История развития контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:04, реферат

Описание

Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

Содержание

Сущность контроллинга
Причины возникновения и основные этапы развития
Задачи и функции контроллинга
Принципы контроллинга

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ 

  1. Сущность  контроллинга
  2. Причины возникновения и основные этапы развития
  3. Задачи и функции контроллинга
  4. Принципы контроллинга
 

1. Сущность контроллинга.

    Контроллингновоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования,  контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.

    В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

    1. Контроллинг –  руководящая концепция  эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования. (Э.Майер).

    2. Контроллинг – система управления ( Рудольф Манн)

    3. Контроллинг –  функция в поддержку менеджмента (Р.Герсне)

    4. Контроллинг –  управление прибылью (П.Хорват)

    5.Контроллинг  – управление достижением конечных целей предприятия»

    В определении контроллинга можно выделить три составляющие:

    1. Философская

    Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

    2. Функциональная

    Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия по достижению целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.

    3. Организационная

    Контроллинг – структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями

    Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов

    Главными  компонентами концепции  контроллинга являются:

    1. Философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в относительно долгосрочной перспективе.
    2. Поддержка цикличности функций управления (планирование→контроль→принятие корректирующих решений).
    3. Создание информационной системы – ядро контроллинга (позволяет создать единое информационное пространство)

Философия доходности означает:

- ориентацию  мышления и действий сотрудников  организации на рентабельность;

- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

- сочетание  ориентации на клиентов и на  доход;

- связь  системы стимулирования работников  с их конкретным вкладом в  достижение целей предприятия  (рентабельности);

- синхронизацию  целей предприятия и личностных  целей (личные доходы. карьера);

- рост  суммы активов предприятия как  одного из возможных средств  достижения стратегической цели;

- непрерывная  оценка клиентов по критерию  доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

      Сегодня контроллинг – основной поставщик  информации для руководителей, реализующих цикл управления: определение целей→ декомпозиция и формализация целей через систему показателей→ планирование мероприятий и бюджетирование→ исполнение плановых мероприятий→контроль показателей и анализ отклонений→принятие управленческих решений.

      Основное  предназначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций. 

  1. Причины возникновения и  основные этапы развития
 

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

1.Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, а именно:

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение  скорости реакции на изменения  внешней среды, повышение гибкости  предприятия;

- необходимость  в непрерывном отслеживании изменений,  происходящих во внешней и  внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращении кризисных ситуаций.

2.Усложнение  систем управления предприятием  требует механизма координации внутри системы управления.

3. Информационный  бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ: 

  1. 15 век –  первое упоминание контроллинга (Великобритания);

     Контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце 19 века. Главной причиной рождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления.

  1. 1778г. – законодательно учреждено ведомство конроллеров, задача которого управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств (США).
  2. 1880г. – контроллинг впервые использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом (США).
  3. 1892  - впервые введена должность контроллера на предприятии (США)

       5. 1929 – Мировой экономический  кризис. Анализ экономической истории позволяет сделать вывод о том, что в решающей мере на развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в этот период руководство многих компаний пришло к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля (1929г). В этот период развитие контроллинга проходило как бы за «закрытыми дверями».

         6. 1931г. - основан Институт контроллеров (в 1962 году преобразован в Финансово-административный институт). Это профессиональная организация, которая проводила и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга (США).

     7. 1950-1970 контроллинг стал распространяться во многих странах Европы. Особый подход формируется к контроллингу в Германии. В этот период экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Начиная с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношениях ведения учета. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.

     Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций:

  1. Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета
  2. Академия контроллеров (1971г.)
  3. Союз контроллеров (1975г.)
  4. Основание журнала «Контроллер» (1989г.)

В настоящее  время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции  центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах  (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

В общих  чертах эволюция контроллинга за рубежом  проходила в 4 этапа:

1 –  ликвидность, имущество

2 –  прибыль

3 –  потенциал

4 –  видение и миссия компании

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.

Основные  этапы развития контроллинга в России:

1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;

1996-1997гг. – учет затрат и результатов;

1998-2000гг. – бюджетирование, оперативное планирование и управление затратами

С 2000 – информационный сервис для руководства

В 2000г. В России создано НП «Объединение контроллеров»

Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:

  1. Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета
  2. Концепция контроллинга основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решений.
  3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль
 
  1. Задачи  и функции контроллинга

     Функции контроллинга определяются поставленными  перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.

     Функции контроллинга зависят от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.

  1. Учет:

    - сбор и обработка информации;

    - разработка и ведение системы внутреннего учета;

    - унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

  1. Планирование:

    - информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

    - формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;

    - установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

    - координация процесса обмена информацией;

    - координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

    - проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

    - составление сводного плана предприятия.

    3) Контроль и регулирование:

    - определение  величин, контролируемых во временном  и содержательном разрезах;

    - сравнение  плановых и фактических величин  для измерения и оценки степени  достижения цели;

    - определение  допустимых границ отклонений  величин;

    - анализ  отклонений, интерпретация причин  отклонения плана от факта  и выработка предложений для  уменьшения отклонений.

    4) Информационно-аналитическое  обеспечение:

    - разработка  архитектуры информационной системы;

    - стандартизация  информационных носителей и каналов;

    - предоставление  цифровых материалов, которые позволили  бы осуществить контроль и управление организацией;

    - сбор  и систематизация наиболее значимых  для принятия решений данных;

Информация о работе История развития контроллинга