Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:57, реферат
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
Введение
Инновационную
сферу от научной и производственной
отличает наличие специфической
маркетинговой функции, специфических
методов финансирования, кредитования
и методов правового
В широком смысле
слова, инновационная деятельность
- это момент жизнедеятельности обществ,
включающий в себя социально-политические,
экономические, общественные и другие
факторы общественного
В узком (экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.
Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.
В условиях
экономической реформы,
И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня только
государство способно приостановить
разрушение накопленного научно-технического
потенциала обеспечить необходимыми
объемами инвестиций, с помощью государственных
долгосрочных и краткосрочных программ.
Цель данной
работы: выявление основных направлений
государственной инновационной политики
в США.
1. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.
Независимо от
уровня регулирования сферы
финансированием,
распространением технических знаний,
конкуренцией.
Основной составляющей
системы государственной
Методы воздействия
государства в области
Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.
Наиболее действенными
методами инновационного регулирования
являются экономические, основанные на
учете мотивационных факторов товарного
производства. Они отличаются от административных
не директивным характером и использованием
экономических рычагов и
К прямым методам
экономического воздействия относятся
инвестирование в виде финансирования
(целевого, предметно-ориентированного,
проблемно-направленного), кредитования,
лизинга, фондовых операций, планирование
и программирование, а также государственное
предпринимательство и государственные
заказы.
Задачей косвенных
экономических методов является
формирование общественных, а не индивидуальных
условий инновационной
налоговое и амортизационное регулирование;
кредитная и фондовая политика;
ценовое регулирование;
политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика:
- кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
- налоговая политика
может предусматривать
К методам косвенного
воздействия на инновационную деятельность
относится регулирование
Специфической
формой воздействия государства
на инновационную деятельность является
сбор и обработка данных, необходимых
для долгосрочного
2.
Инновационная деятельность
США
Осуществление
научно-технической политики США базируется
на хорошо развитой институциональной
структуре. Основными рычагами федерального
правительства в стимулировании НИОКР
являются два крупных межведомственных
органа:
Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований.
Американский
научный совет, представляющий интересы
промышленности и университетов
в научно-технической политике.
Важнейшую роль
в осуществлении
Министерство обороны
Национальное управление
по аэронавтике и исследованию космического
пространства (НАСА)
Другие министерства
и государственные организации (Министерство
энергетики, Национальный институт здравоохранения,
Национальное бюро стандартов и др.) также
оказывают содействие в стимулировании
НИОКР, но только в пределах отраслевых
программ.
Особенностью
американской структуры управления
научно-техническим прогрессом - тесное
взаимодействие государства и частного
бизнеса. Значителен удельный вес смешанных,
финансируемых за счет государственных
и частных источников, организаций, среди
которых:
Национальный центр промышленных исследований,
Национальная академия,
Американская
ассоциация содействия развитию науки,
основная задача
которых заключается в поисках
путей повышения научно-технического
и экономического потенциала страны. Одно
из направлений реализации этой задачи
— эффективное использование уже накопленного
арсенала достижений, изобретений и нововведений,
В ходе выполнения федеральных программ
и контрактов, и передача их для внедрения
в частный сектор.
Особое внимание
в США с конца 80-х и начала
90-х годов уделяется передаче федеральных
технологий — технологическому трансферту.
Заинтересованность федерального правительства
и частного сектора в трансферте огромна,
так как проведенные в США исследования
показали, что один доллар, потраченный
на фундаментальные исследования, дает
отдачу в размере двух долларов через
шесть-семь лет, а от передачи технологии
можно получить экономический эффект
в соотношении 20:1 и выше и результаты могут
быть достигнуты иногда уже в течение
нескольких дней.
Технологический
трансферт способствует расширению
объема продаж и рынков сбыта; созданию
новой, более совершенной техники
и технологии; сокращению стоимости производства;
стимулированию теоретических и прикладных
исследований, которые ранее считались
практически не выполнимыми; сокращению
сроков проведения НИОКР и внедрения новой
техники; повышению производительности
труда; сокращению издержек производства;
повышению качества и расширению границ
применения полученной ранее техники
и технологий; улучшению организации производства;
повышению квалификации кадров.
В США действует
Закон о передаче федеральной
технологии, принятый в 1986г., который
в 90-е годы был подкреплен рядом законодательных
актов по стимулированию такой передачи,
где были пересмотрены положения по охране
авторских прав на федеральную технологию,
расширены масштабы лицензирования, разработаны
мероприятия, направленные на повышение
материальной заинтересованности ученых
и инженеров от внедрения технологии.
В США, с помощью
крупномасштабных целевых проектов
государственное регулирование
инновационных процессов
льготное налогообложение инновационной деятельности;
льготное кредитование
и выдача грантов мелким фирмам –
инноваторам и отдельным
бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
формирование
государственной инновационной
инфраструктуры и способствование
функционированию рынка инноваций,
на котором государство выступает
как агент отношений купли-
мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
предоставление
субъектам инновационной
осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
антимонопольное
законодательство, обеспечивающее развитие
внутренней и международной
Инвестиционный
фонд Министерства энергетики США занимается
финансированием как отдельных
исследовательских проектов, осуществляемых
мелкими фирмами, так и субсидированием
индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую
ориентацию фонд подчёркивает тем, что
отдает предпочтение разработкам, имеющим
«высокий риск провала».
Существенный
элемент прямой поддержки инновационных
процессов — формирование государственной
инновационной инфраструктуры. Государство
может создавать сети центров распространения
нововведений и консультационных центров,
оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию
рынка инноваций (информация в государственных
изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т.
п.) и само выступает его агентом, например
при покупке и продаже лицензий.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование инновационных процессов
в стране и за рубежом, а часто и поиск
наиболее эффективных передовых технологий
для широкого внедрения. Особое место
занимает государственная экспертиза
инновационных проектов, поскольку отдельным
организациям, осуществляющим нововведения,
трудно оценить все их возможные эффекты
в общеэкономическом масштабе. Инновационным
организациям могут предоставляться льготы
по оплате государственных услуг — связи,
тепла, электроэнергии и т. д.
Информация о работе Государственные инновационные политики в США