Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 06:36, контрольная работа

Описание

С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров. На биржах в зависимости от вида товара, спроса и предложения осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инфраструктуры рынка.
1.1.Сущность,происхождение и основные составляющие
инфраструктуры рынка 6
1.2.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 11
1.3.Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструк-
туры рынка 12
2.Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
2.1.Биржи и их роль в рыночной экономике 16
2.2.Основные элементы инфраструктуры современного рынка 22
2.3. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального
банка 27
2.4. Кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную
инфраструктуру России 28
2.5. Международная инвестиционная позиция Р.Ф. 30
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического
развития страны.
3.1. Функции инфраструктуры рынка 34
3.2. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры 36
Заключение 40
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

0076443_41C6A_infrastruktura_rynka.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

- Мелкие и средние организации (50-100)человек осуществляют общее консультирование и специальное. Пример: управление кадрами ,  маркетинг

- Организации, оказывающие специальные технические услуги, например в области исследования операций.

- Другие субъекты – источники консалтинговых услуг:

• поставщики и продавцы компьютеров

• коммерческие  банки

• страховые компании

 

2.3 Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка.

      Банк - кредитно-финансовое  предприятие, основу  деятельности  которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

      Типы  банков можно свести к двум  основным. Центральные банки называют  “ банками для банков”, так  как они обслуживают все другие  банки  и  финансово- кредитные  учреждения, а также правительство(  поэтому  обычно  они  являются государственными).   Центральные   банки,   помимо   того,   регулируют    и контролируют денежное обращение и  и  всю  финансово  -  кредитную  систему, хранят у себя денежные средства других банков и официальные золото-валютные резервы страны.

      Коммерческие  банки - это “банки для всех”. Они имеют дело  с разными клиентами - от мелких вкладчиков до крупных фирм,  и бывают  универсальными (многооперационными) или специализированными, региональными или  отраслевыми и т.д.

      Основные  виды банковской деятельности  можно свести  к  следующим направлениям:

      - Прием и хранение вкладов.

      - Кредитование. Чаще всего  осуществляется  под  залог  ценных  бумаг, товаров, а также земли и другой  недвижимости  (ипотечный  кредит);  кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам.

      - Расчетное обслуживание - посредничество  в платежах  по  товарным поставкам, по заработной плате, налогам, пошлинам,  между  предпринимателями, населением и государством, а также ведение их счетов и т.п.

      - Учет векселей (или их дисконтирование) заключается в том, что банк скупает векселя с еще не наступившим сроком погашения,  удерживая  при  этом учетный процент (дисконт) в свою  пользу  (позднее,  при  наступлении  срока платежа  он  предъявляет  их  векселедателям  к  оплате).   Таким   образом, дисконтовать вексель - значит  купить  его  по  цене  ниже  его  номинальной стоимости.

       - Информационно-консультационные услуги.

       - Торгово-комиссионная  деятельность  охватывает  торговлю  золотом, операции  с  ценными  бумагами,  размещение  займов,  обмен  валют,  услуги, связанные  с  лизингом  (долгосрочная  аренда  или  сдача   производственных сооружений, машин и другого оборудования  в аренду,  иногда  с последующем выкупом имущества),факторингом (факторные операции) и т.д.

       - Доверительные операции (или трастовые) - это управление чьей  либо собственностью (землей, ценными бумагами и прочим) по доверенности.

 

2.4 Кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную

                            инфраструктуру России.

 

      Помимо  банков существуют и другие  кредитно-финансовые  “банкоподобные”  учреждения: страховые компании, пенсионные  фонды,  кредитные  кооперативы   и т.п. Огромные капиталы этих своеобразных  “денежных  бассейнов”  тоже  могут использоваться  для  кредитования  и  инвестирования  производства.   В   их деятельности можно выделить одну или две основных операции,  они  доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

      -  Инвестиционные   компании   занимаются   эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных  бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за  счет  кредита коммерческих банков.

      - Сберегательные  учреждения  (взаимно-сберегательные  ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения  населения и вкладывают  денежный капитал   в   основном   в   финансирование   коммерческого   и    жилищного строительства.

      - Страховые компании, главная функция которых -  страхование жизни, имущества и ответственности, превратились  в настоящее время в важнейший канал   аккумуляции   денежных   сбережений   населения   и    долгосрочного финансирования   экономики.    Основное    внимание    страховые    общества сосредоточили   на   финансировании   крупнейших   корпораций   в    области промышленности, транспорта и торговли.

      - Пенсионные  фонды,  как  и  страховые  компании,  активно  формируют страховой фонд экономики, который приобретает  все  большую  роль  в  процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают  свои  накопленные денежные резервы в облигации  и  акции  частных  компаний  и  ценные  бумаги государства,  осуществляя  таким  образом  финансирование,   как   правило долгосрочное, экономики и государства.

      - Инвестиционные компании выполняют роль  промежуточного  звена  между индивидуальным  денежным  капиталом  и  корпорациями,   функционирующими   в нефинансовой сфере. Инвестиционные  компании  отличаются  от  сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются  в  зависимости  от  колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции,  которыми  владеет  компания, приводит к росту курса ее  собственных  акций.  Основной  сферой  приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

      В   современных   условиях   специализированные    кредитно-финансовые институты заняли  важнейшее место на рынке ссудных   капиталов,  превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке.

 

                     2.5 Международная инвестиционная  позиция РФ.

 

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации публикуется  Банком России и является статистическим отчетом, позволяющим оценить объем внешних активов и обязательств России на начало и конец отчетного периода (календарный год) и изменение их структуры в результате совершения отдельных операций.

Чистая позиция страны равна разнице между ее внешними финансовыми активами и обязательствами. В зависимости от того, является ли чистая международная инвестиционная позиция положительной или отрицательной, страна является либо чистым кредитором, либо чистым должником.

Объем внешних финансовых активов России по состоянию на 1 января 2004 г. составил $315,1 млрд., что на 14,8% превышает значение на 1 января 2003 г. На рисунке ниже представлена динамика внешних активов РФ с начала 2001 г.

 
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО 

Совокупный объем внешних  активов в рассматриваемом периоде  возрос на $75,8 млрд. или 31,7%, причем основной прирост наблюдался в 2002-2003 гг. Динамика структуры внешних активов в последние годы характеризовалась уверенным приростом доли прямых инвестиций заграницу (с 8,4% на 1 января 2001 г. до 22,9% на 1 января 2004 г.). Объем прямых инвестиций заграницу возрос более чем в 3,5 раза – до $72,3 млрд.

Темпы роста портфельных  инвестиций из России также впечатляют (около 3,8 раз), однако их доля по состоянию  на начало т.г. по-прежнему остается минимальной 1,5% (0,5% на начало 2001 г.).

Основную долю в структуре  внешних финансовых активов, несмотря на значительное снижение как в абсолютном объеме, так и в относительном исчислении, занимают прочие инвестиции. По состоянию на 1 января т.г. их удельный вес составил 51,1% ($161,1 млрд.), на 1 января 2001 г. – 79,4% ($189,9 млрд.). Данная группа активов в основном представлена просроченной задолженностью к получению органами государственного управления. К началу т.г. ее объем снизился по сравнению с ситуацией на 1 января 2001 г. на $32 млрд. (32,4%).

Резервные активы ЦБ РФ и  Минфина также демонстрируют уверенный рост на протяжении последних лет. Так, с 2001 г. их объем увеличился в 2,8 раза и составил по состоянию на 1 января 2004 г. $76,9 млрд. Удельный вес в структуре активов в данном периоде увеличился с 11,7% до 24,4%.

Объем российских внешних финансовых обязательств по состоянию на начало 2004 г. возрос до $323,3 млрд. или на 30,3% по сравнению с началом предыдущего года. Динамика внешних обязательств России с начала 2001 г. представлена на рисунке ниже.

 
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО 

С начала 2001 г. прирост  объема внешних обязательств составил 76%, при этом в 2003 г. наблюдалось ускорение роста. Как видно из рисунка, объем обязательств в форме прямых и портфельных инвестиций в начале 2001 г. был примерно одинаковым. При этом в 2001-2002 гг. прирост портфельных инвестиций превышал увеличение прямых, однако тенденция резко сменилась на противоположную в 2003 г. Таким образом, к началу т.г. доля портфельных инвестиций в структуре внешних обязательств составила 29,1% (прирост в абсолютном объеме с 1 января 2001 г. составил $61,8 млрд. или 2,9 раза), прямых инвестиций – 26,8% (прирост составил $54,6 млрд. или 2,7 раза).

Наибольший удельный вес в структуре внешних финансовых пассивов на протяжении всего рассматриваемого периода занимали прочие инвестиции. При этом если в начале 2002 и 2003 гг. их объем был ниже уровня начала 2001 г., то по состоянию на 1 января 2004 г. прирост составил 19,4%.

Прочие инвестиции в  российскую экономику более чем  на 80% представлены ссудами и займами, прежде всего, в форме долгосрочных обязательств сектора государственного управления, объем которых сократился с начала 2001 г. по 1 января т.г. на $8 млрд. (12,5%).

Весьма значительные темпы роста наблюдались со стороны  пассивов банковского сектора и  сектора нефинансовых предприятий. По состоянию на 1 января 2004 г. их объем  составил $13 млрд. (прирост с начала 2001 г. – 5 раз) и $41,8 млрд. (прирост с начала 2001 г. – 2,5 раз) соответственно. Таким образом, доля обязательств банковского сектора в структуре прочих инвестиций возросла с 2,2% до 9,1%, нефинансовых предприятий – с 14,2% до 29,3%.

Ниже на рисунке представлена динамика чистой международной инвестиционной позиции РФ.

 
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО

Итак, по состоянию на 1 января 2004 г. внешние финансовые обязательства  России на $8,12 млрд. превышали объем  внешних финансовых активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны.

 

 3.1 Функции инфраструктуры рынка.

         Продуктом инфраструктуры является  посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:

- обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

- регулирование движения товарно-денежных  потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными  чертами или свойствами.

           Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также её развития.

Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является её продолжением, но её свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема  существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах  способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

Обе функции неразрывно  связаны  и не могут реализоваться  одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных  потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов.

Информация о работе Инфраструктура рынка