Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:28, курсовая работа
Но, не смотря на успехи в экономике и ее привлекательность, иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывали свои капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым комплексом проблем:
нестабильность экономической и политической ситуаций;
несовершенное и противоречивое законодательство;
неясность в определении прав собственности;
отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
Введение
1. Теоретические основы инвестирования
1.1. Понятие инвестиций.
1.2. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями
2. Особенности инвестирования в российскую экономику
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в экономике России
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
3. Сферы применения иностранного капитала на примере Нижегородской области
Заключение
Список литературы
В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться:
путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами: [7 с.345]
приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;
нестабильность в динамике производства по некоторым видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%) [9 c.376] ;
Таблица № 2
Производство | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Общие показатели по всем видам экономической деятельности в РФ | 108,9 | 108,3 | 104,0 | 103,9 |
Добыча полезных ископаемых | 108,7 | 106,8 | 101,3 | 102,3 |
Обрабатывающие производства | 110,3 | 110,5 | 105,7 | 104,4 |
в том числе: химическое производство | 105,4 | 106,6 | 102,6 | 101,9 |
деревообрабатывающая промышленность | 109,7 | 108,7 | 104,5 | 100,5 |
производство машин и оборудования | 119,0 | 121,1 | 99,9 | 103,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 103,3 | 101,3 | 101,2 | 104,2 |
одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности, при этом происходит снижение коэффициента обновления (табл. № 3) [9 c.338].
Таблица № 3
Степень износа | 2004,% | 2005,% | 2006,% | 2007,% |
Все основные фонды | 42,8 | 44,3 | 45,4 | 46,3 |
Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года) | 2,7 | 3,0 | 3,4 | 3,8 |
Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на начало года) | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 |
Коэффициент обновления основных фондов – это отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года по полной учетной стоимости, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.
Коэффициент выбытия основных фондов – это отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность процесса обновления основных фондов.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1 ускорения технического и экономического прогресса;
2 обновления и модернизации производственного аппарата;
3 овладения передовыми методами организации производства;
4 подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании "Энрют и Янг", нужно привлечь 200-300 млрд. долл., а для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира. Из-за спада производства и накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Долгое время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения иностранных инвестиций:
отсутствовало научное обоснование экономической и социальной концепций развития страны;
существовала правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
земельное законодательство было неэффективным;
уровень инфляции был очень высок, из-за нестабильности обменного курса рубля;
рыночная инфраструктура имела низкий уровень развития;
производственная и транспортная инфраструктуры были сильно изношены;
таможенный режим не поддавался прогнозам;
наблюдалось слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов в возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильными сторонами оставались бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступала большинству стран мира.
Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.