Источники финансирования физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:57, реферат

Описание

Цель моей курсовой работы состоит в том,чтобы выявить финансовый потенциал российского спорта.

Содержание

Введение 3
1.Государственное финансирование физической культуры и спорта 5
1.1.Основы государственного финансирования физической культуры и спорта 5
1.2.Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8
2.Внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта. 11
2.1.Меценатство в сфере физической культуры и спорта 11
2.2.Сонсорство в сфере физической культуры и спорта 17
3.Финансирование физической культуры и спорта в России 29
3.1.Мониторинг развития финансирования российского спорта 29
Список используемой литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Источники финансирования физической культуры и спорта.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

2.Внебюджетные  источники финансирования физической  культуры и спорта.

2.1.Меценатство в сфере физической культуры и спорта

 

Изначально  меценат – имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: "Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!".

 На первый  взгляд, меценатство отличается  от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант, его роль в развитии культуры, науки, искусства.

Период конца 18 - начала 19 вв. называют золотым веком меценатства  в России. Меценаты этого периода – это дворяне, представители богатых купеческих династий – предприниматели нового времени.  Самый знаменитый из них безусловно Петр Третьяков (1832-1898), создатель Третьяковской галереи – крупнейшего собрания произведений русской  живописи.    
Первым крупным спортивным меценатом в России был граф Григорий Рибопьер (1854-1916). Он родился в знатной и богатой семье, детство провел за границей. В Италии увлекся гимнастикой и пробовал выступать в цирке, затем в Швейцарии занимался альпинизмом, бегом, фехтованием, плаванием и  конным спортом. В 16 лет Рибопьер вместе с родителями вернулся в Россию и поступил на военную службу, участвовал в Русско-Турецкой войне, был награжден орденами и медалями. После ранения вышел в отставку, стал владельцем двух крупных конных заводов. Но интерес к спорту остался с детства, и он создал Санкт-Петербургское Атлетическое Общество, а в 1897 г. организовал и провел первый  чемпионат России по тяжелой атлетике. Рибопьер заслуженно считается одним из основателей олимпийского движения в России – на его личные средства была организована поездка российских спортсменов на  две их первые Олимпиады – в 1908  г., где  фигурист Николай Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом, и в 1912 г. Увы, мецената ждало разочарование – на этой Олимпиаде российские спортсмены выступили неудачно, не завоевав ни одной медали. А членом Международного Олимпийского Комитета Рибопьер был в течение 13 лет  - с 1900 по 1913 год.6

Современные Олимпийские  игры представляют собой коммерческое предприятие. Они приносят огромные прибыли, и не испытывают недостатка в спонсорах. Крупные фирмы-спонсоры получают доход от рекламы своих товаров, хотя официально открытая реклама на Олимпиаде запрещена, например, в Турине только что в центре скандала оказалась команда России – за слишком заметное название фирмы «Боско спорт» на форме спортсменов.  
В связи с коммерциализацией Олимпиад в конце 20 в. и другими негативными явлениями – такими, как организационные и судейские скандалы, политические конфликты, допинговые истории - была предпринята попытка организовать альтернативные игры мирового масштаба. Американский телемагнат Тэд Тернер на собственные средства реализовал свою идею проведения Игр Доброй воли.

Впервые Игры доброй воли прошли в 1986 г. Их основной задачей  было провести соревнование спортсменов США и СССР после бойкотов Олимпиад 1980 и 1984 гг. Эти Игры были задуманы как международные состязания, которые проводились бы раз в четыре года (в перерывах между Олимпиадами) как праздник "чистого спорта", без всякой политики. Хотя первоначально Игры задумывались как соперничество ведущих советских и американских атлетов, позднее было решено расширить границы. Спортсмены и команды приглашались на основании результатов, показанных на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных форумах, без отборочных и предварительных соревнований.

Игры Доброй воли в 1986 г. собрали более 3000 лучших спортсменов  из 79 стран. Вторые Игры Доброй воли прошли в 1990 г. в Сиэтле. Программа включала большой фестиваль искусств, на который собрались 1300 артистов из 24 стран. Сиэтл принимал рекордно большую группу граждан СССР, которая когда-либо посетила США - 1400 человек. Третьи Игры состоялись в 1994 г. в Санкт-Петербурге, четвертые  и последние при покровительстве Тернера - в 1998 г. в Нью-Йорке. В Лейк-Плэсиде в 2000 г. прошли Зимние Игры Доброй воли, а последние Игры Доброй воли состоялись в 2001 г. в австралийском городе Брисбен. По своей популярности Игры Доброй воли не достигли Олимпийских, к тому же в 2001 г. они были отмечены допинговыми скандалами и судейскими казусами. Игры 2005 г. были назначены, но затем отменены. Одновременно было объявлено, что больше Игры Доброй воли проводиться не будут.

При участии меценатов  развивался и российский футбол. Первым российским футбольным меценатом стал владелец ювелирного магазина Роберт Фульда. В 1909 г. он учредил кубок для команд Москвы, а спустя год организовал  Московскую футбольную лигу.

В начале 20 в. в России были меценаты и в других видах  спорта,  например, семья купцов Балашкиных из города Кургана. Сейчас меценатской деятельностью занимается Гарри Каспаров. Хотя сам он завершил свою шахматную карьеру, созданный им фонд помогает одаренным юным шахматистам  раскрыть свой талант. 

В 2003 г. российский политик, бизнесмен и миллиардер Роман Абрамович выступил в роли спортивного мецената, но, к сожалению, не  в России. Он купил один из  самых известных английских футбольных клубов – «Челси», который залез в долги и  выступал весьма посредственно. За возрождением «Челси» с интересом следят любители футбола во всем мире.  Благодаря приобретению за баснословные деньги сильных игроков, среди которых был и капитан сборной России Алексей Смертин, «Челси» быстро вышел на лидирующие позиции в Премьер-лиге. После 50-летнего перерыва лондонцы снова стали чемпионами страны. Победы «Челси» безусловно приведут и к коммерческому успеху его владельца, поэтому трудно сказать, что здесь превалирует – меценатство или бизнес. 

Известно, что именно Абрамович оплачивал услуги знаменитого голландского тренера Гуса Хиддинка, согласившегося возглавить сборную России по футболу (в его послужном списке мадридский «Реал», сборные Голландии, Кореи, Австралии). Этот видный тренер получал у нас около 5 миллионов евро в год, и Российской футбольной федерации такие расходы не по карману. Абрамович, вообще, весьма активен на футбольном рынке России, причем все больше в виде благотворительности. На его деньги строятся стадионы для детей, был проведен Кубок Первого канала в Израиле, приглашена команда Бразилии на недавний товарищеский матч со сборной России. Причем бразильцам за «тренировку» в Москве заплатили примерно полтора миллиона долларов. 

Смогут ли спортивные меценаты реально помочь российскому  спорту?  Это во многом зависит от политики государства и принимаемых законов. Но на меценатов возлагают большие надежды и поклонники спорта, и спортсмены высокого уровня. 

При любом состоянии  общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта не является прибыльной. В то же время такая деятельность, ее результаты, люди, осуществляющие ее, составляют национальное культурное достояние, тот пласт культуры, где создаются и сохраняются культурные ценности, значимые для воспроизведения общества в его своеобразии, с одной стороны, и равноправного участия в мировом культурном процессе, с другой. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния.7 
 
Именно поэтому во всем мире составляющие национальное культурное достояние объекты, направления профессиональной деятельности и осуществляющие ее люди находятся под специальной защитой государства. Однако из мировой практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и развития национального культурного достояния государственной поддержки оказывается недостаточно. Соответственно в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки национального культурного достояния. В России это институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность - меценатами. Благодаря функционированию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие такую деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие национального культурного достояния, не рассчитывая на получение прибыли.8

Таким образом, меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны.  
 
Однако деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, только если на уровнях государства и общества для нее существуют благоприятные условия, а именно:

  • государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности;
  • со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка;
  • на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства;
  • меценатская деятельность помогает меценату повышать свой             социальный статус законным образом.9  
     
    Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.

2.2.Сонсорство  в сфере физической культуры  и спорта

 

Спонсорство как социально-экономическое  явление появилось в нашей  стране сравнительно недавно. Само слово  «спонсор» (от англ. sponsor ) означает поручитель, гарант. Под спонсированием в экономике понимается попечительство, поддержка определенного вида деятельности в разных формах, среди которых преобладает финансовая. Спонсорство может осуществляться в безвозмездной или возмездной форме, но в отличие от кредитования, возмещение спонсорских затрат часто носит косвенный характер, т.е. имеет место не прямой возврат средств, а возмещение спонсорского взноса в виде удовлетворения иных интересов спонсора, которые в конечном итоге служат увеличению объема продаж. В этом смысле следует отличать спонсорство от меценатства, поскольку меценатство означает оказание финансовой, материальной или какой-либо еще помощи безо всяких условий.10 

Достаточно широко спонсорство  представлено в профессиональном спорте и имеет более чем столетнюю  историю. Бизнесмены, предприниматели всегда были склонны оказывать денежную или иную форму материальной поддержки спорту и отдельным спортсменам в виде благотворительности, приносящей им взамен популярность, обеспечивающей рекламу продаваемых товаров и услуг. По сути, спонсирование - это плата за получение известности, популярности, это один из способов повышения спроса на продукцию спонсора.

Развитие средств массовой информации, и в особенности средств  телекоммуникаций послужило мощным толчком к увеличению спонсорских взносов в профессиональный спорт, делая спонсоров рекламодателями и наоборот.

Если какой-либо вид  спорта еще не вышел на телеэкран, ему трудно привлечь спонсоров. Как  только он появился на телевидении, интерес  к нему спонсоров растет. Такой  вид спорта попадает в разряд коммерчески привлекательных (футбол, хоккей, баскетбол, теннис, автогонки, гольф). Анализ связей спорта со спонсорами выявляет одновременно и совпадение интересов, и определенные противоречия.

У всех спонсоров (как  и у всех предпринимателей) есть одна общая черта, которая их объединяет – желание получить доход от спонсорской деятельности. Если спорт способствует достижению этой цели, то фирмы проявляют интерес к финансированию спорта. И возможности выбора одного или нескольких видов спорта для последующего сотрудничества, их сегодняшние победы или неудачи, наличие перспективных планов развития и программ только подогревают интерес спонсора.

Обращаясь к спонсорской  деятельности как к средству продвижения  продукции на рынки, компании могут  преследовать различные цели, из которых самыми очевидными являются:

· Создание своей компании позитивного имиджа;

· Удерживания старых партнеров по бизнесу;

· Выявление новых  деловых возможностей;

· Развитие духа энтузиазма и корпоративного единства в самой компании.

Однако бывают и другие цели. Барри Франк, старший корпоративный вице-президент «International Marketing Group», сделал такое заявление: «Исходя из своего опыта, я могу сказать, что зачастую основной причиной и смыслом поддержки отдельных событий является развлечение клиентов. Крайне ценным представляется умение собрать и развлечь важных клиентов в считающемся престижным месте в атмосфере телекамер, спортивных журналистов и блеска; сделать так, чтобы эти люди смогли потолкаться в толпе звезд спорта и даже иногда сразиться с ними в армрестлинге. Многие компании, принимая решение об оказании спонсорской помощи тому или иному событию, руководствуются такими критериями, как место его проведения и тип клиентов, который оно способно привлечь».11

Для крупнейших представителей спортивной индустрии, подобных Nike, ADIDAS , чья продукция охватывает многие виды спорта – от скоростного бега на коньках до хоккея, или Rossignol, производящей горнолыжное снаряжение, присутствие на Олимпиаде означало беспрецедентную возможность дальнейшего укрепления популярности своих торговых марок. Благодаря спонсированию высококлассных спортсменов, они стремились расширить представление о своей продукции среди обыкновенных потребителей. Использование спортсменами продукции, относящейся к хорошо известным в мире спорта брендам, позволяет усилить эффект, производимый «вездесущими» логотипами, подобными найковскому «swoosh» или адидасовскому « equipment », которые легко узнаются как на баскетбольных матчах в нью-йоркском комплексе «Madison Square Garden», так и на всемирно популярной велогонке «Tour de France».12

Информация о работе Источники финансирования физической культуры и спорта