Государственное регулирование фондового рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является оценка современного состояния фондового рынка РФ.
Задачи:
1) раскрыть сущность фондового рынка;
2) провести анализ состояния фондового рынка в Российской Федерации;
3) выявить перспективы развития фондового рынка Российской федерации.

Содержание

Введение 3
1 Место и роль фондового рынка в экономике государства 5
1.1 Понятие фондового рынка, его структура и виды 5
1.2 Понятие ценных бумаг и их классификация 10
1.3 Роль фондового рынка в развитии экономики государства 15
2 Анализ состояния фондового рынка в Российской Федерации 18
2.1 Оценка состояния фондового рынка России 18
2.2 Анализ развития фондового рынка в России 24
3 Перспективы совершенствования государственного регулирования 30 фондового рынка Российской федерации
3.1 Направления совершенствования учетно-расчетной инфраструктуры 30 фондового рынка
3.1.1 Центральный депозитарий 30
3.1.2 Клиринг как инструмент оптимизации расчетов 32
3.1.3 Повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем 33
3.1.4 Развитие рынка ипотечных ценных бумаг 34
3.2 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг на основе 35 Интернет-технологий
Заключение 41
Список использованных источнико

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 258.87 Кб (Скачать документ)

По ряду направлений процесс укрупнения действующих на российском фондовом рынке институтов происходит в сотрудничестве с крупными иностранными, в том числе и американскими финансовыми институтами. Ярким примером могут служить процессы в среде компаний-регистраторов, системное значение которых на фондовом рынке очень велико. За последние годы их число сократилось с 400 до 100 в 2009 г. в основном за счет вымывания неэффективных компаний, поскольку средние размеры последних остались практически прежними. В этой обстановке важным событием стало создание «Национальной регистрационной компании» (НРК) с участием структур крупнейшей в мире компании Computershare (30%), которая выкупила этот пакет у структур Bank оf New York, Росбанка (20%), инвестиционной компании "НИКойл" (15%), МБРР (15%) и члена его группы - МФК (15%). С объемом услуг в 6 млн. долл. (четверть рынка) НРК обслуживает более 3 млн. счетов 360 эмитентов и может пользоваться опытом Computershare, которая обслуживает 68 млн. счетов для 7500 компаний.

В обеспечении развития российского финансового рынка и его адаптации к мировым требованиям большое значение имеет и ряд других мер ФСФР. В частности, для нормального развития российского фондового рынка и всей системы финансовых отношений в стране имеет культивирование современных норм корпоративного поведения. Введение в 2002 г. Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ с учетом мировых критериев, стало знаменательным шагом в распространении в России мировых стандартов в этой области. Исключительное значение в дальнейшем распространении принципов Кодекса и выработки практики его применения, по мнению ФКЦ, принадлежит российским биржам, участие которых в процессе становления всей системы корпоративного поведения выступает. В качестве одного из важных условий повышения доверия инвесторов к российским компаниям. Организуя торги ценными бумагами, биржи находятся в постоянном контакте с эмитентами ценных бумаг, которые допущены к обращению на торговых площадках. Через процедуру листинга и последующий контроль соблюдения его требований они берут на себя функцию влиятельного регулятора фондового рынка, обязуясь контролировать соблюдение эмитентами норм Кодекса корпоративного поведения.

Расширение масштабов деятельности российских финансовых институтов, их укрепление и превращение во влиятельных институциональных инвесторов выступает одной из важных задач, решение которой облегчается для России за счет ее участия в реформе международной финансовой системы. За период реформ в России сформировались финансовые институты, способные в ходе дальнейшего развития экономики и финансовой системы страны стать влиятельными институциональными инвесторами. Это страховые компании, паевые инвестиционные и пенсионные фонды.

Рост пенсионных накоплений и долгосрочный характер этих ресурсов требуют гораздо более широкого рынка облигаций. По имеющимся данным, основная часть государственных облигаций находится в портфеле Сбербанка около 60% ГКО-ОФЗ. Выход на этот рынок растущего массива пенсионных накоплений приведет к росту спроса на госбумаги: повышению их рыночной стоимости и как следствие - удорожанию обслуживания гocyдaрственного долга. Это противоречит интересам государства и требует от него активных действий в данной области. Положение может исправить намерение Минфина выпустить долгосрочные государственные облигации – на 10 лет и более. Это создало бы массив для инвестиций пенсионных накоплений и позволило избежать нежелательного роста стоимости обслуживания государственного долга.

Для эффективного функционирования пенсионных фондов, как показал опыт США, необходимо, чтобы в структуре их портфеля присутствовали ценные бумаги различной срочности: краткосрочные активы обеспечивают ликвидность фонда, в то время как среднесрочные и долгосрочные обеспечивают его доходность.

Предпочтение государственным ценным бумагам в качестве нормативного требования к инвестированию пенсионных средств, приведет к тому, что пенсионные накопления превратятся в средство финансирования государственного долга. В этом есть своя позитивная сторона. Если исключить возможность дефолта правительства, то вложения в госбумаги гарантируют сохранность пенсионных накоплений, хотя и не обязательно обеспечивают их достаточную доходность. Но в конечном счете это означает принятие на себя государством ответственности за финансирование накопительных пенсий из бюджета, что может привести к его перегрузке в долговременном плане и обесценить саму идею создания накопительной пенсионной системы.

Происходящая пенсионная реформа не решила проблему использования накоплений для финансирования экономического роста. Акцент на инвестирование пенсионных накоплений в госбумаги означает сокращение возможностей их использования для финансирования реального сектора экономики. Для привлечения пенсионных ресурсов российскими компаниями нужно не только развитие рынка корпоративных ценных бумаг, но и обеспечение динамичного роста экономики. В этом случае ценные бумаги корпораций станут более привлекательными по доходности, но окажутся подвержены более высокому риску, что потребует опыта инвестирования финансовых институтов и более детального peгyлирования их деятельности.

Конкретные масштабы и характер проблем инвестирования пенсионных ресурсов обнаружатся только в ходе практического осуществления таких инвестиций, но уже в самом начале необходимо оценить наиболее важные и сложные из них, чтобы быть готовыми решать эти проблемы.

Рассмотренные вопросы характеризуют комплексный характер задач развития российской финансовой системы, что диктует необходимость многостороннего подхода к их решению, поскольку в силу специфики переходного периода в развитии российской системы ключевая роль принадлежит государственным органам регулирования, призванным не только контролировать, но и активно строить эту систему.

Для успешного решения задач развития российской финансовой системы с учетом долговременных мировых интересов России и их адаптации к условиям глобализации, требуется активное использование мирового, в особенности американского опыта в этой области, и его рациональное применение с учетом конкретных российских особенностей.

По нашему мнению, необходима комплексная программа развития российской финансовой системы, в разработке и осуществлении которой приняли бы участие основные органы государственного регулирования, включая Минфин, Центробанк, ФСФР и другие заинтересованные ведомства, а также ведущие финансовые институты, в том числе крупные банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды и другие структуры.

    1.   АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИИ

 

Зарубежный опыт и российская практика последних лет свидетельствуют о необходимости приведения методов осуществления финансовой политики, параметров ее реализации в соответствие с тенденциями и требованиями экономического развития. Это означает повышение инвестиционной направленности финансовой политики, усиление ее связи с реальным сектором экономики.

Проблема ограниченности инвестиционных ресурсов решается, как правило, путем использования инструментов и институтов фондового рынка. Дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры фондового рынка обеспечивает новое качество экономического роста. С целью определения основных направлений развития российского фондового рынка необходимо выделить и проанализировать основные закономерности и особенности его развития.

Для российского фондового рынка характерен низкий уровень капитализации и незначительные объемы сделок. В сделках на рынке существенно участие коммерческих банков, использующих депозиты своих клиентов. Относительно небольшая доля акций российских компаний-эмитентов находится в свободном обращении на рынке. Такая ситуация объясняется высокой концентрацией акций у ограниченного круга владельцев.

В соответствии с мировой практикой динамичное развитие фондового рынка происходит не только интенсивным путем в форме развития и усложнения инфраструктуры рынка, но и экстенсивно за счет роста числа участников рынка, биржевых площадок и количества заключаемых сделок. В настоящее время наблюдается совершенствование механизма и инструментария российского фондового рынка с целью приспособления его к потребностям участников хозяйственной деятельности.

В последние десятилетия наблюдается глобализация мировых финансовых рынков с включением России в этот международный финансовый комплекс. В долговременной перспективе есть основания прогнозировать большее сближение российского и международного финансовых рынков, в том числе за счет большей унификации правил биржевой торговли и стандартов работы торговых площадок, а также приведения в соответствие с мировыми стандартами законодательной и налоговой системы, принципов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Таким образом, фондовый рынок в России принимает все более транснациональный характер, его структура усложняется, появляются специализированные сегменты, ориентированные на использование определенного инструментария. Об этом свидетельствует активная реакция российских фондовых индексов РТС и ММВБ на изменения мировых фондовых индексов, в первую очередь индекса Доу-Джонса, отражающего конъюнктуру не только американского, но и мирового финансового рынка.

Российский фондовый рынок по мировой классификации относится к группе развивающихся рынков и для него характерны следующие проблемы. На биржевом и внебиржевом рынках господствуют два монополиста– соответственно Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС). Индивидуальные инвесторы не имеют прямого доступа к рынку акций, так как их скупают пакетами оптовики-брокеры и коммерческие банки. В торговом обороте практически нет акций компаний высоких технологий. Большинство акций российских компаний по-прежнему остаются недооцененными. В результате любая публичная компания может стать объектом недружественного поглощения, что снижает стимулы для компаний выводить значительные пакеты своих акций на вторичный биржевой рынок. Среди участников российского фондового рынка пока недостаточно представлены институциональные инвесторы (паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании).

С развитием фондового рынка все более возрастает его роль в процессе управления финансовыми рисками. Как свидетельствует мировой опыт, по мере роста и расширения операций на фондовом рынке доля инструментов страхования рисков постоянно возрастает по сравнению со спекулятивными инструментами. Совершенствование технологии организации и механизма проведения торгов должны быть направлены на достижение прозрачности рынка и сокращение степени риска проводимых на нем операций. Развитие фондового рынка в России в немалой степени связано со степенью заимствования зарубежного опыта финансового инжиниринга, а также с уровнем активности государственных регулирующих органов, саморегулирующихся организаций и профессиональных участников рынка в сфере управления рисками.

Отсутствие достаточной государственной законодательной и нормативной базы на начальном этапе формирования рынка стимулировало его расширение и развитие, и было привлекательно для участников фондового рынка высокой доходностью и практически полным отсутствием контроля со стороны финансовых и налоговых органов. Развитие и расширение деятельности на фондовом рынке приводит к необходимости формирования процесса саморегулирования рыночной деятельности.

Формирование цивилизованного и высокотехнологичного фондового рынка становится возможным с появлением законодательной и нормативной базы, которая обеспечивает доступ на рынок профессионально подготовленным участникам и контролирующим органам. При этом происходит неизбежное снижение доходности операций с соответствующим уменьшением уровня их риска. Большинство профессиональных участников рынка устраивает такое соотношение между риском и доходностью, так как потерю доходности они рассматривают как некую плату за низкий риск проводимых операций, обеспеченных принятой законодательной базой.

Следует отметить, что российский фондовый рынок по-прежнему носит в основном спекулятивный характер. Поэтому на рынке не происходит перераспределения рисков, а все выигрыши одних участников рынка складываются из проигрышей других. Следовательно, стабильный доход может получить лишь группа наиболее квалифицированных и крупных участников рынка, которые имеют возможность резко менять котировки ценных бумаг. В этом случае большинство участников рынка несут значительные потери. Таким образом, для большинства участников фондового рынка актуальна проблема использования в сделках внутренней информации и манипулирования ценами со стороны отдельных крупных участников рынка.

В условиях отсутствия устойчивого спроса, как на приобретение, так и на размещение ценных бумаг на открытом биржевом рынке со стороны основных субъектов экономики макроэкономическая роль фондового рынка, как системы межотраслевого перераспределения инвестиций для финансирования реального сектора, не выполняется. Следовательно, биржевой рынок используется преимущественно для спекулятивных операций, а большинство сделок со значительными пакетами акций крупных и средних предприятий осуществляется на внебиржевом рынке.

Российский рынок акций преподнес инвесторам приятный сюрприз. Индекс РТС вырос на 5,4% (рисунок 4), с начала года индексы повысились на 9,85% и 11,2% соответственно, а ММВБ прибавил при этом 5,77%. Похоже, что отложенный спрос наконец-то проявился на отечественных биржах, либо просто на фоне снижения торговых объемов и ликвидности малейшая покупка со стороны ВЭБ тут же привела к подъему индексов.

 

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка РФ