Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Целью исследования является оценка современного состояния фондового рынка РФ.
Задачи:
1) раскрыть сущность фондового рынка;
2) провести анализ состояния фондового рынка в Российской Федерации;
3) выявить перспективы развития фондового рынка Российской федерации.
Введение 3
1 Место и роль фондового рынка в экономике государства 5
1.1 Понятие фондового рынка, его структура и виды 5
1.2 Понятие ценных бумаг и их классификация 10
1.3 Роль фондового рынка в развитии экономики государства 15
2 Анализ состояния фондового рынка в Российской Федерации 18
2.1 Оценка состояния фондового рынка России 18
2.2 Анализ развития фондового рынка в России 24
3 Перспективы совершенствования государственного регулирования 30 фондового рынка Российской федерации
3.1 Направления совершенствования учетно-расчетной инфраструктуры 30 фондового рынка
3.1.1 Центральный депозитарий 30
3.1.2 Клиринг как инструмент оптимизации расчетов 32
3.1.3 Повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем 33
3.1.4 Развитие рынка ипотечных ценных бумаг 34
3.2 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг на основе 35 Интернет-технологий
Заключение 41
Список использованных источнико
Рисунок 4- Значения индексов ММВБ и РТС в октябре 2010 г
Объемы торгов в октябре повысились по сравнению с сентябрем. Среднедневной объем торгов на ММВБ составил 51,74 млрд руб по сравнению с 40,33 млрд руб. месяцем ранее (рисунок 5).
Российский фондовый рынок в октябре пережил, пожалуй, свой наибольший подъем в прошлом году, главным итогом которого стал подход индикаторов к максимальным отметкам. Благоволило в десятом месяце года практически все — из-за рубежа одна за другой сыпались позитивные публикации и отчеты, подтверждавшие выход мировой экономике из летнего пике, не отставали от них и отечественные данные, а цены на нефть продолжили держаться на высоких позициях. Все это заставило уйти в тень пессимистичные разговоры о будущем экономики.
Весь месяц тянули за собой российский рынок ведущие банки страны, доверие к которым вернулось после серии удачных отчетов. Обыкновенные акции «Сбербанка» подорожали за месяц на 17,75%, привилегированные — на 14,4%, бумаги «ВТБ» выросли в цене на 15,26%. К тому же оба банка попали в список госактивов для приватизации. В него вошли «Роснефть» (+6,14%) и «Аэрофлот» (+15,26%) и не попала «Транснефть» (+8,98%), но на ней непопадание сказалось не сильно, игроки были готовы к такому исходу.
Вновь в лидерах роста в октябре оказался «АВТОВАЗ» (+30,97%), которой после новой серии агрессивных спекуляций вернулся на покинутые в сентябре позиции.
Не может занести октябрь себе в актив «ЛУКОЙЛ» (+0,06%), который теперь обречен на продажу своих акций, выкупленных, напомним, у американской ConocoPhillips.
Главными же аутсайдерами месяца стали крупнейшие металлурги страны, цены на сырье в октябре взяли курс на снижение. Лишь «Норильский Никель» (+7,47%) стабильно шел вверх, «Северсталь» (-6,34%) же вместе с «НЛМК» (-2,07%), «ММК» (-2,16%) и «Мечелом» (-6,51%) похвастать ничем не могут.
Анализ фондового рынка России за август 2011 года.
Рынок акций. За период с 1 по 31 августа 2011 г. рублевый индекс ММВБ понизился на 9,33%, долларовый индекс РТС обвалился на 13,37% (рисунок 6). С начала года индекс ММВБ упал на 8,41%, индекс РТС повысился на 3,84% соответственно.
Рисунок 6 - Значения индексов ММВБ и РТС в августе 2011 г.
Среднедневной объем торгов на ММВБ составил 71,9 млрд.руб., что существенно выше значения июля – 47,5 млрд. руб. (рисунок 7).
Рисунок 7 - Объемы торгов на ММВБ и РТС в августе 2011 г.
Тенденции месяца:
- снижение по всему спектру ликвидных бумаг.
- рост стоимости бивалютной корзины, ослабление рубля.
- очень высокая волатильность как следствие резкого обвала котировок.
Долгосрочный восходящий тренд, берущий свое начало с весны 2009, года не имел ни одной выраженной коррекции. И как это всегда бывает на рынке, случилась эта коррекция, когда о ней говорили все, но мало кто реально верил. Август вновь напомнил, что "черные лебеди" рано или поздно встают на крыло, и что нельзя ничего исключать. Все что происходило на рынках в августе можно охарактеризовать одним словом – волатильность. Но обо всем порядку.
США, как и ожидалось, повысили планку госдолга до уровня $14.3 трлн. и приняли план сокращения расходов бюджета на $900 млрд. Однако, рейтинговым агентствам тоже нужно было хоть как-то сохранить лицо, так как после кризиса 2008 года их оценки и рейтинги сильно утратили доверие. Удар на себя приняло агентство Standart & Poor’s, впервые в истории понизив кредитный рейтинг США на одну ступень с уровня ААА до АА+ с негативным прогнозом. Никаких последствий, кроме имиджевых, для американских трежерис это решение не несет. Тем не менее, мировые рынки отреагировали резким снижением. Стоит добавить, что в эпоху структурных продуктов, механических торговых систем и стоп-заявок, которые давно вытеснили человека, глубина падений резко возросла. В большинстве случаев, для фиксации убытков или открытия шортов используются приказы "продать/купить по рыночной цене", поэтому получается эффект домино и даже технических откатов практически нет. Российский индекс ММВБ с уровней 1700 пунктов в моменте уходил ниже 1400, падали почти все ликвидные бумаги. Серьезно просел второй эшелон, который и без того был откровенно слаб. Пожалуй, наиболее безопасными выглядят привилегированные акции со стабильными дивидендами, которые сродни облигациям.
Срочный
рынок ФОРТС – отдельная
Контрастом
выглядели продовольственные
С технической точки зрения, сейчас на рынке формируется отскок вверх. Однако говорить о растущем тренде пока преждевременно, для более обоснованных покупок лучше дождаться, когда рынок закрепится на уровнях 1600-1650 по ММВБ. Не исключена и новая волна снижения к локальным минимумам, однако серьезного потенциала дальнейшего падения не видно. Пытаться угадывать дно бесполезно, текущие уровни вполне привлекательны для формирования портфеля акций, особенно это касается бумаг 2-3 эшелона. Ключевым вопросом сейчас является манименеджмент, или, проще говоря, борьба страха и жадности.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ
3.1 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-РАСЧЕТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОНДОВОГО РЫНКА
3.1.1 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ
Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой сделки осуществляются на биржевых площадках путем частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга. Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария.
В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами, облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг и проведены корпоративные действия.
Следующим шагом должно стать отделение клиринговой деятельности от биржевой, создание на этой базе технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации (при одновременном развитии института клирингового брокера). Фондовые биржи должны быть наделены широкими полномочиями по работе с эмитентами и частично осуществлять функции, возложенные в настоящее время на регулятора. К числу таких функций относятся надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации на этапе размещения ценных бумаг, если такое размещение осуществляется на фондовой бирже, надзор за соблюдением эмитентами, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже, требований, касающихся раскрытия информации.
Создание учетно-расчетной системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организации диалога по вопросам консолидации этой системы между регуляторами финансового рынка (в первую очередь Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации) и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций. В любом случае указанная система должна создаваться с учетом международного опыта, а также общепринятых международных стандартов.
Создание центрального депозитария является кратчайшим путем к решению таких важнейших проблем, как повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги и создание условий для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе клиринга, осуществляемого в клиринговых организациях.
Возможность центрального депозитария гарантировать право собственности на ценные бумаги будет обеспечиваться тем, что только ему будет предоставлено право открывать лицевые счета номинального держания в реестрах. Одновременно должно быть ограничено число уровней номинальных держателей, чтобы удешевить и упростить систему учета, сохранив возможность оказания депозитарных услуг региональными брокерами, и обеспечить доступ их клиентов к торговым площадкам через крупные депозитарии, а к внебиржевому рынку - через крупные кастодиальные депозитарии. Владельцам ценных бумаг будет обеспечена возможность выбора варианта учета прав собственности на ценные бумаги в депозитарии или реестре. Выбор реестра целесообразнее, если собственник совершает операции с ценными бумагами редко.
Правовые условия деятельности центрального депозитария должны быть определены на законодательном уровне. Законодательством Российской Федерации будут предусматриваться требования к защите и безопасности хранящейся в центральном депозитарии информации о праве собственности на ценные бумаги, а также жесткие санкции, которые должны применяться к лицам, имеющим доступ к этой информации, за ее разглашение или утечку. Также будут установлены особые требования к системе принятия решений по корпоративным вопросам, вопросам тарифной и инвестиционной политики центрального депозитария с целью исключить влияние узкого круга лиц на ключевые аспекты его деятельности.
3.1.2 КЛИРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ
Осуществление учета сделок с ценными бумагами в рамках центрального депозитария обеспечит уникальную возможность для организации централизованного клиринга при расчетах по сделкам с ценными бумагами, что позволит более эффективно использовать средства участников финансового рынка и существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Наличие центрального депозитария и централизованного клиринга позволит реализовать прозрачную и недорогую систему заключения сделок на российских биржевых площадках.
Для этого потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:
1) установление требований к капитализации клиринговых институтов и повышение требований к финансовой устойчивости и надежности брокеров;
2) разделение рисков биржевой и клиринговой деятельности;
3) предоставление возможности кредитования деньгами и ценными бумагами для завершения расчетов (в том числе в форме операций РЕПО);
4) обеспечение гарантий исполнения обязательств (в том числе путем создания гарантийных фондов).
Только после решения указанных проблем российские расчетные и, как следствие, торговые системы смогут успешно конкурировать с зарубежными организованными рынками.
3.1.3 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИРЖ И ТОРГОВЫХ СИСТЕМ
Повышение конкурентоспособности российских организаторов торговли является необходимым условием, вызванным ужесточением конкурентной борьбы между биржами и торговыми системами, занимающимися организацией торговли на различных финансовых рынках. Практически все организаторы торговли на этих рынках реализуют программы повышения конкурентоспособности в борьбе за ликвидность, понимая, что это единственный путь к выживанию в условиях глобальной конкуренции.
Для повышения конкурентоспособности российских организаторов торговли помимо решения проблем учетно-расчетной системы фондового рынка необходимо осуществить следующие меры:
1) совершенствование корпоративного управления биржами и обеспечение прозрачности их деятельности с целью повышения доверия со стороны потребителей их услуг;
2) повышение роли торговых систем в предотвращении манипулирования рынком и проведения инсайдерской торговли путем предоставления им некоторых регулятивных функций;
3) повышение роли фондовых бирж в области контроля за раскрытием информации эмитентами, соблюдением эмитентами положений кодекса корпоративного поведения и представлением ими консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;
4) создание системы эффективного разделения рисков при организации торговли финансовыми активами и срочной торговли указанными активами путем установления нормативов для бирж и организаций, осуществляющих клиринг;
5) обеспечение справедливого ценообразования путем установления равного доступа участников рынка и инвесторов к биржевым торгам, а также предотвращения монопольного положения отдельных участников рынка, изменения системы отчета по внебиржевым сделкам.
Для того чтобы расширить возможности бирж и торговых систем в этой области, необходимо ввести соответствующие правовые нормы в законодательство Российской Федерации.
Для стимулирования концентрации операций с финансовыми активами других стран на российских биржах необходимо создать правовые основы для выпуска и обращения российских депозитарных расписок на эти активы.
Для секторов, в которых целесообразно создание торговых систем, государственная политика должна предусматривать меры по стимулированию формирования инфраструктуры организованного рынка. Так, для формирования срочных бирж на товарном рынке могут быть, к примеру, приняты решения о проведении государственных закупок исключительно через эти биржи и признании биржевой котировки закупочной ценой.
Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка РФ