стабилизация социально-экономической ситуации в стране, сглаживание различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп населения, поддержка отраслей, оказывающих социальные услуги (здравоохранение, образование, культура и пр.)

 

8

Экономические функции:

    • содействие формированию конкурентной рыночной среды в экономике страны – проведение антимонопольных мероприятий, поддержка малого и венчурного предпринимательства;
    • структурная перестройка экономики – поддержка отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны;
    • содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок;
    • выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

 

 

9

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов:

  • о федеральном бюджете,
  • о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

законов субъектов Российской Федерации:

-    о бюджетах субъектов Российской Федерации,

  • законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,

муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах

 

10

Бюджетный кодекс РФ  
17 июля 1998 (последние изменения в 2007 г.)

 

    • Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

11

12

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

-   единства бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

 

Виды бюджетного дефицита (профицита):

    • Циклический;
    • Структурный;
    • Операционный;
    • Первичный;
    • Квазифискальный (квазибюджетный)

 

13

Методы погашения  бюджетного дефицита

    1. Монетизация бюджетного дефицита – внутреннее банковское финансирование дефицита.
    2. Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита через облигации государственного займа – антиинфляционная альтернатива монетизации
    3. Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита

 

14

 

Налоговая система – совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы – аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

 

15

Любая налоговая  система базируется на следующих  принципах, общих для всех налогоплательщиков:

 

    • Гласность и открытость
    • Простота исчисления и взимания
    • Гибкость налоговой системы
    • Неотвратимость налогов

 

16

Налоговый кодекс РФ 
Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года 
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

 

Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
    • 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
    • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    • 5) формы и методы налогового контроля;
    • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

 

17

  
Федеральные налоги и сборы  
(устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации)  

 

 

    • налог на добавленную стоимость 
    • акцизы
    • налог на доходы физических лиц
    • единый социальный налог
    • налог на прибыль организаций
    • налог на добычу полезных ископаемых
    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
    • водный налог
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • государственная пошлина

 

 

18

Региональные  налоги  
(устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)  

 

    • налог на имущество организаций 

 

    • налог на игорный бизнес

 

    • транспортный налог 

 

 

19

Местные налоги  
(устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

 

    • земельный налог 

 

    • налог на имущество физических лиц 

 

 

20

21

 

В 2007 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ …", который узаконил переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ - формированию бюджетов на трехлетний период.

 

Ранее предусматривающийся  в федеральных бюджетах стабилизационный фонд был разделен на две части – резервные фонды и фонд национального благосостояния.

 

 

 

 

 Резервный фонд РФ

 

    • Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

 

    • Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

 

    • Максимальный размер Резервного фонда закреплен до 01.01.2010 г. на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
    • С 1.01.2010 г. до 1.01.2014 г.: нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета и обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Информация о работе Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика