Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:04, реферат
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
Сущность контроллинга
Причины возникновения и основные этапы развития
Задачи и функции контроллинга
Принципы контроллинга
ТЕМА
1. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ
1. Сущность контроллинга.
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В
современной экономической
1. Контроллинг – руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. (Э.Майер).
2. Контроллинг – система управления ( Рудольф Манн)
3. Контроллинг – функция в поддержку менеджмента (Р.Герсне)
4. Контроллинг – управление прибылью (П.Хорват)
5.Контроллинг – управление достижением конечных целей предприятия»
В определении контроллинга можно выделить три составляющие:
1. Философская
Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
2. Функциональная
Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия по достижению целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.
3. Организационная
Контроллинг – структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов
Главными компонентами концепции контроллинга являются:
Философия доходности означает:
- ориентацию
мышления и действий
- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
- сочетание ориентации на клиентов и на доход;
- связь
системы стимулирования
- синхронизацию
целей предприятия и
- рост суммы активов предприятия как одного из возможных средств достижения стратегической цели;
- непрерывная оценка клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.
Сегодня контроллинг – основной поставщик информации для руководителей, реализующих цикл управления: определение целей→ декомпозиция и формализация целей через систему показателей→ планирование мероприятий и бюджетирование→ исполнение плановых мероприятий→контроль показателей и анализ отклонений→принятие управленческих решений.
Основное
предназначение контроллинга -
предупреждение возникновения
кризисных ситуаций.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
1.Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, а именно:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение
скорости реакции на изменения
внешней среды, повышение
- необходимость
в непрерывном отслеживании
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращении кризисных ситуаций.
2.Усложнение
систем управления
3. Информационный бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.
ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:
Контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце 19 века. Главной причиной рождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления.
5. 1929 – Мировой экономический кризис. Анализ экономической истории позволяет сделать вывод о том, что в решающей мере на развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в этот период руководство многих компаний пришло к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля (1929г). В этот период развитие контроллинга проходило как бы за «закрытыми дверями».
6. 1931г. - основан Институт контроллеров (в 1962 году преобразован в Финансово-административный институт). Это профессиональная организация, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга (США).
7. 1950-1970 контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. В этот период экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Начиная с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношениях ведения учета. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций:
В настоящее время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.
В общих чертах эволюция контроллинга за рубежом проходила в 4 этапа:
1 – ликвидность, имущество
2 – прибыль
3 – потенциал
4 – видение и миссия компании
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.
Основные этапы развития контроллинга в России:
1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;
1996-1997гг. – учет затрат и результатов;
1998-2000гг. – бюджетирование, оперативное планирование и управление затратами
С 2000 – информационный сервис для руководства
В 2000г. В России создано НП «Объединение контроллеров»
Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.
Функции контроллинга зависят от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.
- сбор и обработка информации;
- разработка и ведение системы внутреннего учета;
- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
- формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
- координация процесса обмена информацией;
- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
- составление сводного плана предприятия.
3) Контроль и регулирование:
- определение
величин, контролируемых во
- сравнение
плановых и фактических
- определение допустимых границ отклонений величин;
- анализ отклонений, интерпретация причин отклонения плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
4) Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка
архитектуры информационной
- стандартизация
информационных носителей и
- предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
- сбор
и систематизация наиболее