Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 06:36, контрольная работа
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров. На биржах в зависимости от вида товара, спроса и предложения осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги.
Введение 4
1.Понятие инфраструктуры рынка.
1.1.Сущность,происхождение и основные составляющие
инфраструктуры рынка 6
1.2.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 11
1.3.Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструк-
туры рынка 12
2.Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
2.1.Биржи и их роль в рыночной экономике 16
2.2.Основные элементы инфраструктуры современного рынка 22
2.3. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального
банка 27
2.4. Кредитно-финансовые институты, составляющие рыночную
инфраструктуру России 28
2.5. Международная инвестиционная позиция Р.Ф. 30
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического
развития страны.
3.1. Функции инфраструктуры рынка 34
3.2. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры 36
Заключение 40
Список литературы
Именно поэтому
инфраструктура благодаря
Институты инфраструктуры
рынка занимаются оказанием посреднических
услуг в области
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
Анализируя перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.
Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В (схеме1,2) приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.
Схема1.2
Технологические уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый |
Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй |
Железные дороги, мировое судоходство |
Третий |
Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио |
Четвертый |
Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый |
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в схеме1,2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры.
Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.
И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности.
Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью
инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.
Анализируя проблемы реализации промышленной политики России, мы приходим к пониманию того, что ее успех возможен лишь в том случае, если она будет дополнена мерами по развитию научно-образовательной и общехозяйственной инфраструктуры.