Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:35, реферат

Описание

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Содержание

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности
3.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фин.менеджмент.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Самарский Государственный Экономический Университет

     Реферат

     По дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема  «Государственное регулирование финансовой

деятельности  предприятия»

                                       

                                             Выполнила: Гринченко Елена, БУП-2

 
 

Преподаватель: Сигова Елена Михайловна 
 
 
 
 
 

г. Самара, 2011 год

 

Содержание

 

 1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

      Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

      Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой  процесс нормативно-правового регламентирования  условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

      Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются  в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

      Государственная финансовая политика представляет собой  целенаправленное правовое регулирование  отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны  государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

      Осуществляемое  в соответствии с государственной  финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование  финансовой деятельности предприятии  во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

      Чрезмерно жесткое государственное регулирование  финансовой деятельности предприятий  существенно снижает уровень  их самостоятельности в сфере  принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

2. Цели, функции и  методы государственного  регулирования коммерческой  деятельности

     Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные  органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

     Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

     Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

     -становление  рыночных отношений в сфере  коммерческой деятельности;

     - осуществление государственного  контроля за ведением хозяйственной  деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

     - проведение налогообложения;

     - получение государственных сведений  статистического учета для осуществления  мер регулирования экономики;

     - предоставление всем участникам  хозяйственного оборота, государственным  органам власти и органам местного  самоуправления информации о  субъектах предпринимательской  деятельности;

     -создание  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

     В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

     Применение  принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

     Принципы  механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

     Для развивающегося общества со смешанной  экономикой характерны: социальная ориентированность  экономики; рост уровня жизни различных  социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

     Важное  значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

     Немаловажной  общей функцией является функция  стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

     Само  понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

     В рыночной экономике роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления  развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

     В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

     Второй  аспект — это государственное  воздействие на рынок посредством  изъятия части прибыли, дохода через  систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

     Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

      

     Роль  отдельных институтов рассмотрена  обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов. В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

     Правовые  методы государственного регулирования  призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с  помощью законодательных, судебных и административных способов.

     Системы методов регулирования бывают прямого  и косвенного воздействия.

     К прямым методам можно отнести  методы административно-правового  воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Прямые  методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

     Государство практически во всех странах оказывает  регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах  создана правовая база регулирования  в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

       Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

     В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд  других государственных органов  регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. Только в нашей стране регулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положении простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия