Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:57, реферат
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
Не следует
упускать из виду меры моральной поддержки,
среди которых можно назвать вручение
выдающимся ученым и инноваторам государственных
наград, присвоение почетных званий, пропаганду
инновационных способов хозяйствования,
потребления инновационных продуктов
и услуг, имеющихся в стране научно-технических
и нововведенческих традиций, посещение
руководителями государства ведущих инновационных
организаций, участие представителей
научно-технической интеллигенции в важнейших
государственных мероприятиях, поддержка
самоорганизации научно-технического
сообщества и т. д.
Среди мер косвенного
регулирования прежде всего следует
отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение
прибыли реализуется как путем сокращения
налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения
налоговых ставок, вычитаемых из налоговых
платежей.
Особенностью
Государственной инновационной
политики США также является низкая
«ведомственная» концентрации решений
по выработке и реализации инновационных
проектов.
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР", а еще ранее, в 1980 г., был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
поощрение частных
лиц и корпораций, вносящих большой
вклад в развитие науки и техники.
В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35% — из федерального бюджета (около 200 млрд дол. США); 60 — за счет собственных средств производственных компаний; 5% — из средств правительств штатов, органов местного самоуправления, колледжей, университетов и частных фондов. Значительную часть фундаментальных исследований в США осуществляют университеты. Преимущественная часть данных разработок финансируется федеральным правительством через систему фантов. Исполнительная власть в США является проводником национальной политики в сфере инновационной деятельности. При этом федеральное правительство не имеет централизованного органа управления научными разработками и данную деятельность осуществляет через небольшое число агентств и компаний. Коммерциализацию результатов НИОКР регулируют более 20 законов и указов президента США, обеспечивающих баланс интересов частных компаний — потребителей НИОКР, университетов и государства как основного инвестора НИОКР.
Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше 5 млрд дол. из государственных средств и 935 млн дол. — из средств частного сектора. К основным формам поддержки относятся:
• специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;
• займы
полинии государственной
• государственные финансовые вложения;
• создание разветвленной сети венчурных фондов;
• финансирование
из средств частного сектора и др.
Органами государственного
регулирования инновационной
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
НАСА;
Национальное бюро стандартов;
Министерство обороны;
Национальный центр промышленных исследований;
Национальная академия наук;
Национальная техническая академия;
Американская
ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре
структуры имеют смешанное
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный
элемент прямой поддержки инновационных
процессов — формирование государственной
инновационной инфраструктуры. Государство
может создавать сети центров распространения
нововведений и консультационных центров,
оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию
рынка инноваций и само выступает его
агентом.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование инновационных процессов
в стране и за рубежом, а часто и поиск
наиболее эффективных передовых технологий
для широкого внедрения. Особое место
занимает государственная экспертиза
инновационных проектов, поскольку отдельным
организациям, осуществляющим нововведения,
трудно оценить все их возможные эффекты
в общеэкономическом масштабе.
Особенностью
государственной инновационной
политики США является также низкая
«ведомственная» концентрация решений
по выработке и реализации инновационных
проектов.
В США большое внимание
уделяется прогнозированию, стандартизации,
оптимизации управленческого решения,
государственной экспертизе инновационных
проектов, ведению государственной статистики
инноваций, отработан механизм развития
внутренней и международной конкуренции,
антитрестовское законодательство действует
уже более 100 лет.
Заключение
Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере – США). Для проведения эффективной политики необходимы:
активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.
создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).
разработка программ
по использованию передовых
формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.
Во многих странах все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:
1)ориентирование и поддержка научных исследований;
2регулирование направлений научно-технического развития;
3)защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
4)совершенствование системы стимулирования НТП;
5)содействие процессам обращения информации;
6)совершенствование системы организации передачи технологий;
7)лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
8)косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);
9)разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
10) развитие
методов управления научно-
11) расширение
масштабов международного
12) прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);
13) изучение
закономерностей
14) дальнейшее развитие
и совершенствование интенсифицирующих
методов.
Список литературы:
Информация о работе Государственные инновационные политики в США