22
Фонд национального
благосостояния
- является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации вправе до
1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
23
Нефтегазовые
доходы ФБ
- Начиная с 2008 года учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. НГД ФБ формируются за счет:
- - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
- - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- - вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
- До 01.01.2010.г.
- часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направлялась на финансирование расходов ФБ. Величина нефтегазового трансферта утверждалась ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
- После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступали в Резервный фонд.
- После наполнения Резервного фонда нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния
- С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен
24
ФЗ "О федеральном бюджете
на 2012 год и на плановый период 2013 и
2014 годов
- 2012 год,
- ВВП - 58 683,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающего 6,0 % :
- общий объем доходов - 11 779 855 206,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов - 12 656 443 993,1 тыс. рублей;
- дефицит - 876 588 787,1 тыс. рублей.
- 2013 – 2014 годы
- ВВП - 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 % и 5,0 %
- общий объем доходов на 2013 год - 12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год - 14 091 831 089,0 тыс. рублей;
- общий объем расходов на 2013 год - 13 730 605 307,4 тыс. рублей, на 2014 год - 14 582 949 963,6 тыс. рублей;
- дефицит на 2013 год - 1 024 745 325,4 тыс. рублей и на 2014 год - 491 118 874,6 тыс. рублей.
25
26
Показатель |
2011 г.
(закон) |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Доходы |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы) |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
Дефицит
|
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
млрд.
рублей
БЮДЖЕТНАЯ
СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА
- Долгосрочная бюджетная стратегия является одним из инструментов бюджетной политики государства.
- Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
- В 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года.
27
БЮДЖЕТНАЯ
СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА
Конечная цель
бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения.
Совершенствование
налоговой политики:
- 1. Повышение эффективности налогового администрирования.
- 2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя.
- 3. Совершенствование налогообложения добычи нефти.
- 4. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа.
- 5. Введение налога на недвижимость.
28
Общие подходы
к повышению эффективности государственных
расходов:
- 1) Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления.
- 2) Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе.
- 3) Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд.
- 4) Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений.
БЮДЖЕТНАЯ
СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА
29
Приоритеты расходов
30
Минэкономразвития России,
2008
Расходы бюджетной
системы, % ВВП
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Общегосударственные
вопросы
Национальная оборона,
национальная безопасность и правоохранительная
деятельность
Национальная экономика
Жилищно-коммунальное
хозяйство
Охрана окружающей среды
Образование
Культура, кинематография
и средства массовой информации
Здравоохранение и спорт
Социальная политика
2010 год
2015 год
2020 год
2023 год
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
2010 год
2015 год
2020 год
2023 год
30
повышение
роли государственного бюджета как
инструмента решения важнейших
стратегических экономических и
социальных задач
снижение
инфляции до уровня 3 процентов в
год
повышение
эффективности бюджетных расходов
и системы бюджетирования
усиление
стимулирующего влияния налоговой
системы на развитие экономики при
одновременном устойчивом выполнении
фискальной функции
повышение
вклада государственных расходов в
устранение инфраструктурных и институциональных
ограничений и создание условий
для инновационного развития экономики,
повышения уровня и качества жизни
населения
Долгосрочные
приоритеты денежно-кредитной и
бюджетной политики
КДР 2020
31
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА - целенаправленные действия
государства (центрального банка) по регулированию
количества денег в обращении.
Кредитно-денежная
политика в отличие от бюджетной и
налоговой является инструментом «тонкой
настройки» экономической конъюнктуры.
Основополагающая
цель кредитно-денежной политики – помощь экономической системе в достижении
такого уровня производства, который характеризуется
состоянием полной занятости и отсутствием
инфляции.
32
При проведении
денежно-кредитной политики государственные
органы воздействуют на денежную массу
и процентные ставки, а через них - на потребительский
и инвестиционный спрос. Преимущества денежно-кредитной
политики – ее быстрота и гибкость; недостатки – государство
не может заставить коммерческие банки
сокращать или увеличивать кредиты.
33
Денежно-кредитную
политику формирует и реализует
Центральный банк в соответствии с экономическими
приоритетами страны, принятыми Правительством
РФ. Инструменты регулирования банком денежного обращения:
- Учетная (дисконтная) и ломбардная политика;
- Операции на открытом рынке;
- Проведение политики обязательных резервов
34
Инструменты
денежно-кредитной политики
Цель
системы ИД-КП - создание необходимых
условий для реализации эффективной процентной
политики:
- снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности
- сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение, так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения
- расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года)
- расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
- использование обязательных резервных требований для регулирования ликвидности банковского сектора
- совершенствованию рынка государственных облигаций и др.
35
Совершенствование
банковской системы и банковского
надзора в 2012 г.
Основными
механизмами выполнения задач
в сфере банковского регулирования и банковского
надзора будет:
- развитие риск-ориентированного надзора согласно решениям «Группы 20».
- реализация подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II)
- формирование кредитными организациями динамических резервов (Динамические резервы – общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики).
- реализация положений ФЗ от 18.07. 2009 г.«Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков».